Friday, September 5, 2008

Шофтим, 5768.

Шофтим, 5768. 

     Уважаемые господа, шалом. 

  1. 18-20.09 состоятся лекция и семинар р.Гитика в Петербурге, 21 – в Москве. Подробности этой поездки, а также других событий в Израиле и за его пределами – см. на нашем сайтеhttp://www.jewniversity.org .
  2. Внимание. Начинается запись на участие в закрытом цикле лекций А.Хмельницкого по теме: Шлом-байт. Любовь и уважение в еврейской семье. Занятия будут проводиться по скайпу, количество участников первого цикла – 10-15 человек. Цикл состоит из 20 занятий (ориентировочно), раз в неделю в течение одного часа плюс вопросы. Стоимость участия в одном занятии – 15 шек (для тех, кто живёт в хуц ла-арец - $4.5 USD), полная стоимость цикла (максимальная) – 300 шек ($85 USD). Тому, кому эта сумма тяжела – необходимо обратиться лично. Возможные часы для занятий – вечера с 8 до 11 (по израильскому времени). Всем, кто заинтересован и хочет ознакомиться с содержанием учёбы, необходимо прислать заявку с указанием полного имени, контактного e-mail, города (страны), и времени и дней недели, удобного для Вашего участия (желательно указать все возможные варианты). Начало учёбы – через 2-е недели (или раньше - как только группа будет набрана). Первый урок – бесплатный, пробно-ознакомительный. На нём речь пойдёт о темах курса, вопросах, источниках, необходимости учёбы Шлом-байта. Также будут выработаны правила участия (т.к. такой опыт – учёбы через скайп – предпринимается нами впервые). Заявки необходимо присылать по адресу: skhmel@zahav.net.il.
  3. Сегодня у нашего ученика Мишеля Цервиля в Иерусалиме состоялась свадьба (мазаль тов!). И там мне довелось услышать короткую драшу р.Бен Циона Зильбера.   «Те, кому довелось побывать хотя бы раз у подножия гор Гризим и Эйваль (у Шхема), ещё до эпохи заключения «мирных договоров» с палестинцами (когда вход в эти места был доступен любому еврею), не могли не обратить внимания на удивительный вид, открывающийся невооруженному взору. Гора Гризим (к которой во время заключения союза со Всевыш-ним перед входом в Эрец Исраэль коэны обращали благословения) вся целиком покрыта зеленью, растениями – цветёт и пахнет. В то же самое время напротив – гора Эйваль, к которой были обращены проклятья – абсолютно пустая, голые камни. Какой отсюда вывод? Часто человек объясняет свои неудачи и потери не сложившимися обстоятельствами, экономическими, политическими, климатическими, историческими и прочими природными явлениями. Мы видим здесь, на примере Гризим и Эйваль, которые находятся в одном и том же месте, в одном и том же климате, с одной историей и т.д. и т.п., что успех и жизнь определяются только одним «субъективным» фактором – брахой Всевыш-него, или её отсутствием.»          Это и есть объяснение слов: Смотри - благословение и проклятие даю я Вам сегодня… И также, как нет профессии, где бы не было и бедности, и богатства (конец трактата Кидушин), так же и место жительства – условия жизни, – не они определяют успех. В том же самом месте, где ты находишься – выбери браху, выбери жизнь! И там, где есть браха (благословление) – видно невооружённым взглядом…
 
 

Шабат шалом.

С уважением, Александр Хмельницкий 

   Всевышний - как основа еврейского правосудия. 

   «По (свидетельству) двух свидетелей или трёх

   свидетелей казнён будет осуждённый на смерть».

   Дварим 17:6 

      Правосудие «по-еврейски» отлично от правосудия, с которым мы знакомы через европейский пласт культуры, коренным образом. И пусть поверхностные заимствования из иудаизма не дадут нам ошибиться: даже лучшие из действующих западных систем законности не претендуют на «правый суд». Все они во-первых и в основном созданы для самозащиты, а вовсе не для улучшения «облико морале» граждан.

         Коренное отличие еврейского подхода к Суду в его Божественном происхождении. Проиллюстрируем данное утверждение, рассмотрев закон для вынесения приговора, связанного с жизнью или здоровьем обвиняемого. При этом признание самого обвиняемого свидетельством не считается!

         Но, – возразите Вы, – и чем это отличается от подобных законов против самоосуждения, принятых в западных демократиях? Объясним. Про подобное же признание обвиняемого в экономическом преступлении говорит Талмуд: «Признание обвиняемого равняется ста свидетельским показаниям» (Гитин, 40:2)

         Принципиальное отличие в двух вышеприведённых случаях открывается через вопрос: «Кому принадлежит всё?» Общий ответ – «Всевышнему», – в данном случае неудовлетворителен. С еврейской точки зрения все те материальные силы, которые нам даны, находятся в нашей власти. В частности, мы имеем полное право распоряжаться собственными деньгами. Именно поэтому столь значимым для еврейского суда является признание обвиняемого в экономическом преступлении.

         В случае преступления уголовного, приговор касается непосредственно тела обвиняемого. Наше же, человеческое тело, нашим ни в коем случае не является. Тело (тем более душа) сдаётся человеческой личности в аренду. Потому нет у человека права наносить вред собственному (точнее – не собственному) телу, даже в случае признания в суде.

         То, что при таком подходе решается множество вполне земных проблем – прямое следствие Божественности еврейского подхода.  

Шофтим 

              «Не сади себе никакого дерева Ашейра рядом с жертвенником Всевывышнего»

Дварим, 16:21 

              «Сказал Риш Лакиш: «Всякий, кто возводит [в ранг] даяна недостойного, как будто сажает Ашейру в Израиле»

Трактат Санґедрин, 7:2 

      В 1919 году обсуждалось создание раввината при всемирном сионистском конгрессе. Рав Хаим Зоненфельд был во главе тех, кто не принял эту революционную идею – ортодоксального иудаизма под управлением секулярного сионизма.

      Его доводы были подкреплены следующей ссылкой на Пятикнижие. Мидраш рассказывает, что предложение Мирьям, сестры Моше: «Не пойти ли мне и не позвать кормилицу из евреек, и вскормит мальчика» (Шмот, 2:7) вытекло из удивительного отказа Моше сосать грудь египтянок. А заключение мудрецов и вовсе неожиданно: «Уста, говорящие со Шхиной, будут сосать из нечистого?!»

      Отсюда базис утверждения о невозможности для даяна (судьи) – партнёра Создателя – в деле создания Устной Торы быть «питаемым» из «нечистот». Ведь по еврейскому закону может новорожденный ребёнок сосать грудь нееврейской женщины (так записано в Ґалахе, «Йоре деа» 155, пункт 1). Но уста, предназначенные для использования Шхиной – это другое дело! 
 

р. М.-М.Гитик 

«Новизны учеников очарованье» 

Внутренний прокурор и внешний милиционер. 

"Судей и полицейских поставь себе во всех вратах твоих" (Деварим 16:18). Как может быть так что общество, построенное по законам Торы должно в обязательном порядке устанавливать судебную и исполнительную власть? Ведь если люди живут по законам Торы, то судебные, а уж тем более исполнительные ветви власти, будут не востребованы? И да и нет. 

С одной стороны эти законы разочаровывают тем, что становится понятно, что сам факт соблюдения законов Торы не является достаточным условием для изменения отдельно взятых людей и общества в целом. Как известно, после создания Золотого Тельца первые скрижали были разбиты, и та Тора что у нас есть сейчас - это Тора вторых скрижалей. 

Рав П. Винстон объясняет, что первые скрижали это Тора мира Ацилут. При раскрытии Торы на таком уровне  действительно нет необходимости ни в судьях, ни в полицейских. Именно таким образом будут обстоять дела после прихода Машиаха, когда мы получим Тору мира Ацилут (Тору первых скрижалей).  

Но та Тора которая есть у нас сейчас - это Тора мира Брия (Тора вторых скрижалей). Это средство, которое должно привести нас к уровню, на котором возможно раскрытие Торы мира Ацилут. В каком-то смысле это лекарство, которое должно вылечить пациента. 

Проблема в том, что если Тора первых скрижалей и Тора вторых скрижалей это, не дай Б-г, две разные Торы, то получается что та Тора которая у нас есть сейчас, и те заповеди которые у нас есть сейчас имеют только ограниченный во времени эффект. Если следовать такой логике, то после того как период времени, для которого предназначена Тора вторых скрижалей закончится, они потеряют свою ценность. 

Аризаль говорит, что то что считается клипой (шелухой) в верхнем мире, считается плодом в нижнем мире. То есть все то, что считается мусором и грязью в верхнем мире воспринимается как чистое и светлое в нижнем мире. Таким же образом то, что воспринимается как непроницаемое и непрозрачное в верхнем мире, будет ясным и чистым в нижнем мире (Пнимиют веХитцониют, 8). Другими словами, не смотря на то, что те заповеди которые мы выполняем  имеют разный эффект  в разных мирах,  сила воздействия мицвот на миры будет отличаться.  

Модель роста человека часто используется для демонстрации духовной эволюции. На примере праздников это выглядит так: Песах - это рождение ребенка, Шавуот - совершеннолетие, Суккот - свадьба. Не смотря на то, что на разных этапах мы думаем, чувствуем и выглядим по разному, тот факт что все это проиcходит с одним человеком обычно не вызывает сомнений. 

Так и с законами Торы: после перехода от Торы вторых скрижалей к Торе первых скрижалей сами заповеди конечно же не изменятся, но изменятся те "одежды" в которые "облачены" заповеди. Тора мира Ацилут всегда "завернута" в Тору мира Брия. Так же как ребёнок в первые годы школы учится читать, а в старших классах начинает читать чтобы учиться, так и суть заповедей Торы заключается в том эффекте, который они в итоге создают, а не в том как это выглядит в процессе выполнения.         

р. И. Гладштейн 
 
 

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: tutor@jewniversity.org  

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: