Friday, February 13, 2009

Итро, 5769.

Итро, 5769.

Уважаемые господа, шалом.

Как говорят мудрецы, наша глава, в которой еврейский народ получает Тору, названа Итро в связи с тем, что Итро добавил (йитер), принёс своим приходом нечто принципиально новое, чего не было у Ам Исраэль, потомков Авраама, Ицхака и Яакова. Как известно, Итро услышал о чудесах, произошедших с нами при выходе из Египта, и пришёл. Чем его приход отличался от «ерев рав», вышедших вместе с нами из Египта и также ставших герами на горе Синай? В Гемаре мудрецы задают этот вопрос в другой форме: «Ма шмуа шама у-ба?» Т.е. что за слух (известие) услышал Итро и пришёл? Сама форма вопроса показывает, говорит р.Моше Шапира, разницу между гиюром Итро и ерев рав. Итро услышал – и пришёл. То есть после того, как он услышал – он пошёл узнать подробности. Всё, как было – так ему Моше и рассказал (т.е. 50 казней в Египте, 250 – на море… от начала и до конца, как это мог сделать только Моше Рабейну). А ерев рав – не пришли за подробностями, а остались в стороне – наблюдателями. И их выход из Египта был вызван событиями, по принципу «от слабого (фараона) к сильному (евреям)». Как буксируют баржу – саму по себе. В мидраше Седер Олам приводит история. Матрона спросила Раби Йоси бен Халафта: почему Вс-ний даёт мудрость – мудрым. В чём тут хидуш – это же лишнее действие! Надо было дать мудрость – глупым, чтоб поумнели! Ответил ей р.Йоси Бен Халафта: если дать мудрость – глупым, они воспримут её как глупость. Как написано в тиhилим, мудрый учится даже на глупости, а глупый сделает глупость и из мудрости. Если мы слышим хидуш, новое – и остаёмся на месте, не предпринимая усилий чтобы приблизиться к источнику, то даже то, что мы услышали – будет воспринято нами исходя из того взгляда, который уже сложился. И ничего нового мы не услышим. Очередная глупость… А Итро – услышал и ПРИШЁЛ. Чтобы стать мудрым, получить Тору, надо услышать – и прийти, сдвинуться с места, не жалеть сил, времени и средств, чтобы получить то, что даёт нам Тора. И это – кроме того наследия, которое мы получили от наших праотцев, учителей, от самих себя. Новое можно получить, только если ты относишься к этому, как к новому, а не как к вытекающему из прежнего. За новым надо бежать!

Шабат шалом.

С уважением, Александр Хмельницкий

Что «услышал» Итро

        И услышал Итро, коэн мидиянский, тесть Моше обо всём, что сделал Всесильный Моше и народу своему Израилю, так как вывел Всевышний Израиль из Египта

Шмот, 18:1

На первый взгляд сказанное Пятикнижием кажется понятным, и если бы не РаШИ…:

«Какой слух услыхал и пришёл? Разрыв моря Суф и войну Амалека».

Вопрос РаШИ на «совершенно ровном месте», и в особенности его ответ, возвращают словам Торы бесконечный смысл, ускользнувший от нашего восприятия.

Ключиком ко всему последующему будет антиподность понятий «разрыв моря Суф» и «война Амалека» (кстати, вовсе не упомянутая в процитированном предложении, которое и комментирует РаШИ). На наш поверхностный взгляд, сказанное Торой удобопонятно – Итро услыхал обо всех сделанных, евреев ради, чудесах и проникся. Вот только либо сказанное Торой, либо удобопонятно! Да и в чём тогда заслуга Итро? И мы с вами, узнав о событиях такого масштаба, тоже вряд ли бы остались инертными?!

Начнём с трёх уровней восприятия происходящего: леhавин, леhаскиль и лишмоа.

Простейший из них – леhавин, понимать – означает тривиальное принятие информации, даже информации отрицательной или заведомо ложной.

Более высокий уровень контакта с действительностью – леhаскиль, уразуметь (сейхель – разум) – означает истинность и важность (субъективную, конечно) усваиваемой информации, и потому полное соучастие мозга, при этом эмоциональная сфера может быть личности абсолютно не задействована.

Лишмоа, слышать – также значит «слушаться», и соединение этих двух вовсе неидентичных понятий происходит на иврите благодаря третьему значению глагола лишмоа – сопереживать, понимать сердцем своим. (Кладя на сердце сказанное нам, мы, естественно, слушаемся.)

Именно это последнее значение объясняет вопрос РаШИ, который теперь можно перевести следующим образом: «Что потрясло Итро и привело его к Синаю?»

Для понимания ответа вспомним, что война Амалека была величайшим антиподом всего высокого. Если разрыв моря Суф был величайшим из чудес, раскрытием высших уровней Бытия, то, ничем не спровоцированное нападение Амалека на народ, избранный Всевышним, было величайшим сокрытием Творца.

Стоит только представить себе ореол избранности, окружающий народ-победитель единственной мировой сверхдержавы, народ, близость к которому Всевышнего заставляет учащённо, с надеждой, биться сердца всех в мире людей – и тогда станет очевидным, каким обмораживающим души ветром ненависти повеяло из Рефидим на весь мир.

Как аналогия в масштабе от всего мира к одному: нацист, убивающий еврейского ребёнка – есть очевидное сокрытие Создателя.

Несомненно, чудовищная атака Амалека «отрезвила горячие умы», потрясённые Исходом, и дала возможность успокоиться всем, не желавшим изменений.

Вопросы типа: «А вдруг…», «Но всё же нельзя исключать возможности…», и тому подобные, родились именно тогда. И свобода выбора с тех пор подразумевает два полюса-магнита: Синай и ненависть.

Впервые эта дилемма встала перед Итро, и он «понял сердцем своим», что не-уход к Синаю приводит постепенно через самоуспокоения к непримиримости неприятия и, в конце концов, к ненависти Амалека!

Бескомпромиссный выбор Истины – модель, впервые задействованная Итро – суть Принятия Торы каждым евреем в каждом поколении. Либо мы возвращаемся к Синаю и обретаем себя, либо… не дай Бог! Само по себе чудо, каким бы великим оно ни было – всего лишь сильное потрясение, от которого вполне можно оправиться (что и продемонстрировал Амалек).

Мудрецы формулируют сделанный нами вывод следующим образом: «Еврей подобен камню, пущенному из пращи в Небо. Либо он поднимается, либо [стоит только остановиться!] падает».

Неразумность… Любви!

        И было назавтра: заседал Моше судить народ, и стоял народ над Моше с утра и до вечера. И увидел тесть Моше всё, что тот делает народу, и сказал: «Что это за вещь, которую ты делаешь народу? Отчего ты заседаешь один, а весь народ стоит над тобой с утра и до вечера?»

        Шмот, 18:13-14

Итро «свежим взглядом» наблюдает невероятную картину: сотни тысяч людей приносят свои вопросы, трудности, препятствия и разногласия к Моше, и стоят с утра до вечера (!), ловя душой каждое слово Учителя нашего. Не знаю как вам, а мне глагол «стоят» напомнило характеристику, данную мудрецами Синайскому Откровению – «маамад» – «стояние».

Очевидно, что наблюдаемое Итро не укладывалось в рамки обыденного, и никакими физическими параметрами не описывалось. Раби М.-М. Шнеерсон так передаёт суть происходившего: «Моше постигал услышанное от Всевышнего с очевидностью зримого. Так же постигали передаваемые им Слова Торы и приходившие к нему».

Такое чудесное, на уровне Синая, постижение Устной Торы было утрачено «благодаря» совету Итро: «Нехорошо то, что ты делаешь. Изнемогая, изнеможешь и ты, и народ этот, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело, не сможешь ты один совершать его. А теперь послушайся меня, я посоветую тебе, и будет Всесильный с тобой. Будь ты у народа [посредником] Всесильного, и представляй ты дела Всесильному… ты же узри из всего народа людей дельных, боящихся Всесильного, людей истины, ненавидящих корысть, и поставь их над народом… И пусть они судят народ во всякое время. И будет: всякое важное дело представят они тебе, а всякое дело малое судить будут сами» (Шмот, 18:17-19,21,22).

Вводимая по совету Итро иерархия создавала посредников в контактах народа с Моше. Требования, которым должны были отвечать эти избранники, означали их высочайший духовный уровень и способность самим, без Моше, решать hалахические вопросы. Предлагаемое Итро абсолютно разумно, вот только не соответствует уровню… любви.

В недельной главе «Матот» четвёртой книги Пятикнижия колена Реувена, Гада и половина колена Менаше просят Моше не переводить их через Ярден и отдать им во владение захваченные земли эморейцев, мидиятян и иже с ними. В ответ Моше читает им мораль, обвиняя в нежелании воевать и во всяких иных «смертных грехах», сравнивая их ни много ни мало с поколением, послушавшимся разведчиков! (См. Бемидбар, 32:5-16).

Выслушав гневные слова Учителя нашего, сыновья Реувена и Гада всё объясняют и убеждают Моше в чистоте своих помыслов. Мидраш добавляет следующую деталь:

«Согласившись с мнением сыновей Гада и Реувена, спросил Моше: «Отчего вы не прервали меня и не объяснили сразу?». Ответили ему: «Слишком дороги для нас слова твои, даже если они не лестны, чтобы прерывали мы тебя» («От других похвала, что зола; от тебя и хула – похвала»).

«Евреи, согласившись с советом Итро, поступили весьма разумно», – говорит рав Лифшиц, – «Вот только поступились уровнем любви». Моше делает всё от него зависящее, чтобы минимизировать нанесённый молчаливым согласием евреев ущерб. Вместо «хасидских ребе», о которых говорил Итро, он назначает… людей дельных, что в «переводе» РаШИ означает… богатых: «И избрал Моше людей дельных из всего Израиля» (Шмот, 18:25).

Но самое главное: Моше определяет дела, которые он будет рассматривать лично, не как «важные», а как «тяжёлые». Важность, глобальность дел создаёт максимальное расстояние между «простыми» евреями и «божественным» Моше. Самые тяжёлые из дел – распри между близкими людьми из-за «мелочей». И Моше требует подобные дела к себе, оставляя «мелкие» в глазах самих противостоящих сторон на рассмотрение «деловых». «И поставил главами тысяч… дабы судили они народ во всякое время – дело трудное приносили Моше, всякое же малое дело судили сами» (Шмот, 18:25-26).

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: