Зависть и нахаш (змей).
«И взял Корах...»
Ба-мидбар (16:1)
Движущей силой Кораха была зависть к Моше и Аґарону. Сразу оговоримся, зависть (на иврите – кин’а, от ликнот – приобретать) бывает двух сортов: созидательная и разрушительная. И в том и в другом случае мы говорим об ощущении, что находящееся во владении другого, по сути, принадлежит нам!
Данное ощущение (зависть) может привести к следующим двум основным сюжетам. Либо, позавидовав, мы начинаем зарабатывать себе вызвавшее зависть (положение, предмет, духовный уровень и т.д.), либо пытаемся отнять у жизни то, что кажется нам по праву принадлежащим.
Именно нахаш-змей (от «ленахеш» – «угадывать, гадать») стоит у истоков второго, деструктивного варианта. Зачем решать задачу, если можно угадать (ленахеш) решение? Корах, «ощущавший в душе своей силы необъятные», не случайно позавидовал Моше и Аґарону. Его потомок, пророк Шмуэль, был по словам мудрецов «равен Моше и Аґарону». И всё, что требовалось от Кораха... – подождать. Проявленное «нетерпение сердца»: «Вся община, все кдошим!» (Ба-мидбар, 16:3), - лишь отодвинуло возможность реализации. (Сравните с промахом первого человека, «растянувшего» удовольствие от работы аж на шесть тысяч лет!)
В качестве конкретного урока мы извлечём из слов Кораха невероятную тяжесть (весомость) вслух произносимого: «Отчего возвысились вы над кагалом Всевышнего?» (Ба-мидбар, 16:3)
Попытка обвинить Моше в «возвышенности» наталкивается на следующее «возражение» Всевышнего: «А человек этот Моше очень скромный, [более] чем любой человек на поверхности земли» (Ба-мидбар, 12:3). Желание посмотреть на Моше «снизу вверх» привело к «подземному» существованию Кораха со-товарищи!
«Выдавая на гора» потаённое (потенциальное), мы взваливаем на себя тяжесть собственных слов – поработителей!
Уважаемые господа, шалом.
Мы начинаем печатать отрывки из новой книги р.Гитика «Путешествие по недельным главам. «Бамидбар». Желающих приобрести книги р.Гитика (по недельным главам – от Берешит до Бамидбар, и другие) просим обращаться к нам.
Интересной учёбы!
Цена мира
«И послал Моше позвать Дотана и Авирама, сыновей Элиава, и сказали: «Не придем»
Ба-мидбар (16:12)
Мудрецы, говоря о поведении Моше в отношении зачинщиков распри, используют глагол «ухаживать, улещивать»: «И «обхаживал» Моше их, чтобы помириться с ними словами мирными» (Трактат Санhедрин, лист 110).
Неординарные усилия Моше, несомненно, прямо указывают на ценность понятия шалом (мир), что не очень стыкуется с затерто-обезличенным, очень ивритским, приветствием, очевидно обесценивающим понятие шлемут (совершенство), низводящим его на уровень вполне бессмысленного «Хай!». В особенности, если учесть закон (кодекс Шульхан Арух, Орах а-Хаим 84): «Нельзя произносить шалом в грязном месте», который основывается, в свою очередь, на том, что «имя Всевышнего – Шалом» (Трактат Шабат 10:2).
Итак, общеупотребительное приветствие или Имя Всевышнего?!
Ответ удивителен. Всевышний «поступается» своим совершенством (Шалом), дабы дать нам возможность находиться в мире (шалом). Достижение мира и взаимопонимания между людьми реализуется единственным способом - их соединением Творцом. Только Он, в случае признания людьми, может соединить все части в Один - Шалом (еще одно значение шалем – целый, целостный).
Мораль: произнося при встрече/ расставании «Шалом», мы присоединяем себя в качестве частей в общее целое. А Моше, подобно Всевышнему, не считается с собственным самоуважением ради возможности присоединить к народу раскольников. Иллюстративный пример на тему сверхценности мира: в случае подозрения в супружеской неверности Создатель приказал «стирать свое Имя», дабы восстановить мир между мужем и женой.
Быть евреем дома и человеком на улице?!
«Вся община все выделены…
и отчего вы возноситесь
над кагалом Всевышнего?»
Бе-мидбар, 16:3
Наверное, Вам, читатель, уже приходилось встречаться с лозунгом-заголовком, в той или иной форме злодействующим и по сей день. Его авторство приписывают господину Моисею Мендельсону, стоявшему в середине II-й половины XVIII-го века у истоков еврейского реформизма в Германии (и во всём мире). Эта нехитрая формула (вплоть до её современных вариантов типа «Бога надо иметь в сердце»1 и ей подобных) позволяла и позволяет тысячам и тысячам евреев чувствовать себя евреями, вовсе не нуждаясь при этом даже в самом небольшом «фиговом листике» мицвот!
Но что, наверное, окажется для Вас новостью, так это связь этого лозунга… с претензиями Кораха. Мидраш доносит до нас, что Корах пришёл к Моше с провокационным вопросом: «Дом, полный книг [Торы], нуждается в мезузе?», – и на ответ Моше: «Нуждается», – разразился издёвкой в виде риторического вопроса: «Что, два абзаца Пятикнижия [написанных на мезузе] значат больше чем "дом, полный книг"?!»
Рав Менахем-Мендл Шнеерсон объясняет смысл этого мидраша о претензиях Кораха следующим образом: «Своим утверждением о ненадобности мезузы для дома, полного книг, Корах выразил суть своей позиции, отличной от позиции Моше. Корах утверждал, что сыны Израиля подобны «дому, полному книг [Торы]», и нет нужды добавлять к их выделенности ещё особую выделенность мезузы, особую выделенность Аґарона и его сыновей – коґэнов. Это утверждение, направленное против Торы Моше, было, конечно же, против Всевышнего. Творец пожелал, чтобы «дом, полный книг» имел мезузу – даже в выделенной общине сыновей Израиля пожелал Создатель иметь особо выделенных коґэнов.
Отчего, действительно, в «доме, полном книг» требуется мезуза? Особенность мезузы в том, что она находится на пороге дома с внешней стороны, со стороны улицы. Мезуза излучает свою сущность как вовнутрь, в дом, так и наружу. Когда дом полон книг, возможен вариант, что сущность его так и останется внутри и никак не проявится снаружи, отделённая от жизни, текущей день за днём вне дома.
И подобна особенности мезузы особая выделенность коґэнов. Действительно – «вся община, все выделены». Но для того, чтобы эта выделенность стала видна и повлияла бы на наружное, внешнее, требуется нахождение в народе Израиля людей, вся сущность которых – кдуша и работа в Храме, коґэнов, которые излучают свою особенную кдушу на весь Израиль, помогая нам этим исполнять повеления Всесильного: "Будьте кдошим"!»
Как очевидно следует из объяснения раби Шнеерсона, Корах был несомненным отцом доктрины: внутреннее не нуждается во внешнем. Уместно напомнить, чем оборачиваются подобные доктрины в реальности. Внуки господина Мендельсона крестились, а Германия стала родиной реформизма, а затем местом рождения нацизма и катастрофы европейского еврейства.
Сегодня лозунг Кораха о превалировании «внутреннего перед внешним в его современном виде – «сердечного (карманного) бога», – успешно ассимилирует сотни тысяч евреев во всём мире.
р. М.-М.Гитик
Желающих узнать продолжение и приобрести книгу р.Гитика «Путешествие по недельным главам «Ба-мидбар» просим обращаться к нам: tutor@jewniversity.org
«Новизны учеников очарованье»
Корах. Миньян злодеев.
Молитва обычно воспринимается нами как особый способ связи души с ее Творцом. С другой стороны некоторые виды молитвы - Кадиш, Кдуша – молитвы, подчеркивающие раскрытие имени Творца в этом мире, могут произносится только в присутствии миньяна (миньян - кворум для молитвы из десяти взрослых мужчин.) Не совсем понятно значение общественной молитвы, каким образом присутствие десяти человек дает дополнительные возможности для молитвы.
Более чем странными представляются и те места Торы из которых выводятся законы о миньяне. Сам факт того, что наиболее полным раскрытие Всевышнего происходит только посреди общины, учится из восстания Кораха: 16:21 "Выделитесь из среды этой общины". А то, что минимальное количество людей в общине - миньяне - это десять человек, учится из бунта разведчиков: 14:26 "Доколе этой злой общине поднимать ропот на Меня". На первый взгляд это очень странные источники для выводов о размере миньяна и необходимости миньяна для молитв,
подчеркивающих раскрытие имени Всевышнего.
Рав Кук говорит о том, что причина, по которой мы учим о миньяне из действий преступников, заключается в секрете связи между наказанием преступников и наградой праведников. Почему наказание преступников выглядит таким жестким? Негативное влияние преступных действий заходит гораздо дальше, чем негативные последствия для индивидуума, они
затрагивают все общество.
По этой же аналогии становится понятной одна из причин награды праведников: также, как и основным результатом действий злодеев является негативный эффект на общество, так и действия праведника, исправляющие общество своими действиями, удостаиваются награды. Этот принцип награды и наказания позволяет понять, почему миньян состоит именно из десяти человек.
Десять – это первое число, которое одновременно является и единицей, и множеством. То есть, десятка – это одновременно единица в более высоком разряде, и десять единиц. Как вообще происходит изменение человеком внешнего мира? Человек меняет самого себя, и так как человек есть часть мира, то и мир в результате этого изменения тоже изменяется. Именно в миньяне - собрании из десяти человек, появляется возможность совершенно явно повлиять на окружающий мир с помощью своих действий. Ведь даже если одного из десяти людей не хватит - то миньяна уже нет. Всегда важно помнить о том, что выбирая за себя, мы выбираем и за всех остальных.
р. И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: tutor@jewniversity.org