Thursday, August 21, 2008

Экев, 5768.

«Экев»

Смотри, Я предлагаю Вам сегодня благословение и проклятие.

Благословение – если послушаете мицвот Всевышнего

Всесильного Вашего, которые Я приказываю Вам сегодня.

А проклятие – если не послушаетесь мицвот Всевышнего Всесильного

Вашего и сойдёте с пути, который Я указываю Вам сегодня»

Дварим 11:26-28

Два коротких до бесконечности комментария. Раби Менделе из Коцка спрашивает: «Отчего, начав с единственного числа «Смотри», Всевышний переходит ко множественному «предлагаю Вам»?

И отвечает: «Давать - дают всем поровну, но видит каждый по своему. Человек видит в соответствии с тем, каков он…»

Комментарий раби из Черновцов – «Колодец живой живой воды», - касается отличия в благословении и проклятии. «Благословение (браха), если послушаете», а «проклятие, если не послушаете… и сойдёте с пути».

Очевидно, что принятие и желание всё ещё не означают действия. И тем не менее, духовное изобилие (браха) распространяется даже в случае принятия, которое не заканчивается действием. Благословение включает нас в своё поле влияние за … хорошие мысли. Но для действия проклятия (точнее, порчи) требуется не только нежелание слушаться, но и конкретное действие.

Когда праведники бессильны

«Давая, дай ему... »

Дварим, 15:10

Эта история внутри истории произошла, когда раби Зюся был ещё никому неизвестным, нищим евреем, посвящавшим всё своё время молитве и учёбе. Но, впрочем, начнём по-порядку.

Однажды в дом раби Хаима из Цанза зашёл молодой аврех (еврей, посвятивший себя изначально изучению Торы), одетый в лохмотья. Не говоря ни слова, он подошёл к столу, на котором стояли только что принесённые свежие буханки хлеба и стал собирать их в свою торбу, не обращая внимания на всех уважаемых хасидов, сидевших вместе с ребе Хаимом за столом. Нищий уже повернулся, чтобы уйти, когда прозвучал вопрос раби Хаима из Цанза:

«Отчего ты решил забрать хлеб, приготовленный для сидящих здесь людей?»

С неподдельной горечью и неприкрытой злостью ответил аврех: «Вот все эти люди сидят здесь днями и ночами, едят и пьют, и раби не говорит им ничего. А я пришёл единственный раз, и раби должен был увидеть, что я делаю. Поверьте, что я пришёл не из удовольствия!» Молодой человек повернулся, вышел и больше его там не видели.

Огорчился раби Хаим нанесённой нищему невольной обидой, тут же послал своего шамеса отыскать и привести его. Когда молодой человек оказался вновь рядом с ним, оказал ребе ему величайшее уважение: посадил во главе стола, заслужил его прощение и одарил его тридцатью золотыми. Сын раби Хаима спросил: «Отчего уважаемый отец и учитель дал нищему такую огромную сумму, ведь и один золотой был бы достаточен, чтобы его обрадовать, а вокруг множество нуждающихся не меньше его?!» В ответ раби Хаим из Цанза рассказал сыну следующую историю.

Как известно, раби Зюся был горчайшим бедняком и исполнял свои обязанности перед Всевышним с удивительной цельностью и полнотой. В его местечке жил один еврей, известный своим удивительным гостеприимством. Не раз и не два этот замечательный еврей и его не менее праведная жена спасали Зюсю буквально от голодной смерти.

Их дела в результате пошли в гору, и когда они задались вопросом «отчего?», то пришли к единодушному выводу, что именно их помощь нищему простому еврею Зюсе была причиной изобилия Небес, на них снизошедшего. И решили они взять на себя все заботы об этом еврее, поселив его у себя в доме. С этого дня их доходы умножились, несмотря на то, что они отдавали беднякам львиную долю заработанного.

Ситуация эта не вызвала сочувствия у обвинителя (сатана), и решил сатан, с позволения Небесного Суда, попытаться разрушить идиллию. Придя к гостеприимным хозяевам раби Зюси под видом главы йешивы из города Броды, позволил себе сатан, он же – почтеннейший из евреев, выразить недоумение столь странной заботой о простом еврее. «Не было бы столь разумнее, - выразил он своё сомнение, - позаботиться не о еврее-простаке, а о великом учёном муже (имея в виду себя, конечно), и тем самым заслужить на Небесах ещё большую награду?» Хозяева согласились с доводами «гостя».

Выразив Зюсе в самых вежливых выражениях своё желание помочь другому еврею, лишили они его своего гостеприимства.

Раби Зюся, взяв свой посох и котомку, отправился странствовать по Украине, понемногу приобретая известность и становясь ребе. А незадачливая супружеская пара довольно быстро обнаружила, что «госпожа удача» им больше не светит.

Произведя несложный арифметический расчёт, муж отправился за «брахой» к ребе Зюсе, ставшем к тому времени известнейшим цадиком.

Выслушав просьбы своего бывшего хозяина, Зюся ответил, что ничем помочь не может, поскольку, пока уважаемый еврей не разделял евреев на более и менее заслуживающих помощи, помощь ему Небес была бесперебойной. Теперь же на Небесах решили (мера за меру), что есть на Земле люди более достойные изобилия и удачи!

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Экев. Вывихнутая пятка и анатомия времени.

"В результате (экев) того, что ты будешь понимать эти законы..." (Дварим 27:12). Слово экев, которое обычно переводится с иврита как пятка, в этой недельной главе используется в очень необычном смысле - в результате, в следствие, в качестве награды. Точно так же как пятка - это конечность тела, в данном случае речь идёт ещё и о конечности времени.

Талмуд говорит о том, что человеческая история в том виде, в котором мы к ней привыкли, будет длиться шесть тысяч лет (Санхедрин 97а). В течение этих шести тысяч лет история движется по определённой схеме, которая совпадает с контурами человеческого тела: первая тысяча лет соответствует правой руке этой фигуры, вторая тысяча лет - это левая рука, третья тысяча лет - это торс, четвёртая тысяча лет - это правая нога и так далее.

Движение времени соответствует движению с верхней части человеческого тела до самых пяток. По мере приближения к концу шестого тысячелетия ход истории начинает все больше и больше совпадать с той частью человеческого тела, которая называется иквета деМешиха - пятки Машиаха. Это очень сложный и наряженный период времени.

Для того чтобы попытаться понять, в чем именно заключается сложность этого времени, нужно подняться по фигуре человеческого тела чуть выше. Будем двигаться по ходу седалищного нерва и посмотрим, что из этого получится.

Как известно, седалищный нерв запрещён Торой к употреблению в пищу. Интересно, что запрет на седалищный нерв - это один из тех запретов на еду, которые имеют объяснение в самой Торе. "И боролся некто (ангел Эйсава) с ним до восхода зари. И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав... Поэтому не едят дети Израиля седалищный нерв на бедренном суставе, так как затронул он (ангел Эйсава) бедро, седалищный нерв" (Берейшит32:25-26, 33).

Рав П. Винстон объясняет, что удар по бедру был ударом хицоним – сил, которые управляют внешним, поверхностным, никак не соприкасающимся с сутью дела. Ноги в каббале называются бар миГуфо - внешнее по отношению к телу. Все жизненно важные органы находятся в теле. И конечно не дай Б-г такому произойти, но можно выжить и без ног. Другими словами удар по ноге означал, что теперь влияние хицоним (сил, которые всегда заставляют отвлекаться от главного) станет сильно ощутимым.

Влияние хицоним - это то, что всегда приводит к ужасающим ошибкам, причём так, что часто тяжело поверить, как низко можно пасть, увлёкшись несущественными деталями. Это недоумение мы видим у Йирмиаху в его книге Эйха: как народ Израиля мог быть настолько сильно подмят хицоним, чтобы до такой степени забыть о главном, что Всевышнему пришлось разрушить храм для того, чтобы евреи хоть как-то опомнились?

В нашей недельной главе Моше Рабейну не просто повторяет тот же самый вопрос: как же мы дошли до жизни такой. Моше предупреждает, что чем ближе мы будем подходить к дням Машиаха, тем сложнее будет сфокусироваться на сутьевых вещах; и тем больше будут шансы на то, что даже при самых благих намерениях можно будет заблудиться и запутаться в трёх соснах.

Мало того, что по мере приближения ко времени прихода Машиаха будет гораздо тяжелее соблюдать заповеди. Ещё сложнее будет не съехать на периферию и иметь правильные намерения. Очень важно помнить о том, что даже при условии соблюдения всех внешних "правил игры", отсутствие внутреннего наполнения может легко привести к разрушительным последствиям.

р. И. Гладштейн


Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: tutor@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: