«ТАЗРИА»
Глава «Тазриа» посвящена духовной язве цараат во всех её видах, чья нечистота столь велика, что мудрецы определяют: «поражённый цараат подобен мертвецу» (Вавилонский Талмуд, Трактат «Недарим», 64:2). Поражённый нечистотой этой язвы обязан покинуть стан Израиля, и находится в негордом одиночестве. Тазриа – «посеет» – говорит о семени, росте, рождении. Как же название соответствует главе?
Раби Менахем-Мендл Шнеерсон объясняет, что таким образом мудрецы намекают на внутренний смысл всех наказаний – исправление и милосердие. Всесильный желает очистить человека, избавить его от всевластия эгоизма. Самые суровые наказания, включая смерть, имеют своим назначением конечное благо – самого человека с точки зрения вечности. Оттого именно эта недельная глава, почти целиком посвященная язвам и нечистоте, с ними связанной, называется «Посеет». Ведь задача духовных и телесных недугов одна – посеять и взрастить внутри человека новое мироощущение, дабы родился новый еврей – чище и лучше прежнего.
Именно так выглядит и объяснение внутреннего смысла галута (времени, когда Всесильный скрыт, невиден). Здесь, в кромешной духовной тьме, мы сеем мицвот и добрые дела, зачастую получая взамен от жизни неприятности. И весь этот процесс рождения Геулы (времени, когда Всесильный открыт, ощутим) подобен процессу превращения зёрнышка в налитый зерном колос, где, прежде всего происходит скрытая от дурного глаза «подземная» часть работы – залог надземной спелости и колосистости.
Радость, убирающая границы.
Всё способствующее течению жизни доставляет удовольствие. Чистый воздух, еда, близость между мужем и женой. Единственным исключением (декларированным в Торе) являются… роды. Появление новой жзини не только сопряжено с муками роженицы «И в печали будешь рожать» (Бе-рейшит, 3:16), но и делает женщину ритуально нечистой. Причина тому – причина всех причин Зла – вкушение запретного плода в Эденском саду.
В этом промахе роли мужчины и женщины (мужского и женского начала, функций давания и принятия) принципиально ассиметричны. Женщина стала причиной смерти для себя и для своего мужа. С того самого момента любое рождение – это рождение не только жизни, но и смерти. Зло изначально присутствует даже в самом светлом и чистом – рождение жизни.
И поскольку причина всех причин нечистоты – смерть (труп), то естетственно, что появление жизни, а с нею вместе и смерти – это появление и нечистоты. Теперь становится понятной связь между брит-милой (обрезанием) и ритуальной нечистотой роженицы. Вступление новорожденного в союз вечности не только высвобождает его из ограниченности смерти, но и является причиной всепобеждающей радости и для матери, именно в этот момент ставшей причиной жизни без смерти. Мудрецы эту причину её чистоты рисуют в мидраше: «Все рады, отчего только она (мать) должна пребывать в грусти».
Три – не – единство
Человек, у которого будет
на коже плоти его.
Ва-йикра, 13:2
Объясняет раби Мордехай ґа-Коґэн: «Три фразеологических оборота использует Тора, говоря о язвах: «Человек, у которого будет на коже плоти его» (Ва-йикра, 13:2), «Язва цараат, если будет у человека» (Ва-йикра, 13:9), «И плоть, на коже которой будет моровая язва (шхин)» (Ва-йикра, 13:18). И соответствуют они трём уровням злоязычия.
В первом случае говорится о двукратной изоляции. Во втором требуется одна изоляция, а в третьем нет изоляции вовсе.
Три этих вида следующие:
Первый – касается говорившего плохое без злого умысла, не желая навредить, а лишь «красного словца ради». Его язва поверхностная «на коже плоти», оттого – «и изолировал его коґэн», так как у него есть шанс избавиться от язвы. Если первая изоляция не помогла, «и изолировал его… во второй раз», и, пройдя через изоляцию и молчание, «излечится» от вредной привычки и не будет более «вставлять свои пять копеек» в сплетни и злоязычие.
Второй – касается того, для кого «смешивать людей с грязью» стало второй натурой: «язва цараат, если будет у человека». Его исправление много тяжелее, чем в первом случае, но и для него есть надежда, и потому: «и изолировал его коґэн» единожды, на случай исправления в результате одной попытки.
Третий и самый тяжелый из случаев – еврей, для которого злоязычие – органическая часть его личности, и его намерение плохими словами нанести вред: «И плоть, на коже которой будет шхин». В этом «неоперабельном» случае временные меры бесполезны, для него преступление – привычное легитимное времяпровождение. Вернувшись из «изолятора» он, естественно, (злоязычие стало частью его естества!) вернётся к клевете и наветам, а потому: «в одиночестве, вне лагеря будет [место] его сидения… все дни пока язва в нём». (Ва-йикра, 13:46)
Обратим внимание, что в первом случае «человек» в начале, во втором – в конце, в третьем же есть только «плоть».
«МЕЦОРА»
Недельная глава «Мецора» в качестве основной темы излагает законы очищения поражённых разными видами язвы цараат.
Домашняя язва
Пятикнижие недвусмысленно подчёркивает, что язва на доме – особенность лишь Эрец Исраэль, а мудрецы уточняют, комментируя, что она имела место лишь во времена Первого Храма, пока существовало личное владение наделами земли Израиля.
Кроме уже сделанного нами вывода о духовной природе этой болезни, данная мудрецами спецификация позволяет увидеть конкретный смысл цараат.
Объяснения появляющиеся во вступлении в нашу главу определяют язву цараат как духовный сигнал о неправильном положении нашего духовного тела. Расширение этого определения, так чтобы оно включало одежду и дом (обязательно находящийся в личном владении объявленном Всевышним при делении Эрец Исраэль), появляется в Кабале.
Внутренняя часть Торы говорит о системе одеяний («левушим») «повешенной» на человека. Три нижних одеяния это – дом, одежда и тело. Таким образом система намёков определённая мидрашем:
«Сначала язва появлялась на доме, затем если еврей не совершал тшуву, на одежде, а конце концов она поражала его тело»
даёт возможность распространить комментарий о духовном местоположении тела и на внешние одеяния – одежду и личный (именной) надел – дом.
При этом каждый из уровней нёс и самостоятельную ответственность. Излишняя роскошь или нескромность одеяний, также как и негостеприимство дома, нежелание одолжить что-то из его содержимого приводило к поражению язвой и обнародованию фальши (несоответствия внутреннего внешнему).
Вопрос на который всё ещё требуется ответить – это положительная коннотация сообщения о язве домов: «Когда придёте в страну… наведу Я язву проказы». Хорошо известен мидраш (его приводит РаШИ) о подарке Всевышнего евреям, наследующим народам Кнаана: гои ожидая прихода евреев замуровывали в стены своих домов сокровища, в надежде вернуться (сравните 1945 год, Кенигсберг, депортация немцев и с собой ничего; клады в Калининграде ищут до сих пор!).
Вот только буквальному пониманию мидраша противоречит логика – простите, каким образом за десятки и более лет до вступления евреев знали народы Кнаана своё несветлое будущее и отчего рассчитывали, зная о нём, спастись и вернуться?!
Объясняет раби Шнеерсон, что мидраш (Ва-йикра Раба, 17:6) говорит лишь об эморийцах (а не всех кнаанейцах) и лишь о сорокалетних скитаниях Исраэля по пустыне, а не о всём времени строительства. Выделенность эмореев связана с тем, что именно этот народ Кнаана упомянут «всуе» в союзе разделённой телицы заключённом Всевышним с Авраамом: «И четвёртое поколение вернётся сюда, так как не полон преступлениями эмореец до сих пор» (Бе-рейшит, 15:16).
Именно эмореец знал о сроке – «четвертое поколение» - и ожидал, что евреев постигнет та же участь, и тогда вернувшись, эморейцы вновь обретут спрятанные до той поры сокровища.
Слегка поднявшись над уровнем пшата, мы можем извлечь из мидраша важнейший урок. «Эмори» от корня «эмор» - «скажи» олицетворяет одну из семи отрицательных сил нашего «гоя» - «тела» - силу произнесения пустых, не соответствующих действительности слов. Связь с язвой цараат прослеживается явно.
Спрятанное золото намекает на сокровища Торы, заложенные в каждого еврея и на необходимость поломать «эморейские» стены, чтобы реализовать потаённый клад!
О самом быстром органе
И это будет теорией мецора…
и будет приведён к коґэну.
Ва-йикра, 14:2
Сказал раби Исраэль-Меир ґа-Коґэн из Радина (Радунь, Белоруссия), он же – Хафец Хаим: «Известно, что преимущество человека над всеми творениями в том, что добавил ему Всевышний силу речи, как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни, и стал человек живой душою» (Берешит, 2:7).
Онкелос переводит: «разговаривающей душою». Но это всё в случае, если его речь исправна, но если использует силу речи, подаренную ему Творцом, для плохого, то хуже он любого земного животного, ведь оно по крайней мере не ругается!
Рабейну Бехайе в своей книге «Обязанности сердец» объясняет, что следует, во-первых, приучить себя останавливать язык и держать рот на замке так, чтобы стал язык самым тяжёлым (трудным на подъём) органом, ибо его невероятная быстрота – причина абсолютного большинства промахов и ошибок.
Хафец Хаим отмечает: «Очищение мецора и его исцеление не зависят от врача, но лишь от коґэна. Сказала Тора: придёт пострадавший от исходившего из его уст – мецора и получит
исправление от того, про которого свидетельствует пророк: «Уста коґэна обретут знание» (Малахи, 2:7).
Вообще раби Исраэль-Меир известен как Хафец Хаим из-за того, что важнейшую часть своей жизни посвятил борьбе за чистоту речи евреев. Его книга, посвящённая законам чистоты языка, позволяла ему приезжать в разные места проживания евреев и, ссылаясь на книгу, призывать евреев блюсти чистоту уст. В своих странствиях он имел обыкновение одеваться очень просто и ссылаться на свою книгу, не афишируя своё авторство, и называя себя просто евреем из Радина.
Однажды он был спрошен не узнавшим его евреем, знаком ли он с гением и праведником из Радина, самим Хафец Хаимом? Ответил ему раби Исраэль-Меир, что он действительно знаком с этим евреем, но сказать про него «гений» – это явное преувеличение, да и праведником он не является. Такой ответ ужасно разозлил спрашивавшего, и он выразил свой гнев пощёчиной, которой «одарил» имевшего наглость так u1086 отзываться о Хафец Хаиме.
По прошествии времени, оказался этот еврей в Радине, увидел Хафец Хаима и понял, кому он отвесил пощёчину. Он упал перед раби Исраэлем-Меиром на колени и, рыдая, стал просить прощения.
Улыбнулся ему раби Исраэль-Меир и сказал: «Я должен выразить тебе благодарность за две вещи, которые я, благодаря тебе, выучил. Одна из них – не следует излишне мудрствовать и увлекаться собственной скромностью, в особенности, если это может рассердить собеседника. Вторая, ещё более важная – не имеет человек права говорить плохое даже о самом себе!»
Уста всему причиной
Раби Исраэль Липкин (Салантер ребе) объяснял: «Соединила Тора главы «Тазриа» и «Мецора», которые, в основном, посвящены теме язвы, с главой «Шмини», которая посвящена, в особенности, запретному и разрешённому в пищу, дабы преподать нам следующий урок: Запрещённые разговоры – злословие и сплетни, которые запрещено «выпускать» изо рта, «пачкают» значительно больше, чем падаль и трефное, которое запрещено «впускать» в рот!
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment