Thursday, April 2, 2009

«ЦАВ», 5769.

«ЦАВ», 5769.

Законы корбанот, о которых продолжает рассказывать наша недельная глава, выделены из общего изложения, имевшего место в главе «Ва-йикра». Их специфичность в том, что обращены они лишь к коґэнам (функционерам).

Без предохранителей

Прикажи Аґарону

Ва-йикра, 6:2

Приказная форма только для ускорения [действия].

Сказал раби Шимон, что необходимо написанному

[Торе] поторопить в месте, где недостаток кармана

РаШИ к Ва-йикра, 6:2

В оригинале слово «карман» – кис – имеет дополнительное значение – «сокрытие, предохраняющая завеса». Исходя из этого, дополнительного смысла, есть возможность понять сказанное РаШИ следующим способом. Все пять человеческих чувств обладают своего рода защитной системой. Руку можно не протянуть, нос заткнуть, глаза зажмурить, рот не открывать (самое для еврея невыносимое), в уши воткнуть пальцы (за неимением иных затычек). И лишь человеческие мысли не снабжены «предохранителем»:

«Эскадрон моих мыслей шальных...

Вы аллюром несётесь

И не признаёте узды…»

Их важность неоспорима: «Плохая мысль (по своим последствиям) хуже плохого поступка», – говорят мудрецы. И корбан ола, о котором в форме приказа сообщает через Моше Всевышний, связан как раз с исправлением (точнее, как мы сейчас увидим, с уничтожением) дурных мыслей. Книга «Зоґар» высказывается об этом весьма недвусмысленно: «Когда появляется в сознании человека дурная мысль – обязан он уничтожить её мгновенно и сжечь на жертвеннике Торы и мицвот».И наша задача в этом комментарии – перевести общие слова об опасности и необходимой поспешности в плоскость конкретных рецептов борьбы со Злом на уровне сознания.

Поспешность явно необходима именно вследствие удивительной свободы присущей нашему ассоциативному мышлению. Любая мысль способна стать своего рода детонатором такого фантастического взрыва (точнее – взрыва фантазии)!

Во-первых, отменим своё авторство на мысли. Более конкретно – появление у человека плохой мысли ещё не делает человека дурным. Если нам удаётся, мгновенно реагируя, избавиться от дурной мысли, и мы, регулярно подобным же образом реагируя, способны обнаружить, что причиной появления дурных мыслей, возможно было… выработать у нас «рефлекс» их мгновенного изгнания.

А во-вторых – конкретный рецепт (в нескольких вариантах). Плохую мысль можно раздавить, при этом, представляя себе её как гадюку (или по Грину: «как в дровяном сарае погасить, торопятся горящую спичку»). Мне лично всегда помогала картинка из «Кавказской пленницы», где картинно-толстый

Моргунов носками ботинок давил сигареты, обучая джигитов модному танцу твист. Собственно вышеперечисленные и подобные им рецепты используют основную, определённую РаШИ, особенность мышления – отсутствие защитного механизма. Именно потому поспешность атаки – залог её успешности. И, в силу вышесказанного, образы, способные помочь, должны быть в обязательном порядке требующими незамедлительности (гадюка, спичка…)!

Покрывало для лица Моше

            "Оно, всесожжение (ола) на костре, на жертвеннике всю ночь"

            Ва-йикра, 6:2

И снова жалоба на перевод. На этот раз переводчики не виноваты. Всему виной наличие в Пятикнижии двух экстраординарных размеров букв – вдвое меньше и вдвое больше обычного. В данном случае слово, переведенное как "костёр" – "мокед" – имеет уменьшенную букву "мэм".

Раби Менделе из Коцка усматривает в размере этой буквы намёк на необходимость уменьшать внешние проявления того внутреннего огня, который питает еврейское стремление к Торе. Он, этот огонь, не должен быть заметен снаружи, а весь целиком обязан тратиться на поддержание внутреннего горения.

Его ученик и друг раби Ицхак-Меир из Гура объяснял, что именно такое назначение имела завеса, которую возложил Моше рабейну на своё лицо: "И увидел Аhарон и все сыновья Исраэля Моше, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему… и когда окончил Моше говорить с ними, он наложил на лицо своё покрывало" (Шмот, 34: 30, 33).

Но варианты прикрытия, о которых поведал основатель Гурской династии, превосходят всё представимое. По мнению раби Ицхака-Меира, Провидец из Люблина скрывался под личиной видящего Истину (руах hакодеш), раби Симха-Буним из Пшисхи скрывал себя за мудростью. Сам же Гурский ребе в качестве маскировки использовал действия во спасение евреев и брахот, дающие евреям заработок. Семь лет его правления вошли в историю хасидизма, как "семь лет изобилия".

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: