Thursday, June 10, 2010

«Корах», 5770.

«Корах», 5770. 

   Покушение на Абсолют 
     «И собрались против 
   Моше  и Аґарона 
   и сказали им:
     «Полно вам! 
   Ведь  вся община
   сообща  выделена
   и среди них Всевышний»
   Бе-мидбар, 16:3 
   Тяжесть наказания зачинщиков, на первый взгляд, никак несоизмерима с преступлением. Обвинение в сторону Моше, что  он причастен (своей самой «слышимой» молитвой) к выделению Аґарона  и его сыновей, и требование о  безусловном равенстве всех евреев – требование потому обращенное к Моше, что «за брата помолился, а за всех нет», – никак не объясняют невероятную строгость наказания.
   Давайте сразу скажем, что их судьба –  это «мера за меру». Почему? Чего они требовали? Как ни странно, чего-то очень хорошего. Они требовали максимальной близости Всевышнего! Мы все хотим как Аґарон! Мы все хотим иметь физический контакт со Всевышним, хоть раз в году, лишь в Йом Кипур, но – все! Что в этом плохого? Теперь обратим внимание, какой была их гибель. Ведь нет места на земле, где можно указать пальцем и сказать: «Вот здесь они похоронены»!
   Теперь  с этими людьми, которые ушли в  преисподнюю, нет никакой связи. То есть, они, претендовавшие на максимум близости, на максимум связи со Всевышним, полностью вырваны и отрезаны. Нет даже места на Земле, куда можно прийти и оплакать их судьбу.
   И что значит, что они живыми уходят? Когда достойный еврей умирает, то нормально, что о нём говорят  – ушёл. Например, когда умирает  Моше: «И был добавлен и присоединился он к праотцам своим».
   Умереть – это присоединиться к чему-то, к народу, к семье. То есть смерть – это как бы рождение; но у  Кораха, Датана, Авирама и иже  с ними не было смерти. Они ни к  чему не присоединились, они отрезаны по всем параметрам. По материальному  – у них нет места, на которое можно пальцем показать, что они здесь. По духовному – они не соединились со своим народом. Написано, что каждый имеющий слух слышит, как они кричат оттуда – из преисподней: «Моше абсолютен и Тора абсолютна!» Я перевожу Эмет – «Истина» как «абсолют» в данном случае. Мы увидим сейчас, что они посягнули именно на Абсолют.
   Утверждение о причастности Моше (пусть даже через молитву!) к авторству Торы не просто кощунственно, оно губительно! Ведь малейшее отклонение от божественности, помноженное на три тысячелетия, даёт в результате «гуманизацию» Пятикнижия, очеловечивание законов, полученных Моше на Синае (то есть всех законов!). Отсюда – необходимость немедленного пресечения подобных поползновений, безотносительно к чистоте (или нечистоте) намерений лидеров покушения. «Ампутация» виновников – прямое следствие их стремления к максимальной близости к Создателю посредством молитвы Моше, то есть через преступное «завышение» его роли. 
Цена  слов 
   «Отчего вы возноситесь?»
   Бе-мидбар, 16:3 
   «Не поднимемся»
   Бе-мидбар, 16:12 
   Мы  уже не раз говорили о судьбоносности слов, нами произносимых. Реализация всей Торы связана с чистотой нашей  речи, непроизнесением вслух отрицательной  информации, которая базируется именно на далеко (иногда дальше, чем хотелось бы!) идущих последствиях непродуманных слов. И история Кораха и его соперников/сообщников даёт тому чрезвычайно убедительные примеры.
   Чего  стоит ответ Датана и Авирама  на весьма корректное приглашение Моше: «И послал Моше позвать Датана и Авирама, сынов Элиава, но они сказали: «Не поднимемся!» (Бе-мидбар, 16:12). Комментарий мудрецов однозначен: «И действительно не поднялись, то есть опустились!»
   Но  самым страшным примером определяющего  значения, которое приобретают подчас слова, нами произносимые, это вопрос-претензия: «Отчего вы возноситесь?» Увидеть самого скромного из людей, того, кто был в своих глазах ниже всех, возвышающимся над собой, было невозможно на поверхности земли: «А человек этот Моше, самый скромный на поверхности Земли» (Бе-мидбар, 12:3). И потому естественным местоположением для тех, кто смотрел и видел Моше над собой, была преисподняя! 
   О настоящем величии 
   Корах отличался скромностью, но той, которая  бракованная, так как его позиция  была следующей: «Я не цадик, и другие тоже!» А скромность Моше выражалась так: «Я не праведник, но весь Твой народ – праведники!»
   (раби  Шалом из Бельз) 
   Величие человек не приобретает, а получает с Небес. Корах был умным, богатым  и родовитым, и был достоин  высокого и царского. И не смог получить, ибо «и взял Корах» – не дождался, пока ему с Неба дадут, а пришёл и стал требовать, учинив распрю и споры.
   В каждом поколении приходят в этот мир души Моше и Кораха. В тот  момент, когда душа Кораха примет, без  принуждения, господство души Моше, она  будет исправлена.
   (раби  Симха-Буним из Пшисхи)
   Не  назначается человек на земле, а  только если объявили о его назначении наверху. Если втыкает человек палку  в песок и затем вытаскивает  её, и не верит, что каждая песчинка падает точно на место, уготованное  ей по приговору Небес, следует остерегаться, что он – эпикойрес.
   Лидер Израиль всегда генерирует добро  и изобилие на весь Израиль, на личность и на общину. Вся же суть Кораха была «и взял», всё только для себя».
   (раби  Менахем-Мендл из Коцка)
 
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной  программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: