Friday, June 18, 2010

«Хукат», 5770.

«Хукат», 5770. 

Против  смерти 
   «Всякий, прикасающийся
   к мёртвому, к душе человека,
   который умрёт, и не очистится –
   обитель Всевышнего осквернил.
   И будет отрезана
   эта душа от Израиля…
     И всякий, кто войдёт в шатёр
   [c умершим] …
   нечист  будет семь дней»
   Бе-мидбар, 19:13, 14 
   Сама  по себе нечистота умершего (тум‘ат ґамет) особого удивления не вызывает (смотрите в части III, главе 3, комментарий «Разделяй и властвуй (над йецером)» и др.). Разрыв связи между душой и телом – событие «космического» масштаба, несомненно, относящееся к классу событий, определяемых термином тум’а и означающих ухудшение или разрыв связи с Творцом. Но Пятикнижие и, вслед за ним, мудрецы – идут значительно дальше, определяя смерть как причину нечистоты… живых. Мудрецы в Мишне говорят, что умерший – «причина всех причин нечистоты»!
   Нам потребуется для объяснения такой  категоричности совершить коротенькое  путешествие в область человеческой психики. Данные нам чувства позволяют  человеку создавать представления о реальности, которые далеко не всегда соответствуют оной. Иногда мы слышим, видим – короче, ощущаем – в действительности вовсе не существующее1. Неспособность чувствовать внутреннюю суть происходящего – главная проблема, вызванная к жизни промахом первого человека. Особенно острой она становится при столкновении человека со смертью своего близкого.
   Да, мы тысячу раз знаем, что смерти (в  её атеистическом определении) нет. Но все наши органы чувств, на которые  мы так привыкли полагаться, убеждают нас в обратном. (Потому-то по еврейской традиции не рекомендуется детям смотреть на тело умерших родителей, а по йерушалаимской традиции дети даже не участвуют в похоронах отца и матери, в городе Всевышнего!) Шок физического столкновения со смертью столь силён, что требует специальной терапии. Сегодня – это еврейские законы о трауре, а когда существовал Храм, была возможность прямого воздействия на наше восприятие посредством закона о рыжей корове. В данном комментарии мы дадим лишь общие положения «теории противодействия смерти», заключённой в этих мицвот. Для более детального знакомства мы предлагаем аудиокурс «Рыжая корова».
   Универсальным ключом к раскрытию «тайны» рыжей  коровы послужит не имеющая себе равных «ошибка» Торы: «А человек чистый соберёт пепел (эфер – אפר) рыжей коровы и положит вне стана на чистое место… И возьмут для нечистого из почвы (афарעפר) сожженного хатата (исправляющего корбана, то есть рыжей коровы) и дадут на неё живую воду в сосуд. И возьмёт чистый человек эзов и обмакнёт в эту воду и окропит…» (Бе-мидбар, 19:9,17-18).
   Слова эфер – אפר – «зола» и афар – עפר– «почва» весьма похожи, но если первое из них олицетворяет прошлое, бывшее, то второе – несомненный символ будущего. И хотя понятно из контекста (и ґалахи – закона), что речь идёт о пепле сожженной рыжей коровы, который соединяют с живой водой (по определению – вода, соединённая с источником), а не о почве, но Пятикнижие допускает изменение, прямо указующее на смысл предписанного. Пепел, соединившись с водой, становится почвой – залогом грядущего возрождения!
   Терапия шока столкновения со смертью подразумевала  чувственное (мера – за меру!) восприятие возрождения из мёртвых. Всё, вложенное  в законы о рыжей корове, служит единственной цели – восстановлению прерванной шоком смерти связи с Источником Жизни. И чрезвычайно важно, что возрождение жизни, то есть связи с Истоком всех истоков происходит посредством рыжей коровы, о которой мудрецы сказали в мидраше:
   «Рыжая  корова – мать золотого тельца. Если сын гадит в приёмной царя, то вызывают его мать чистить загаженное».
   Мать  в данном случае – причина того, что привело к промаху золотого тельца. И если мы вспомним, что в  основе этого промаха лежало желание  сделать по-своему, не дожидаясь  указания сверху – то есть эгоизм, то и терапия будет понятной. Мицва, не имеющая рациональных корней, и потому не годящаяся в пищу человеческому эго, является лучшим средством от «золотого тельца», разорвавшего прямую связь евреев с Создателем.
   Ритуальная  нечистота – это симптом нарушения  «полнокровной» связи с Источником, а причина всех причин нечистоты – это, конечно же, нарушение связи с Творцом на сороковой день от Дарования Торы. Кстати, как мы учили2, само возвращение смерти связано именно с утратой уровня Синая. И потому более чем естественно, что единственное средство против причины всех причин нечистоты, смерти – это основополагающий Закон всей Торы, мицвот – действует сверх разума и поверх эгоизма! 
   Рецидив золотого тельца 
   Раби  Ицхак-Лейбуш Мальбим обращает наше внимание на «подмену» терминов: «И собери общину (эда)… и напоишь общину (эда)» в повелении Всесильного и произошедшего в реальности: «И собрали Моше и Аґарон общество (каґаль) перед скалой».
   «Община» (эда) – это, как объясняет Мальбим, соединение евреев, позволяющее определить их как единое целое, со старейшинами во главе, по отчим домам и ветвям. Неслучайно ещё одно значение этого слова – «свидетельница». Исраэль самим своим порядком построения свидетельствует в пользу Всевышнего (смотрите главу I книги «Бе-мидбар»).
   Но, к сожалению, говорит Мальбим, вопреки повелению Создателя и стремлению Моше и Аґарона, евреи собрались каґалом, то есть толпой. Эта неорганизованность евреев и сыграла роль последней капли в чаше терпения Моше и Аґарона. Они, по комментарию Мальбима, увидев перед собой толпу «строптивых», побоялись поднимать это поколение до высоты Синая.
   Возможность нового золотого тельца была слишком  явной, и у Моше не было уверенности  в том, что ему и на этот раз  удастся вымолить у Всесильного  прощение. Вертикальный духовный взлёт  чреват высоковероятной высотой падения. И длинная дорога галута показалась Моше и Аґарону предпочтительной, в силу своей безопасности.
   Дабы  не «обидеть» евреев поколения, родившегося  в пустыне, уступающего в уровне лишь поколению Дэа, заметим, что утоляли жажду евреи в исключительном порядке: «И пила община (эда) и скот её».
   Чистая  вера 
     «И возьмут тебе
   рыжую корову
   без изъяна»
     Бе-мидбар, 19:2 
   «Придёт корова и искупит телёнка»
   РаШИ 
   Промах  евреев с тельцом проистекал из недостатка веры, и – мера за меру – были обязаны исполнить закон, который исполняется без всяких посторонних побуждений – только из веры!
   (раби  Ицхак из Ворки)
Драгоценный сосуд 
     «И всякий открытый сосуд,
     у которого нет затычки
   со шнурком на ней, нечист он»
    Бе-мидбар, 19:15 
   Рот – самый лучший из инструментов человека, и он – его преимущество перед животным. Но в случае, если человек не прикрывает его «затычкой со шнурком», а даёт свободу своим устам говорить сколько ему угодно – «нечист он»!
   (раби  Менахем Мендл из Коцка)
 
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной  программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ

No comments: