Thursday, May 1, 2008

Кдошим, 5768

Кдошим

«Любовь с первого взгляда»

Правосудие по-еврейски: Не судите, да не судимы будете!

«По справедливости суди соратника своего»

Ваикра, 19:15

РаШИ комментирует цитатой из «Пиркей Авот»: «Суди друга своего в оправдательную сторону». Как соединить справедливость с требованием оправдывать? Конечно же, через желание самооправдания!

Любая попытка осуждения в глазах собственного чувства справедливости содержит элемент  само выгораживания по принципу «я не такой, я на рупь дороже». Мудрецы, борясь с данной  тенденцией,  настоятельно рекомендуют «Не суди друга своего, пока сам не окажешься на его месте». Но как всё вышесказанное укладывается в общую концепцию суда и справедливости?

БеШТ основывает свой ответ на сказанном царём Давидом: «Спаси меня от всех моих преступлений, не ставь меня обвинителем мерзавца» (Теhилим 39:9). Душа оказывается в мире Истины собственным обвинителем. Ей показывают содеянное ею в бытность свою тандемом «душа+тело», и при этом не дают почувствовать, что речь  идёт о собственной  жизни. И со всем пылом желания быть во-первых строго справедливым по отношению к окружающим (но не к себе!), душа осуждает саму себя – сурово, по прокурорски.

Но если вспомнить, что все евреи  соратники (!),  получится со всей очевидностью, что, осуждая другого, мы осуждаем… себя. И тогда тяга к самоутверждению через  осуждение  других… испарится. Ведь по справедливости (истинной!) в криво  забитом гвозде повинна не только «кривая» рука, но и весь… обще-еврейский организм. И наши прокурорские способности даны нам, чтобы мы ими… не пользовались!

(Естественно, что всё вышесказанное не относится к разбирательствам в еврейском суде бейт-дине, чья прямая задача – избавить своим приговором от Приговора Высочайшего!)

*Трактат  мишны, содержащей жизненно-основные правила еврейского мировоззрения

Что мы имеем с... жизни?

«Перед сединой –  вставай, и превосходно относись к лицу старика»

Ва-Йикра, 19:32

Несомненность некоего повтора в вышесказанном заставляет наших мудрецов «потрудиться» над объяснением (в трактате Кидушин, 32:2).

Если бы было сказано только лишь первое  «перед сединой - вставай» могли бы мы решить, что любая седина (то есть биологический возраст) заслуживают безусловного уважения. Потому сказано в продолжение: «И превосходно относись к лицу старика». Стариком, в оригинале «закен», называется лишь тот, кто приобрёл мудрость. РаШИ добавляет: «Закен – это аббревиатура – «зэ кана хохма» - этот приобрёл мудрость».

Очевидность небезусловного уважения к старости я проиллюстрирую следующим примером. В последнем номере «харидского» еженедельника «Мишпаха» молодой и весьма современный израильтянин Рони Розенберг рассказывает о неожиданной концовке его желания «обрести корни»* .Расспросы о судьбе бабушки и всех её детей (кроме чудом спасшегося отца Рони) привели его к глубокому старику, который воссоздал перед изумлённым внуком (естественно, поляк не знал, перед кем он открывает душу!) картину убийства им и его товарищем еврейки (бабушки!) и её малолетних детей (дядей!) в далёком 41-ом. «Слушая описание красочных деталей убийства, которое старик спокойно воссоздавал (и даже показал место, где он закопал жидовские трупы), я испытывал неодолимое желание его задушить», - рассказывает Рони. «Узнав, перед кем откровенничал, старик испугался, но я сказал ему: «Мы, евреи, не  похожи на вас, и я  не буду тебе уподобляться и тебя убивать».

Конец истории. Вот только как быть с РаШИ, которым в своём комментарии расшифровал аббревиатуру из двух слов («зэ» (этот) «кана» (приобрёл) – «закен»)... тремя словами «зэ кана хохма». Откуда эта хохма? (Извиняюсь за «одессизм»).

Отвечаю и резюмирую  - единственным реальным приобретением в нашем  мире является  мудрость, не путать с сединой! А потому о том, что приобрёл, у евреев даже вопроса не возникает!

* Наименование модной в последнее время поездки в Польшу секулярных израильтян, открывающих для себя произошедшее в Катастрофу.

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Борода и психопатология

Запрет брить бороду и выбривать виски находится в недельной главе Кдошим: "Не стригите краёв волос вокруг головы вашей, Не порть края своей бороды” (Ваикра 19:27). Глава Кдошим всегда читается во время счёта омера: 49 дней между Песах (исходом из Египта) и Шавуот (дарованием Торы). Время  счета омера - это время работы над качествами своего характера и каббала указывает на связь между ростом бороды и исправлением эмоций.

Как известно, человек - это соединение нижних и верхних миров. На уровне физического тела человека это представлено как соединение головы - скрытого мира (мира мысли) с туловищем - проявленным миром (миром эмоций). Понятно, что основные сложности будут возникать в самом узком месте - на уровне шеи (точке соединения верхнего и нижнего).

Существует такой полуофициальный диагноз - алекситимия (alexithymia). Это психологическое состояние, при котором человек испытывает существенные сложности в идентификации эмоций и проблемы с описанием своего эмоционального состояния. То есть, сложности возникают при попытке "соединения двух миров". Другими словами, проблема не с речью отдельно и не с эмоциями отдельно, а в попытке соединить их вместе - выразить эмоции словами.

О довольно похожем процессе в верхних мирах говорит Аризаль: Свет, спускаясь с уровня головы на уровень туловища, испытывает сложности в спуске из-за качественной разницы между сосудами для света на уровне головы и на уровне туловища. Появляется необходимость в создании дополнительного потока, ведущего свет от уровня головы в нижние миры, и именно так появляется борода (Ликутей Тора, Толдот). То есть борода служит дополнительным каналом, соединяющим уровень головы с уровнем туловища. Основным каналом распределения света с уровня головы на уровень туловища является шея, а борода действует как запасной канал, позволяющий исправить ошибки.

Важно отметить, что большинство людей, подверженных этому состоянию, это мужчины и количество женщин, испытывающих сложности с выражением эмоций словами, значительно меньше количества мужчин. Возможно, это одна из причин, по которой женщины под действие запрета на выбривание висков не попадают (Кидушин 29А).

Может создаться впечатление, что для решения эмоциональных проблем у мужчин Тора предлагает отращивать бороду и надеяться, что всё как-нибудь разрешится само собой. Или, возможно, нужно отрастить бороду, выучить какие есть толкования смысла этой заповеди в каббале и хасидизме и проблема исчезнет? Шестой Любавический Ребе отвечает на этот вопрос следующим образом: "Исправление личных качеств и эмоций не имеет ничего общего с хасидизмом. Исправление эмоций только предшествует началу работы". (Ликутей Дибурим с.393)

Это в очередной раз показывает, что тот гигантский пласт работы, который совершенно необходим для того, чтобы только начать идти путём Торы, не может быть заменен какой-то пустой формальностью. Именно сейчас, во время счёта омера, во время, специально отведенное для работы над своими эмоциями, важно сконцентрироваться на действительно важных вещах, и не тратить время зря.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: