Ницавим, 5768.
Уважаемые господа, шалом.
15 октября в 18 часов состоится ставший уже традиционным урок р.М.Гитика в суке. Тема урока: «Сукка как соединение Солнца и Луны, мира и совершенства». Кроме того, на встрече будет возможность приобрести подержанные кассеты всего за 2 шекеля (и новые – за 5).
Шабат шалом.
С уважением, Александр Хмельницкий
«Благополучие, мир будет у меня, поскольку
путём собственных желаний пойду»
(Дварим 29:18)
Это предложение в моём переводе (основанном на идеях рава Моше Шапиро) звучит особенно нелепо. Причину собственного благополучия мерзавец видит … в отрицании воли Творца!?? Если мы учтём, что Тора никогда не называет мерзавцами простодушных недотёп, то фраза приобретает особенно зловещий смысл, который мы и попробуем раскрыть.
Глава «Ницавим», продолжая тему главы предыдущей, также говорит о союзе с Создателем и о тех последствиях, которые будет иметь выполнение, или, не дай Б-г, не выполнение этого союза. Учитывая взаимную ответственность евреев, и невыносимые кары, которые неминуемо обрушаться на наш народ при нескрупулезном соблюдении закона, может показаться разумным отношение типа: «Я – не я, и хата не моя!» Действительно, сами посудите, исключая себя из числа евреев – действуя в соответствии с собственными пожеланиями, можно, казалось бы, избегнуть Катастроф еврейского народа.
Глава «Ницавим», расставляя все точки над i, представляет наш народ как единую и (да-да!) неделимую сущность, тем самым обрекая на ужасающую бессмысленность попытку избежать обще-еврейской участи!
В качестве морали – быль из «Архипелага Гулага». В одном из мест «не столь отдалённых» политзаключённые как на редчайший музейный экспонат приходят смотреть на шестнадцатилетнего юнца, который написал то ли стихотворение, то ли листовку против Сталина и сталинизма, и сидел за дело! Все же остальные (многотысячный лагерь!) сидели в соответствии со следующим классическим анекдотом: «Сколько?» - «Десять лет!» - «За что?» - Да ни за что!» «О! А раньше за «низашто» пять лет давали!»
Представляете, как обидно разделить обще-еврейскую трагедию, даже не считая себя евреем!
«…Ведь вы же знаете, как жили мы в земле Египетской, и через что прошли мы среди народов, через которые вы проходили. И увидели гадости и мерзости их, дерево и камень, серебро и золото, которое у них. Может найдется среди вас... ...который отвернется от Вс-го Всесильного вашего идти служить этим гойским божествам »
Рав Шер, возглавлявший ешиву Слободка в послевоенные годы, обращает внимание на следующий факт: Стоящие перед Моше – это поколение пустыни, и ссылка на их предыдущий отрицательный опыт, также как и предположение о возможной измене, вызывает, по меньшей мере, недоумение, которое рассеивается предыдущим (по отношению к процетированным) пасуком: “Не с вами одними заключаю этот союз...но и с теми, которых нет с нами сегодня.”
Очевидно, заключает рав Шер, что Моше предупреждает о будущем, чьи корни, точнее зерна, уже заложены в настоящее. Попробуем, опираясь на данный вывод, расшифровать символы, Торой использованные: “гадости и мерзости, дерево и камень, серебро и золото”.
Крепкие задним умом, увидим в дереве крест, а в камне – каабу (священный камень мусульман, дефилированием вокруг которого отмечается их главнейший праздник). Если также увидеть в гадостях путь к Мерзости, то иврит позволит ассоциировать серебро – кесеф со средством (кесеф на иврите обозначает стремление), а золото – заhав c “зе hав” – "это принеси" – с целью.
Завершаем комментарием Виленского Гаона на пророчество Даниэля о квартете “чудищь - царств”. У четвертого, и самого страшного из них (символизирует царство Эйсава – западную цивилизацию), вырастают рога (символ действия, точнее, злодействия): “тогда же хотел я истины о четвертом звере, что не похож был на остальных больно страшен – зубы у него железные, а когти медные, и о десяти рогах, что на голове у него, и о другом [роге], что появился, и из-за которого выпали 3 [прежних] (Даниэль 7:19-20) . Этот рог рав Элияhу определяет как исламскую цивилизацию!
Еврейская голова года
Назвав «День Трубления» («официальное» наименование праздника в Пятикнижии) «Рош-Ґа-шана» – «Головой года», мудрецы, несомненно, желали подчеркнуть ведущую роль головы. И мы вслед за ними попробуем задаться вопросом о назначени этого, не имеющего себе равных в Творении, «органа» человеческого тела.
Рав Моше Шапиро предлагает в качестве интеллектуальной отмычки смысловой антоним головы – пятку. Не только её абсолютная «низость» (в архитектурном плане человеческого тела) делает пяту противоположной голове. В большей степени её обратность связана с удивительной неконтактностью пятки, её бессознательностью. Сообщения головы не могут в качестве адресата иметь это наименее чувствительное место в организме. Подвигать пяткой, кивнуть пяткой?! Нонсенс!
Не случайно именно этот, максимально удалённый от головы «орган», является самым уязвимым: «Он [человек] будет разить тебя [змея] в голову, а ты его в пяту» (Бе-рейшит, 3:15). Дополнительное значение слова «акев - пята» на иврите – след, и имя третьего из праотцев (кстати, державшего при рождении Эйсава за пятку) означает буквально «тот, который выследит». Если мы вспомним, что назначение этого мира-олама – скрывать Создателя (леґаалим – скрывать, укрывать), то профессия следопыта окажется еврейской без краснокожести Возможность замыкания кругооборота года («шана-год») означает повтор, от «лишнот-повторять») прямо связана с соседством (близостью) начальной и конечной точек года. Месяц же элуль (последний перед Рош Ґа-шана) мудрецы обозначают как «ноги года»! Требуемое от нас в этом месяце (его буквы мидраш расшифровывает как «ани ле доди ве-доди ли» - «я для моего возлюбленного, а мой возлюбленный для меня» (Шир-Ґа-ширим, 6:3) определяется словами пророка Йермияґу: «Отыщем наши пути и исследуем их и вернёмся к Всевышнему» («Эйха» - 4 глава). Мотив поиска в месяце элуле централен ещё и потому, что вернувшийся с прощением Всевышнего и вторыми скрижалями Моше взошёл на гору Синай за 40 дней до Йом Кипура, первого Элуля. Приказ Творца, полученный Моше и определяющий смысл этого периода: «Сделай себе скрижали, как первые и напишу Я на скрижалях слова, которые были на первых».
Задача «концовки года – приготовить новый «сосуд», в который Всевышний сможет «пролить» духовное изобилие - основу следующего года жизни. Усилия – «сделай себе» - подразумевают осознанную трату энергии. Поиск и действие вместе составляют суть профессии разведчиков. Мерагель (разведчик, от ивритского «нога»-«регель») – это тот, чьи ноги следуют за головой, и является её придатком. Альтернатива – турист – желание его тела испытать наслаждение являются причиной, из-за которой голова затрудняется найти выход из ситуаций, созданных зачинщиком – телом!
В качестве резюме – пожелание: «Идти за головой, а не плестись в хвосте телесных желаний», обнаружить по следам правильное направление движения ног: «И если не будешь знать [правильное направление] красивейшая из женщин, следуй за следами» (Шир Ґа-ширим, 1:8) и стать подобным Яакову (его имя йуд плюс акев-след, буква «йуд», добавленная к глаголу переводит его в будущее время) соединившим бывшее с будущим, пятку (ноги) с головой, следы с Оставившим их: «И будет в тот день, Всевышний Один и имя его Один».
р. М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарованье»
Статика и динамика 122 дней до конца Хануки.
Недельные главы Ницавим-Ваилех обычно читаются вместе. Это одно из самых парадоксальных соединений в Торе. Название недельной главы Ницавим происходит от первого предложения недельной главы: "Вы стоите сегодня..." (Деварим 29:9). Название недельной главы Ваелех так же идёт от первого предложения: "И пошёл..." (Деварим 31:1). То есть Ницавим-Ваелех (в переводе "Стоите - И пошёл") - это соединение статических и динамических элементов в Торе.
Трём уровням в человеке (интеллекту, эмоциям и действиям) соответствуют изучение Торы, молитва и исполнение заповедей. В каждой из этих категорий есть статическая и динамическая часть.
Любавический Ребе говорит, что статическая часть Торы - это конечно же Письменная Тора (24 книги Танаха, текст которых статичен и не меняется). Динамическая часть Торы - это Устная Тора, которая постоянно эволюционирует, и объем которой постоянно увеличивается.
Статическая часть молитвы - это обязательная молитва в установленное время по стандартному тексту. Динамическая часть молитвы - это спонтанное обращение к Всевышнему, и то намерение, которое мы вкладываем в стандартный текст молитвы.
Статический аспект заповедей - это конкретные детали и подробности выполнения заповедей: время, объем, местонахождение в пространстве и так далее. А динамический - это усилия, которые мы прикладываем для исполнения заповедей, намерение с которым делаются заповеди, и та огромная серая зона, которая не входит в число вещей запрещённых Торой, но и не оговорена конкретными законами (Ликутей Сихот 29, 176).
Точно такое же разделение между статическими и динамическими элементами есть во времени, в которое читаются недельные главы Ницавим-Ваелех. В те редкие годы когда эти главы читаются отдельно, Ницавим (статическая часть) всегда читается до Рош-аШана, а глава Ваелех (динамическая часть) - после Рош аШана.
Как известно, день суда (Рош аШана) не выносится окончательный вердикт, и есть ещё много времени изменить "приговор". В качестве вещей способных повлиять на судопроизводство называются: 30 дней исправления месяца Элул предшествующие Рош аШана, десять дней после Рош аШана, и наконец Йом Киппур, когда книга жизни запечатывается.
Но, как объясняет Аризаль, Йом Кипур - это совсем не конец процесса. Есть ещё одна отсрочка - до ночи Хошана Рабба в конце праздника Суккот. Это даёт 12 дополнительных дней на исправление всем тем, кто старался, но как обычно не успел до Йом Кипура (Шаар аКаванот, Суккот, друш 8).
Более того, у учеников Бааль Шем Това есть традиция о возможности исправления, которая длится аж до последнего дня Хануки - что дает целых 122 дня, начиная отсчёт от начала месяца Элул(Бат Айн аль аТора, Ки Таво).
Рош аШана (день суда) строго ограничен во времени - это статическая часть процесса исправления. В то же время 30, 40, 52 или 122 дня, у кого как получается - это динамический компонент этого процесса.
Речь, конечно же, не идёт о том, что времени на исправление очень много, и целых четыре месяца спешить делать тшуву незачем. Более того, важно отметить что число 122 встречается в другом, гораздо менее расслабляющм контексте. 122 - это количество предложений в недельной главе Ки Таво. Той самой главе, которая иногда называется главой упрёков - главой содержащей 98 проклятий.
Рав Моше Вольфсон говорит, что парадокс заключается в том, что именно эти 122 предложения из "главы проклятий" напоминают, что несмотря на то, что 122 дней должно быть достаточно, и Всевышний никогда не скупится на то, чтобы дать нам ещё один шанс, очень важно помнить, что самым большим проклятием будет ошибка такого плана: времени у меня ещё много, потом в Йом Киппур можно много чего исправить, да и до Хануки времени много. Это откровенное пренебрежение шансом на исправление, который предоставляется, но не принимается. Вот такую ошибку исправить действительно очень тяжело.
р. И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: tutor@jewniversity.org