Микдаш и Мишкан
И сделают мне Микдаш и буду обитать в них
Шмот, 25:8
Множество различных выводов делается мудрецами из вышепроцитированных слов. Их количество прямо указывает на базисность концепции, изложенной здесь Торой. Попробуем высветить одну из граней сказанного. Начнём с Фундамента:
Получаемое нами в результате исполнения воли Творца – это подарок, а никак не прямой результат наших действий.
Тора, говоря о Храме, пользуется двумя терминами: Микдаш (от корня «выделенный», «обособленный»), и Мишкан (от корня «обитать», «находиться»). В процитированном нами предложении появляются оба названия. «Разделение труда» при этом более чем очевидно: мы делаем Микдаш, а Всевышний – Мишкан-обитель, причём не в помещении Храма, а в нас.
Рав hирш, сравнивая два поименования Переносного Храма, видит в них средство и цель.
Наша кдуша (святость), выводимость за рамки привычно-обыденного через исполнение мицвот Торы, даёт нам возможность получения Подарка, чьи бесконечные размеры не укладываются в рамках человеческого. Если нам удаётся построить в своём сердце мироощущение Микдаш, то Всевышний дарит нам свой Мишкан.
Как мне кажется, у нас получилось серьезнейшее возражение «Братьям во Христе», которые рискуют «возникать» супротив Ветхого Завета следующим гуманным – человеческим – банальным способом: «Ибо Храм строится не из камней, но в сердце твоём!» – Наш ответ чемберленам: Микдаш строится на земле в надежде, что Всевышний сделает его мишканом – что в переводе на ихний означает: храм строят в сердце, но из камней!
Уроки Мишкана
И пусть сделают ковчег из акации два с половиной локтя длиною,
полтора локтя шириною и полтора локтя высотою
Шмот, 25:10
Каждая деталь, упомянутая Пятикнижием в устройстве Местопомещения Всевышнего, является уроком Торы на все времена. Практически, Храм – это модель Мироздания, причём не только в материальном, но и в духовном смысле в особенности.
Миры Брия, Йецира и Асия во всех подробностях своего устройства прослеживаются в Мишкане. Мы с вами на следующих страницах попробуем извлечь несколько уроков, касающихся нашего, вполне материального мира. И всё это, не покидая уровень прямого понимания смысла слов.
Начнём наш беглый осмотр Мишкана с его самой внутренней, сутьевой детали – Ковчега (Арон hаКодеш). Его размеры, декларируемые Торой, подчёркнуто нецелые. Как комментарий на эту вопиющую нецельность размеров, используем самый знаменитый из афоризмов раби Менделе из Коцка: «Нет более целого (совершенного) сердца, чем разбитое сердце».
Конечно же, эмпатия – способность сопереживания, прямо связана с пережитыми человеком страданиями. «Разбитое сердце» максимально способно понять и почувствовать («лишмоа») чужую боль, наиболее нацелено на ощущение другого человека, а, следовательно, в совершенстве исполняет основную еврейскую функцию – любить ближнего, как самого себя.
И как всегда, соединяя собой две крайности (разбитое и цельное), человек оказывается… Партнёром. Именно наше несовершенство (зависимость, слабость), если его правильно задействовать (давание друг другу), приводит к потрясающему Совершенству, которое дарит нам Создатель (за Микдаш – Мишкан!).
Кодеш hакодашим, где помещался Ковчег – это подаренное нам ощутимое присутствие Всевышнего. И несовершенные размеры Ковчега – не единственный урок на тему «как достигнуть Цели». Исходя из размеров Кодеш hакодашим (десять на десять), и из расстояния от Ковчега до границы Кодеш hакодашим (тоже десять), мы можем сделать вывод о «незанимаемости» места Ковчегом.
Урок очевиден: убирание себя, неощущение, несвязывание результатов своих усилий с собой – это возможность получения неограниченного изобилия, которое Всевышний желает Дать.
Наши представления позволяют нам получать только в рамках – всё, что находится вне наших представлений, мы не можем себе представить, потому убирание рамок своего эгоизма (желаний) – необходимое условие получения Создателя.
Место, которое занимает моё Эго – украдено у Творца, который есть Место Мира (мекомо шель олам)! А крадя у Всевышнего, мы обкрадываем и лишаем себя всЕго!
Иллюстрации на тему
Два с половиной локтя длиною, полтора локтя шириною, и полтора локтя высотою
Шмот, 25:10
Все размеры ковчега выражались нецелыми числами – намёк на то, что изучающий Тору должен сокрушить свою гордыню, не считать себя совершенным
Рабейну Бехае, комментарий
Около 130 лет тому назад молодой гений раби Цадок hаКоhэн из Люблина приехал к равину Львова (эта должность тогда была также известна и значима в литовском мире, как равин Бриска – Бреста) раби Яакову Орнштейну, дабы побеседовать на торанические темы.
Спросил рав Орнштейн своего гостя: «Как я слышал, молодой человек знает весь Талмуд?» – «Нет, только половину», – «Которую?» – «Любую, какую будет угодно уважаемому равину».
Практический вывод – всякий раз, оценивая свои знания любой части Торы, следует понимать, что дошёл лишь до половины.
Бааль Шем Тов, объясняя сказанное царём Давидом: «Тора Всевышнего цельна» (Теhилим, 19:8), утверждал – это оттого, что никто ещё к ней не прикоснулся по-настоящему.
Раби Нафтали из Ропшиц трактовал нецельность размеров содержимого Кодеш hакодашим как необходимость разлома качеств для всякого желающего быть в этом мире в роли вместилища для Торы. Мудрецу нельзя быть хорошим для всех, ведь иногда следует показывать сердитость, чтобы предотвратить ошибку, как сказано: «Злитесь и не совершайте промах» (Теhилим, 4:5). Подобным же образом не следует пользоваться никаким качеством в его цельном виде, их следует всегда держать наготове для различных случающихся в жизни обстоятельств именно разломанными. И только в таком виде использовать.
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru