Гибель Надава и Авиґу (сыновей Аґарона) сделала абсолютно очевидной необходимость строгих ограничений, как для коґэнов, так и для всего народа, которому ещё предстоит стать «царством коґнов». Основное следствие поступка сыновей Аґарона – «не в любое время», сужение физически ощутимого присутствия Творца в мире и составляет основную тему нашей главы «После смерти». В завершении главы «После смерти» появляется на сцене основной инстинкт. Без всевластия человека над своим половым инстинктом нет возможности построить общество, чьим сердцем является Храм Всевышнего.
«Всю власть советам!»
И говорил Всевышний Моше
после смерти двух сыновей Аґарона…
Ва-йикра, 16:1
Мидраш (Ва-йикра раба, 20) сообщает: Надав и Авиґу были наказаны за то, что не посоветовались друг с другом, когда обдумывали возможность приблизить кторет (воскурения) перед Всевышним. Необходимость совета перед судьбоносным решением у евреев связана с пониманием общности нашей судьбы. В случае же Надава и Авиґy, их обращение друг к другу сделало бы задуманное ими невыполнимым. Каждый из них решил совершить действие, доступное лишь ступеньке Первосвященника. Но функция Первосвященника уникальна и единственна, а потому желание двух братьев взять на себя единственную в своём роде прерогативу, стань оно известно им обоим, мгновенно избавило бы их от смертельных иллюзий (по одной и той же на каждого) – «Я – Коґэн Гадоль» (Первосвященник).
Мне кажется, мораль для всех нас очевидна.
Дом – это жена
...и искупит себя
и свой дом.
Ва-йикра, 16:6
Объясняет рав Ґирш: «Невозможно себе представить первосвященника без дома – без его жены и семьи. Ведь он олицетворяет идеал – этический идеал, его жизнь – пример поведения всего народа. И потому его семейная жизнь должна быть «без сучка и задоринки» и быть основой праведной жизни вообще. Потому вступая в Йом ґа-Кипурим, дабы искупить весь Израиль, был обязан он быть мужем жены – единственной, как сказали мудрецы: «себя и свой дом» – не два дома! (Вавилонский Талмуд, Трактат «Йома», 13:1).
Когда у Магида из Кожниц умерла жена, ему было уже далеко за семьдесят, и не хотел он снова жениться. Послал ему Провидец из Люблина следующее сообщение: «Отчего ваши молитвы в Дни Трепета не были приняты с той же поспешностью, что и всегда?! Оттого, что тот, у кого нет жены, даже если он и праведник, с изъяном он!»
«КДОШИМ»
Начало главы «Кдошим», говорит о законах, которые составляют фундамент любого общества, стремящегося к идеалам чистоты, справедливости и любви. И неслучайно во главе этих законов безусловное уважение к родителям – краеугольный камень здоровья общества – здоровье семейной ячейки. И потому охранники стоят по обе стороны (предыдущая 18 и следующая 20 главы) – запреты на отвратительные половые связи. Одним своим «видом» предупреждая о гибельной плате, которая ожидает любое существо, не соблюдающее чистоту семейных отношений.
На этом мощнейшем фундаменте чистоты и строит Тора здание своих законов, чья вершина: «люби ближнего как самого себя», а составляющие – законы о своевременной плате и запрет на обманы, равное право для всех – пришельца и аборигена, и многое другое, о чём повествует глава с удивительным призывом: «Выделенными (кдошим) будьте»!
Что такое выделенность?
И говорил Всевышний Моше
сказать: обратись ко всей
общине сынов Израиля и скажи
им будьте кдошим, потому что
кадош – Я – Всевышний
Всевильный Ваш!
Ва-йикра, 19, 1-2
Самый первый вопрос, на который следует ответить, что такое кдуша? Правильным переводом на русский язык этого базисного понятия иудаизма будет: «выделенный, из ряда вон выходящий». Такой перевод лишает это понятие христианских коннотаций (святой, священный и т.п.), поскольку очевидно, что можно выделиться как в хорошую, так и в плохую сторону.
Попытка, например, сказать что выделенность евреев заключается в тфилин, шабате, кашруте наталкивается на тривиальное возражение – неевреи к этим мицвот отношения не
имеют, а потому они отличают евреев от неевреев, но никак не выделяют евреев из неевреев.
Примеры: Мир животных и мир человека. Человек отличается от животного наличием выбора, интеллектом, речью и т.д. Но в чём выделенность человека из мира животных? Ответ следует искать только в том, что общего у человека и животного. Животное пожирает пищу, человек её ест. У животного морда, у человека – лицо, у животного пасть, у человека – рот и т.д.
Теперь уже понятным становится комментарий РаМбаНа: «выделенными через то, что разрешено». Еврей должен выделяться из человеческого общежития тем, как он говорит
(интонации), одевается, ведёт дела, даже походкой! Короче во всём, что касается обычного, житейского, связанного с этим миром, еврей обязан в соответствии с повелением «будьте кдошим» резко выделяться, внося в повседневное – Б-жественное!
Именно так заканчивает Творец резюме своих требований к «облико морале» «сынов Израиля»:«И будете для меня кдошим… и Я выделю вас… из народов»
(Ва-йикра, 20:26).
Три измерения реальности по-еврейски
Выделены будьте, как
выделен Я – Всевышний
Всесильный ваш. Трепещите
[каждый] человек перед
отцом своим и матерью
своей, и шабаты мои
соблюдайте...
Ва-йикра, 19:2-3
Вопрос о связи между выделенностью, уважением к родителям и ценностью шабата задаёт седьмой Любавический ребе. Собственно, ещё перед этим вопросом встаёт другой,
ничуть не менее важный: где найти силы (энергию) для того, чтобы быть выделенным?
Как ни странно, оба эти вопроса имеют одни и тот же ответ– шабат!
Как и всегда, больше чем евреи берегут шабат, шабат оберегает евреев. Именно в нём мы черпаем силы вносить Б-жественное в повседневное, не утонуть и не отчаяться в серой череде будней, за него мы цепляемся, утопая в океане житейских проблем, и он же даёт нам силы быть детьми собственных родителей.
Шабат – соединение личного, общественного (семейного) и Б-жественного. Именно шабат – свидетельство управления мира Хозяином.
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru