«Корах», 5770.
Покушение на Абсолют
«И собрались против
Моше и Аґарона
и сказали им:
«Полно вам!
Ведь вся община
сообща выделена
и среди них Всевышний»
Бе-мидбар, 16:3
Тяжесть наказания зачинщиков, на первый взгляд, никак несоизмерима с преступлением. Обвинение в сторону Моше, что он причастен (своей самой «слышимой» молитвой) к выделению Аґарона и его сыновей, и требование о безусловном равенстве всех евреев – требование потому обращенное к Моше, что «за брата помолился, а за всех нет», – никак не объясняют невероятную строгость наказания.
Давайте сразу скажем, что их судьба – это «мера за меру». Почему? Чего они требовали? Как ни странно, чего-то очень хорошего. Они требовали максимальной близости Всевышнего! Мы все хотим как Аґарон! Мы все хотим иметь физический контакт со Всевышним, хоть раз в году, лишь в Йом Кипур, но – все! Что в этом плохого? Теперь обратим внимание, какой была их гибель. Ведь нет места на земле, где можно указать пальцем и сказать: «Вот здесь они похоронены»!
Теперь с этими людьми, которые ушли в преисподнюю, нет никакой связи. То есть, они, претендовавшие на максимум близости, на максимум связи со Всевышним, полностью вырваны и отрезаны. Нет даже места на Земле, куда можно прийти и оплакать их судьбу.
И что значит, что они живыми уходят? Когда достойный еврей умирает, то нормально, что о нём говорят – ушёл. Например, когда умирает Моше: «И был добавлен и присоединился он к праотцам своим».
Умереть – это присоединиться к чему-то, к народу, к семье. То есть смерть – это как бы рождение; но у Кораха, Датана, Авирама и иже с ними не было смерти. Они ни к чему не присоединились, они отрезаны по всем параметрам. По материальному – у них нет места, на которое можно пальцем показать, что они здесь. По духовному – они не соединились со своим народом. Написано, что каждый имеющий слух слышит, как они кричат оттуда – из преисподней: «Моше абсолютен и Тора абсолютна!» Я перевожу Эмет – «Истина» как «абсолют» в данном случае. Мы увидим сейчас, что они посягнули именно на Абсолют.
Утверждение о причастности Моше (пусть даже через молитву!) к авторству Торы не просто кощунственно, оно губительно! Ведь малейшее отклонение от божественности, помноженное на три тысячелетия, даёт в результате «гуманизацию» Пятикнижия, очеловечивание законов, полученных Моше на Синае (то есть всех законов!). Отсюда – необходимость немедленного пресечения подобных поползновений, безотносительно к чистоте (или нечистоте) намерений лидеров покушения. «Ампутация» виновников – прямое следствие их стремления к максимальной близости к Создателю посредством молитвы Моше, то есть через преступное «завышение» его роли.
Цена слов
«Отчего вы возноситесь?»
Бе-мидбар, 16:3
«Не поднимемся»
Бе-мидбар, 16:12
Мы уже не раз говорили о судьбоносности слов, нами произносимых. Реализация всей Торы связана с чистотой нашей речи, непроизнесением вслух отрицательной информации, которая базируется именно на далеко (иногда дальше, чем хотелось бы!) идущих последствиях непродуманных слов. И история Кораха и его соперников/сообщников даёт тому чрезвычайно убедительные примеры.
Чего стоит ответ Датана и Авирама на весьма корректное приглашение Моше: «И послал Моше позвать Датана и Авирама, сынов Элиава, но они сказали: «Не поднимемся!» (Бе-мидбар, 16:12). Комментарий мудрецов однозначен: «И действительно не поднялись, то есть опустились!»
Но самым страшным примером определяющего значения, которое приобретают подчас слова, нами произносимые, это вопрос-претензия: «Отчего вы возноситесь?» Увидеть самого скромного из людей, того, кто был в своих глазах ниже всех, возвышающимся над собой, было невозможно на поверхности земли: «А человек этот Моше, самый скромный на поверхности Земли» (Бе-мидбар, 12:3). И потому естественным местоположением для тех, кто смотрел и видел Моше над собой, была преисподняя!
О настоящем величии
Корах отличался скромностью, но той, которая бракованная, так как его позиция была следующей: «Я не цадик, и другие тоже!» А скромность Моше выражалась так: «Я не праведник, но весь Твой народ – праведники!»
(раби Шалом из Бельз)
Величие человек не приобретает, а получает с Небес. Корах был умным, богатым и родовитым, и был достоин высокого и царского. И не смог получить, ибо «и взял Корах» – не дождался, пока ему с Неба дадут, а пришёл и стал требовать, учинив распрю и споры.
В каждом поколении приходят в этот мир души Моше и Кораха. В тот момент, когда душа Кораха примет, без принуждения, господство души Моше, она будет исправлена.
(раби Симха-Буним из Пшисхи)
Не назначается человек на земле, а только если объявили о его назначении наверху. Если втыкает человек палку в песок и затем вытаскивает её, и не верит, что каждая песчинка падает точно на место, уготованное ей по приговору Небес, следует остерегаться, что он – эпикойрес.
Лидер Израиль всегда генерирует добро и изобилие на весь Израиль, на личность и на общину. Вся же суть Кораха была «и взял», всё только для себя».
(раби Менахем-Мендл из Коцка)
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment