Wednesday, June 18, 2008

Шлах, 5768

«Любовь с первого взгляда»

Жизни ради…

Центральное место в этой главе отведено неприглядному поступку разведчиков, тому самому, из-за которого существует в еврейском календаре дата 9 Ава. Как же могли десять лучших мужей Израиля (а разведчики были выбраны самим Моше рабейну!) прийти к выводу, что не стоит входить народу Израиля в Страну Израиля?

Ответ, что дают некоторые комментаторы, таков. Духовность пустынного существования столь глубока, а опасности материального существования столь велики, что дополнительные 38 лет духовно-закаливающих скитаний по пустыне есть желанная необходимость. Ради неё, спасая (с их точки зрения) еврейский народ от преждевременного (хотя и объявленного Всевышним), по их мнению, вступления в Страну Израиля, разведчики пожертвовали собой. Они прекрасно понимали, что ослушавшись Творца и прерывая тем самым связь с Ним, они теряют в этой жизни всё.

Иногда, чтобы заставить нас ослушаться Всевышнего, злое начало убеждает нас отдать за Него жизнь. Во всех религиях убивающий себя ради Б-га выше всех, у евреев — живущий ради Него.

Скромность без меры

«И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь... Зачем Б-г ведёт нас в Страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы наши жёны и наши дети стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?"» (Ба-мидбар, 14:1—4.)

Как можно объяснить такую неадекватную, на первый взгляд, реакцию евреев? Ведь чуть больше года прошло со времени Дарования Торы. Присутствие Всевышнего не покидает народ, наконец, величайший из пророков, Моше с ними!?

По словам мудрецов, евреев на сей раз подвела излишняя... скромность. Услышав из уст десяти разведчиков, сколь высоки стандарты, по которым существует Страна Израиля, они убоялись собственного (египетского) прошлого и как следствие неминуемой гибели в такой стране.

Нет плохих качеств. Существуют лишь неправильные размеры (мидот) их проявления.

Удельный вес плодов Страны

«Пришли мы в страну, в которую ты нас послал, и она

действительно текущая молоком и мёдом, и вот плоды её!»

Ба-мидбар, 13:1-2

Не начав «за здравие», тяжеловато будет завершать «за упокой» - именно так РаШИ пытается объяснить сказанное десятью разведчиками в похвалу Земли Обетованной. Но как-то очень уж не вяжется такая удивительная здравица, и в особенности её вещественное доказательство – «плоды её». Несомненно, более логичным было бы начать с устрашения евреев «ибо сильнее он [народ Кнаана] нас», и лишь затем признать замечательность Страны. Добавим к этому совершенно немотивированную (на первый взгляд, естественно) центральность израильских фруктов в определении задачи разведчикам: «И возьмёте из плодов земли этой» (Ба-мидбар, 13:20).

Об удельном весе плодов в разведмиссии свидетельствует РаШИ, говоря о внутреннем значении этих внешних свидетельств плодородия страны:

«Какова страна эта – обильна или бедна, ест в ней деревья или нет, наберитесь сил и возьмите из плодов земли» (Ба-мидбар, 13:20).

«Есть ли в ней деревья или нет» - есть ли среди них [кнаанейцев] порядочный человек, чьи заслуги защитят их.

Для оценки сказанного РаШИ вспомним удивительную особенность этой страны. Её урожаи прямо зависели от духовного уровня и поведения её обитателей.

«Если по законам Моим будете продвигаться и приказы Мои будете сохранять, то даст страна урожай и дерево полевое плоды» (Ва-йикра, 26:3).

Таким образом, плоды Израиля – это лакмусова бумажка духовного уровня её обитателей. А поскольку Авраґаму было обещано: «Четвёртое же поколение возвратится сюда [в страну Израиля], ибо доселе не полна ещё вина Эморейца» (Бе-решит, 15:16) – то возможно, что время для передачи страны Израилю ещё не наступило!

Комментарий рава Зоненфельда позволяет объяснить не только символическое значение израильских фруктов, но и самую миссию, возложенную Моше на разведчиков: отследить, переполнилась ли чаша терпения Всевышнего поведением кнаанейцев?

Становится понятным и заключительный аккорд трагедии разведчиков. Калев и Йеґошуа, обращаясь к народу, используют сильнейший из доводов:

«Страна, которую мы прошли, исследуя её, хороша очень и очень страна эта... А вы не бойтесь народа земли [кнаанейцев], так как на съедение нам он» (Ба-мидбар, 14:8,9).

РаШИ: «Исчезла защита их, праведные среди них умерли».

Всё, выросшее в стране, выросло для нас «на съедение нам», и последние «защитники» (Иов, говорится в мидраше, был тем, смерть которого была концом присутствия Творца через людей земли Кнаан) похоронены. А это значит, что плоды, нами принесённые, выросли не для них, а для нас!

Не увидев окончание действия, нельзя быть уверенным в его назначении!

«Новизны очарование»

Уважаемые господа, шалом.

Мы начинаем печатать отрывки из новой книги р.Гитика «Путешествие по недельным главам. «Бамидбар». Желающих приобрести книги р.Гитика (по недельным главам – от Берешит до Бамидбар, и другие) просим обращаться к нам.

Интересной учёбы!

История разведчиков

«И сказал Всевышний к Моше,

говоря: пошли себе людей,

чтобы высмотрели они

страну Кнаан, которую Я

даю сынам Израиля, –

по одному от отчего дома,

ветви пошлите, каждого из них...

И послал их Моше из пустыни Паран

по слову Всевышнего;

все люди эти – главы сынов Израиля они»

Бе-мидбар, 13:1-3

«И послал их Моше высмотреть страну Кнаан

и сказал им: «Вот, идите на юг страны,

и взойдите на горы. И осмотрите страну,

какова она, и народ, живущий в ней, –

силён он или слаб, малочисленен он или многочисленен.

И какова страна, в которой он живёт, – хороша она или плоха,

и в каких городах живёт он – в открытых или укреплённых.

И какова земля – тучна она или тоща, есть ли на ней деревья или нет;

постарайтесь же и достаньте из плодов страны».

Время же то было временем созревания винограда.

И поднялись они, и высмотрели страну

от пустыни Цин до Рехова, что по дороге в Хамат.

И пошли на юг страны и дошли до Хеврона,

а там Ахиман, Шешай и Талмай – дети Анака.

А Хеврон был построен на семь лет раньше Цоана Египетского.

И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь

с одной гроздью винограда, и понесли её на шесте вдвоём,

и взяли также из плодов гранатов и смоковницы.

То место назвал он долина Эшколь – из-за грозди,

которую срезали там сыны Израиля.

И возвратились они с осмотра страны через сорок дней.

И пошли, и пришли к Моше и к Аґарону, и ко всему обществу

сынов Израиля в пустыню Паран, в Кадеш,

и принесли ответ всему обществу, и показали им плоды страны.

И рассказали им, и сказали: «Пришли мы в страну,

куда ты послал нас, и вот – течёт она молоком и мёдом,

и вот плоды её! Но силён народ, живущий в этой стране,

и города укреплённые, очень большие; также детей Анака видели мы там.

Амалек живёт на юге страны, а хетты, и йевусеи,

и эмореи живут в горах, а кнаанеи живут у моря и у Иордана».

Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдём

и овладеем ею, ибо в наших силах это!»

Люди же, которые ходили с ним, сказали: «Не можем

мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас».

И распускали они злую молву о стране,

которую высмотрели между сынами Израиля, говоря:

«Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть её,

это страна, губящая своих жителей, и весь народ,

который мы видели в ней, – люди-великаны.

Там видели мы исполинов, сынов Анака, потомков исполинов,

и были мы в глазах своих как кузнечики, и такими же были мы в их глазах».

И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь.

И роптали на Моше и Аґарона все сыны Израиля. И сказало им всё общество:

«Лучше умерли бы мы в стране египетской, или в пустыне этой умерли бы.

Зачем Всевышний ведёт нас в страну эту, чтобы пали мы от меча?

Чтобы жёны наши и дети наши стали добычей?

Не лучше ли нам возвратиться в Египет?»

(Бе-мидбар,13:17-33, 14:1-3)

Одни вопросы

Самый первый и самый главный вопрос: как могли духовные лидеры высочайшего поколения совершить такую ошибку? И как могли евреи, стоявшие у Синая, испугаться подобно малым детям, и плакать, ощущая физическую близость Создателя?! А чего стоит желание «возвратиться в Египет»?! И если предположить, что евреями овладело временное помешательство (подобную версию мы пробовали выдвинуть и по поводу золотого тельца), как же объяснить невыносимую тяжесть наказания?!

Даже переходя к деталям сюжета, испытываешь всё тоже сильнейшее чувство недоумения. Какие «дети великанов» и невероятных размеров плоды земли «текущей молоком и мёдом» – наряду с диагнозом «земля, пожирающая своих обитателей»?! Какие такие «падшие дети исполинов», в чьих глазах разведчики – духовные лидеры поколения Дэа – были «как кузнечики»?

Чего стоит, например, фраза: «Зачем Всевышний ведёт нас в эту страну, чтобы пали мы от меча?» Но ведь если вы признаёте, что сам Создатель Вас ведёт, то как можете Вы бояться??

Собственно, все заданные нами вопросы ведут к очевидному выводу – история эта безмерно глубока и поверхностное восприятие ничего не даёт!

«Не лучше ли нам возвратиться в Египет», или Египет как Нью-Йорк.

Вопрос о возвращении в Мицраим будет первым из вопросов, удостоившийся ответа в силу своей… прозаичности. Собственно, ответ связан с объяснением невыхода четырёх пятых еврейского народа из Египта. Их гибель во время девятой казни связана с неготовностью подняться на ступеньку выше разума, на ступеньку любви: «Помню я щедрость юности твоей, любовь брачной ночи твоей».

Позицию евреев, оказавшихся недостойными Исхода, проще всего определить вопросом, который они «задали» Творцу: «Всевышний, ведь Ты Всемогущ, так отчего бы Тебе не даровать Твою Тору здесь, в центре цивилизации? И зачем нам «переться» в пустыню, где нет ничего?»

Поясним, что этот вопрос задавали не рабы египетских рабов, своими костями укреплявшие фундамент общественного устройства сверхдержавы того времени. Нет, после восьми казней евреи стали, по сути, господами вотчины фараона. Напомним, что Амалек (появляющийся в истории как народ амо, народ, который египтяне прозвали гиксосами), разбитый под предводительством Йеґошуа бин Нуна, тем не менее, легко овладел Египтом, оставленным евреями, и властвовал в нём с необычайной жестокостью (мера за меру!) четыреста лет.

Таким образом, вопрос египетских евреев был разумен вне всякого сомнения. Вот только необходимым условием для получения Торы была… любовь. «Будем делать и понимать» (Шмот, 24:7).

И когда евреи пустыни провозглашали: «Назад в Египет!», – они вовсе не имели в виду оставление Торы и её законов. Возвращение в центр цивилизованного мира подразумевало возвращение на путь разумности, рациональности. Подобно религиозным евреям современного Нью-Йорка, которые не видят рациональных причин для переезда в Израиль, ведь еврейские кварталы Нью-Йорка более наполнены Торой, чем города Израиля. А парнуса (заработок), имеющаяся в эрец ґа-кодеш шель Америка, позволяет вести более полноценную еврейскую жизнь!

Короче, предпочтение, которое отдали евреи своему видению ситуации перед «видением» Всевышнего, и было в основе их желания вернуться в Египет, к нормальной полнокровной еврейской жизни.

р. М.-М.Гитик

Желающие узнать продолжение приглашаются приобрести книгу р.Гитика «Путешествие по недельным главам «Бамидбар»: tutor@jewniversity.org .

«Новизны учеников очарованье»

Контрразведка в Израиле.

Ошибка разведчиков, оклеветавших Землю Израиля, в результате чего все поколение вышедших из Египта умирает в пустыне, имеет множество интерпретаций. Например, в ошибке разведчиков можно увидеть отголоски конфликта между Йосефом и братьями, где души 10 братьев будут инкарнированы в 10 разведчиках.

В то же время можно говорить о страхе разведчиков перед транзитом из чисто духовного существования пустыни (где Тора была от самого Моше Рабейну, еда – Ман с неба, освещение по ночам от ангелов, и одежда, и обувь вели нетленное существование) в землю Израиля (где Ман не падает с неба и для добывания хлеба насущного нужно в буквальном смысле слова пахать).

Но в отличие от многих других ключевых ошибок, определённых Торой (таких как ошибка Адама и Хавы, Вавилонской башни, Золотого Тельца), ошибка разведчиков имеет самое непосредственное отношение к сегодняшнему поколению. И от того, насколько получится приблизиться к пониманию сути этих событий, будет зависеть очень многое.

Рав П. Винстон обращает наше внимание на то, что окончание истории будет зеркальным отражением ее начала: 210 лет Египетского рабства из начала истории превратятся в 210 лет Оживления Мёртвых (Зоар, Мидраш Неелам 140-А). Но самое интересное заключается в том, что так же, как после исхода из Египта было 40 лет странствий по пустыне, периоду Оживления Мёртвых будет предшествовать 40-летний период "Кибуц Галуйот" - возвращение еврейского народа в землю Израиля.

Приведём немного арифметики: первый этап развития человечества длится 6000 лет, поэтому 6000 лет (всей истории человечества ) - 210 лет (Оживление Мёртвых) - 40 лет (Кибуц Галуйот) = 5750 год. Итак, согласно книге Зоар, официальный старт начала сбора евреев в Земле Израиля выпадает на 5750 год, то есть 1990 год по григорианскому летосчислению. 1990 год памятен многим как начало массовой русской алии. Но это только частный случай глобального процесса: с 1990 года у евреев, проживающих в любой стране мира, нет физических преград для переезда в Израиль.

Но отсутствие физических преград не означает, что теперь не существует никаких препятствий. Аризаль говорит, что души поколения послушавшего, разведчиков и выбравшего жизнь в пустыне вместо жизни в Израиле, снова родятся для того, чтобы получить возможность исправить ошибку разведчиков и сделать правильный выбор (Шаар Гилгулим 36).

В наше время существенная часть возражений по поводу переезда в Израиль из Америки, Канады, Германии или России сводится к тому что вне земли Израиля по чисто финансовым причинам Тору учить легче; да и безопаснее как-то вне границ Израиля. Важно отметить, что разведчики, мотивируя своё нежелание входа в землю Израиля, акцентировали как раз эти два момента: материальное положение и физическую опасность.

Собственно алия - переезд в землю Израиля - зависит от многих факторов, и каждое решение должно приниматься с учётом индивидуальных обстоятельств. Но несмотря на совершенно реальные причины, по которым для большинства живущих вне Израиля переезд в Израиль представляется сложной операцией, важно воспринимать сложившуюся ситуацию в контексте выбора разведчиков: Как раз в той ситуации, когда с одной стороны нет физической преграды, а с другой стороны есть масса легитимных возражений - именно в такой ситуации и есть возможность реализовать свободу выбора и исправить ошибку разведчиков.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: tutor@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: