Wednesday, October 21, 2009

«Ноах», 5770

«Ноах»

Уважаемые господа, шалом.

В качестве приложения к нашей рассылке недельных глав мы начинаем публикацию дополнительных страниц новой книги р.Гитика «Визуализация кабалы».

Часть 1.

Завершим мы наше, принципиально не длинное повествование парочкой примеров применения Кабалы к «каноническим» областям иудаизма.

Еврейский календарь насчитывает, как известно, пять постов. Первый из них – 17 Тамуза (середина лета) – связан с созданием золотого тельца и разбиением Первых скрижалей. Второй – 9 Ава, отделённый от первого тремя неделями1, связан с промахом разведчиков и разрушением Первого и Второго Храмов. Третий пост – цом Гедалии следует сразу за праздником Рош ґа-ШанаГолова года. Его «официальная» причина – убийство евреями-националистами губернатора-еврея, назначенного Вавилоном, и, как следствие – бегство остатков еврейского населения Страны Израиля в Египет.

Четвёртый пост, отмечаемый в начале зимы назван по дате – 10 Тевета. Его причиной является замыкание кольца осады вокруг Йерушалайма вавилонянами, а также – легендарный перевод Пятикнижия на древнегреческий и смерть пророка Эзры, стоявшего во главе народа в период возвращения из Вавилонского изгнания.

Пятый, заключительный пост установлен в память о посте, предшествовавшем чудесному спасению еврейского народа во времена персидского владычества. Он носит имя главной героини событий Пурима – таанит Эстер и отмечается днём ранее праздника Пурим.

Само число пять и будет ключом-намёком на внутреннее содержание серии пяти еврейских постов. Кэтер-зародыш, конечно же, соответствует посту 17 Тамуза. Об этом прямо свидетельствуют мудрецы, утверждая, что всё плохое в мире содержит в себе крупицу золотого тельца. Если бы не разбиение Первых скрижалей, то всё «могло быть иначе…» (подробный разбор событий, связанных с золотым тельцом и их последствий, см.: «Путешествие по недельным главам», Часть II, глава 9). Тем самым, 17 Тамуза есть начало всех начал Зла.

9 Ава – самый траурный день еврейского года. С чисто материальной точки зрения, это – самый длинный пост. Но, и это – главное: его духовная начинка – разрушение – визуализация «зародышевого» Зла. И это прямо выводит нас на уровень хохма – прозрения, первой абсорбции, заложенного в 17 Тамуза потенциала Зла. О следующем уровне бина мы поговорим через неделю.

Продолжение следует…

«Ноах»

Вопросы, вопросы, вопросы…


«А от всего живущего… по два из всех ты введёшь в ковчег, чтобы они остались с тобою в живых»

Бе-рейшит, 6:19

Недельная глава «Ноах» описывает событие, которое коренным образом изменило этот мир и, естественно, ход истории человечества вообще.

Сами действия Творца «залить кипятком» всю Землю, притом что вода в терминах еврейской философии — олицетворение всего доброго и хорошего. Вода — это жизнь! Вода — это сама Тора. И потому непонятно, отчего Всевышний использует атрибут милосердия для уничтожения всего живого на нашей планете.

Ещё пара вопросов. «Малых сих» за что, и как шла селекция? Бессловесная животина-то, в чём была виновата, и ежели «каждой твари по паре», то как, интересно, выбиралась та пара, что попадала на ковчег?

Фальстарт


«И вода усилилась на земле чрезвычайно, и покрылись все высокие горы…

И погибла всякая плоть»

Бе-рейшит, 7:19, 21

Хэсед-доброта — категория давания. Почему она используется для уничтожения?

Помните, у Ремарка: «цветы покрывают всё, даже могилы». Вода покрывает всё, вода растворяет всё. Ноах высадился после Потопа в совершенно чистом мире, и произошедшее следует трактовать следующим образом.

Всё началось с того, что человек разрушил мир, который был ему дан. Всевышний вмешивается, даёт дополнительный шанс, но мало того, Он рвёт связь между прошлым и будущим. Мир, в котором высаживается Ноах, совершенно не связан с тем миром, который был до Потопа. (Вот отчего так мало информации даётся нам мудрецами обо всем допотопном — к нам тот мир особого отношения не имеет — «порвалась дней [причинно-следственная] связующая нить»).

Как правило, всё нами содеянное должно быть исправлено. Вспомним, что первое тысячелетие было неким подарком Всевышнего. Он частично приостановил действие последствий промаха первого человека. И мир, в котором оказался человек, изгнанный из Эденского сада, был максимально приближён по условиям своим к Ган Эдену. Мир, где человек мог, не заботясь о хлебе насущном, посвятить себя главному, только ему данному, человеческому. Увы, увы…

Основа отношений — человек и его новый мир


«А Ноах и его семья целый день

кормили обитателей ковчега»

Мидраш Танхума, 58:9

Мы сказали, что Ноев ковчег был местом, вместившей всё достойное, что стоило сохранить из мира, который ушёл. То есть Всевышний собрал всё то хорошее, что было в допотопном мире, и перенёс это всё очень аккуратно в новый мир. И этот «в аккурат» перенос позволяет Ноаху выстроить свои отношения с миром на принципиально новой основе. Чем занимался Ноах и его семейство в ковчеге? Ухаживали за животными, причём, подчеркнём, это было совсем не просто.

Вот штрих, которым всё показывают мудрецы (Мидраш Агада, Бе-рейшит, 7:23):

Однажды Ноах чуть-чуть опоздал покормить льва, и лев его укусил. Из-за этого Ноах страдал вплоть до высадки уже в новом мире.

Оказывается, весь этот год (и потому пребывание в ковчеге длится год, что это — целостность, единица времени) Ноах и его семья заботятся о «малых сих». Они дают, беспрерывно дают, целый год беспрерывно дают, не имея времени, даже секунды, на себя. Вспомните, там были запрещены даже супружеские отношения, там было запрещено всё, что хоть сколько-нибудь связано с эгоизмом. Мера за меру: поколение Потопа использовало всё сущее по максимуму для себя — законченный эгоизм; исправляя это, Ноах и его семья отдают себя миру и потому заслуживают быть зародышем Нового.

«Коль Адам йеш ло кохав»


«У каждого человека есть своя звезда»

Раби Йеґуда ґа-Леви

А теперь по какому принципу были выбраны животные?

Для ответа мы воспользуемся словами знаменитого еврейского мыслителя и поэта раби Йеґуды ґа-Леви: «Коль адам йеш ло кохав» — «У каждого человека есть своя звезда». Это не просто поэтический образ — это философское обоснование человеческого бытия, данное в поэтической форме.

С еврейской точки зрения, образно определённой раби Йеґудой ґа-Леви, все миры сотворены для человека и всё созданное можно разделить на делянки, благодаря которым люди соотносятся с определённой частью мира. Каждому человеку соответствует часть уровня неживой материи — планеты, звёзды, галактики и прочее, а также кусочек растительного и кусочек животного мира. Ноев ковчег — часть мира, соответствующая Ноаху и его семье. И в него вошли те незатронутые общим помешательством островки животного мира, те животные (и в этом смысл селекции), которые были проекцией Ноаха и его семьи.

О чём предупреждает Начало?


        «Раби Эльазар ҐаКапар говорил: «Зависть, сладострастие, честолюбие сживают человека со света»

        Пиркей Авот, 5

Вопрос, с которого мы начнём, весьма прозаичен:

Отчего Пятикнижие определяет Ноаха как: «человек праведный, совершенный был в своих поколениях» (Бе-рейшит, 6:9)?

И сразу два высоких звания — «праведник» и «совершенный» — несомненно, требуют объяснения, которое мы начнём с комментария Магида из Козниц.

Тора в первых двух главах предупреждает нас о главных опасностях, подстерегающих человека в этом мире: зависти, снедавшей убийцу Каина; сладострастии — движителе людей из поколения Потопа; девиз же строителей Вавилонской башни «Сделаем себе имя» (Бе-рейшит, 11:3) — свидетельство их более чем честолюбивых помыслов.

Именно эти три эгоистических силы составляют отрицательный баланс начала человеческого Бытия. А вопрос о множественности званий и «поколений» Ноаха теперь получает ответ (автор его — раби Йосеф Каро). Ноах был современником поколений Потопа и Вавилонской башни. Его праведность — «Тебя видел Я праведником поколений передо Мной в этом поколении» (Бе-рейшит, 7:1) — была причиной его спасения в первом из них, а его совершенство — «Ходи передо мною и будь совершенным» (Бе-рейшит, 17:1) — сделало Ноаха нестроителем Вавилонской башни, прямо направленной против Всевышнего. Как сказано:

«Не могу Я [Творец] и он [гордец] находиться вместе».

И чуть выше упомянутое имя Создателя מקום Маком — Место (от корня קיום киюм — существование) означает, как уже было сказано, что Творец — Место нашего мира. Гордыня, утверждающая собственную экзистенциональность, «отбирает» у Всевышнего право на существование (место).

Резюмируем историей, отражающей это страшнейшее из трёх проявлений нашего йецер ґа-ра, нашего Эго:

Ребе Вольф из Стрикова присутствовал при последних минутах жизни одного из старейших хасидов раби из Коцка. Наклонившись к умирающему, раби Вольф спросил: «Реб Исраэль, ваше дурное начало всё ещё владеет вами?» — « Да, — тихо ответил умирающий, — оно убеждает меня произнести «Шма, Исраэль», чтобы сказали после моей смерти: «Душа праведника покинула тело в светлой чистоте на слове «Один». («Слушай, Исраэль, ...Всевышний — Один».)

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: