Friday, February 6, 2009

Бешалах, 5769.

Бешалах, 5769.


«Свободен! Свободен! Наконец-то свободен!»

        И Всесильный повернул народ на дорогу пустыни к морю Суф

            Шмот, 13:18

Наши мудрецы усматривают в глаголе «повернул» намёк на ультимативный способ сидения евреев за пасхальным столом – облокотившись на левую сторону – «беhасава». Но что общего, кроме глагольной (и фигуральной) формы, между выбором Всевышним круговой дороги для еврейского народа и «полулежанием на левом боку» во время седера?!

Хатам-Софер основывает своё объяснение на строке: «И вышли вы на свободу «олам» (всемирную, «всегдашнюю»), толкуя её как «на свободу от всего мира»!

Не вдаваясь в излишние объяснения, определим свободу, как ничем не ограниченную возможность реализации потенциала, заложенного в человеческое существо.

Коль скоро речь идёт о евреях, их надмирная целенаправленность делает наш материальный мир очевидным препятствием (по формуле «через тернии к звёздам»).

Сила притяжения земного вынуждает человека тратиться на суету. Даже простейшие, и потому необходимейшие, потребности в воде и пище явно приковывают человека к месту концентрации оных. Миллиардеры, в этом смысле, ничуть не более свободны, чем простые смертные. За свою относительную материальную независимость они платят абсолютной зависимостью от всего того, что покупается за деньги.

В свете вышесказанного пустыня Всевышнего, где евреи были избавлены Творцом от всяческой суеты (обувь не стиралась, одежда не снашивалась, ман усваивался полностью) – являлась местом свободы нашей.

Именно такой «поворот» – господское положение еврея по отношению к нашему миру и символизирует наш способ сидения за пасхальным столом. Превалирование правого (главного, основного) над левым (вспомогательным), и есть по сути отрыв от себя жадных щупалец телесных (и иже с ними) желаний – в пользу заглавного, божественного потенциала человека.

Наша способность отказаться от привычного (а следовательно) комфорта ради Рая с Милым в шалашах пустыни и есть степень нашей Свободы.

Резюмируем: способность «повернуть» на дорогу Пустыни, свернув с проторенной эгоизмом колеи небытия, называется свободой выбора человека.

Слова Мартина Лютера Кинга, выбитые на его надгробном камне и выведенные мною в заголовок – это наше всегдашнее несогласие с христианством (в восприятии Кинга и многих, многих других):

задача человека – достигнуть свободы именно в этом мире! Душа же наша свободна Изначально!

Наименьший духовный знаменатель

        И сказал Моше народу: «Не бойтесь, стойте и увидите избавление Всевышнего, которое сделает вам сегодня, потому как видите вы Египет сегодня, не продолжите видеть больше никогда, Всевышний будет вам воевать, а вы умолкните»

Шмот, 14:13-14

Я хочу привести комментарий рава Меира-Симхи Коэна из Двинска, который начинается с неожиданного вопроса к следующему мидрашу: «"И вода им не стена" учит, что стоял Самаэль и сказал: "Владыка Мира, не работали на чужой работе Исраэль в Мицраим, а ты делаешь им чудеса?"»

Вопрос, который я хочу задать вслед за раби Меиром-Симхой: «Отчего ангел Смерти «предъявляет претензии» перед чудом моря Суф, а все чудеса, сделанные Творцом в Египте, где евреи не отличались от египтян – «эти и эти работники на чужой работе» не вызвали гневной реакции «ангела-защитника Зла?». Ответ «Ор-Самеаха»1 «Оттого, что в Египте евреи любили друг друга» требует пояснений.

Начнём с мидраша: «Евреи, увидев фараона с войском, разделились на четыре фракции. Были кричавшие: «Боимся!», им Моше ответил: «Не бойтесь!»; были кричавшие: «Бросимся в море!», им Моше ответил: «Стойте, и увидите избавление Всевышнего!». Тем, кто кричал: «Вернёмся в Мицраим» Моше сказал: «Не продолжите видеть больше никогда», а призывавшим «Давайте сражаться!» сказал Моше: «Всевышний будет воевать, а вы умолкните!».

Обратите внимание на то, что «правильная» позиция «бросимся в море» наталкивается в мидраше на возражение Моше наравне со всеми другими!?

Объяснение «Ор-Самеаха» в «переводе на русский»: правильная позиция во внутриеврейской войне – это позиция… фараона! Готов Всевышний терпеть страшнейшие преступления евреев при условии, что они хорошо относятся друг к другу (смотри Мехильта «Бо» параграф 5). В Египте общность еврейской судьбы была самоочевидна для сыновей Исраэля, но уже первая трещина в нашем единстве – на берегу Крайнего моря, и встал вопрос о самом существовании тех, кому ещё только предстояло стать едино еврейским организмом. Как говорит об этом продолжение вышепроцитированного мидраша: «И наполнился на них гневом и хотел утопить их [евреев] – потому написано «И вода для них стеной» – חמה - хама – без «вав», как «гнев».

Высочайшая из добродетелей нашего народа – ощущение общности, понимание необходимости взаимного уважения и готовности помогать друг другу лишь потому, что мы все – части одного целого!

Война жены

          Всевышний будет воевать за вас, а вы замолкните

              Шмот, 14:14

Мудрецы, комментируя, определяют: «Муж ведёт войны жены, а жена – войны мужа». Поскольку в данном случае в роли жены – еврейский народ, а в роли Мужа – Всевышний, то активная позиция, занятая Творцом в отношении египтян, очевидна. Вот только смысл такого определения…?!

Если использовать классический подход: «Небеса – Небеса Всевышнего, а Землю [Он] отдал людям», то получится, как следствие из приведённого правила, что опасности, поджидающие наш народ в материальной сфере – предмет особых забот Создателя. Духовные же затруднения – это вполне самостоятельные работы еврейского народа.

Замечательными примерами этого утверждения являются праздники Ханука и Пурим. Их противоположность визуально наблюдаема. Юла – неотъемлемый атрибут Хануки, вращается сверху вниз, а причина вращения трещётки, без которой нельзя себе представить чтение Мегилы, наоборот, снизу.

Your browser may not support display of this image.

1 Так часто называют рава Меира-Симху Коэна, главу знаменитейшего равинского суда в Ковно, по имени его книги респонсов (שו''ת).

В Пурим евреям угрожало физическое уничтожение, в то время как греки были за укрепление здоровья еврейских тел в гимнасиях, и быть может, поэтому запретили «мутить дух» всякими Тораническими «прибамбасами».

В соответствии со сформулированным мудрецами правилом – в Пурим «всё на Царе царей», а в Хануку – двадцать пять лет бескомпромисснейшей из войн (войны за душу еврейского народа) дают право на продлённость еврейского Бытия.

Первые две войны Израиля (против Египта и против Амалека) и были основой правила, сформулированного нашими мудрецами. Фараон вовсе не был кровожаден. Отнюдь. Всё, чего он добивался – вернуть евреев на стезю Египта: «Что мы сделали, отпустив Израиль от служения нам?» (Шмот, 14:5).

Задачей Амалека была: «Война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение» (Шмот, 17:15). Невозможность дотянуться до Творца (уж больно высоко) определила мишень – ею стали дети Создателя, Его народ.

В переводе на язык сегодняшности: «Духовность – это фронт нашей бескомпромиссной борьбы, в которой материальный тыл – есть забота Творца».

В переводе на общеупотребимый язык личного счастья: если у меня, не дай Бог, ухудшилось материальное положение, то следует молиться, но если в результате происков моего внутреннего Амалека начал угасать огонь энтузиазма, то «Бросай своё дело, в поход собирайся».

Терпение (и молитва!) в плохой материальной ситуации похвальны. Но терпеть собственное равнодушие (Амалек в пустыне случился – карха – остудил, смотри об этом «Голос тонкой тишины») – никогда!

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: