«Лех леха», 5770.
Уважаемые господа, шалом.
С 6 по 8 ноября в Москве и СпБ состоятся лекции и семинары р.М.-М.Гитика.
1. Москва. Шабат 6-7 ноября. В помещении Большой Хоральной синагоги
состоится семинар-шабатон р.М.-М. Гитика «Визуализация Кабалы»
- Была ли жена Первого Человека ХАВОЙ?
- Экспансия и арендаторство.
- Клетка для Амалека.
Время лекций: йом шиши 19.00-22.00, Шабат 14.00-21.00.
Предварительная запись обязательна.
Телефон в Москве: 4501596, 9104344478 Лена
e-mail: avigail1313@gmail.com Авигаиль
Стоимость семинара 200 рублей.
Есть возможность ночлега.
Запись производится до 4 ноября.
2. СпБ. Йом ришон 8 ноября. Лекционный день в помещении центральной синагоги проводит р.М.-М. ГИТИК.
12.00-13.00 - Подарки на Рош-hа-Шана
13.00-14.30 - Аморфность Египта
14.30-15.30 - Обеденный перерыв (ресторан "Лехаим" предоставляет скидку на обед для участников лектория)
15.30-16.00 - Шабат шалом: основа мира на Земле.
16.00-18.00 - Была ли жена первого Человека Хавой? (лекция в рамках воскресного лектория)
18.00-19.30 - "Исход" Яакова "из" Лавана (для желающих еще поучиться)
3. В качестве приложения к нашей рассылке недельных глав мы продолжаем публикацию дополнительных страниц новой книги р.Гитика «Визуализация кабалы».
Часть 2.
Следующий уровень – бина-осознание прямо связан с борьбой против отчаяния. Ведь понимание всего произошедшего ужаса прямо ведёт к этому неприемлемому результату. Именно об этом – пост, следующий за Днём Суда (название, данное мудрецами празднику новолетия). На первый взгляд, у человека нет шансов на Суде Всевышнего (отсюда – христианское «Страшный Суд»!), и против подобного взгляда и восстаёт внутреннее содержание этого поста.
Зеир анпин – комплексное соединение множества причин – вот, что скрывается за внешней личиной поста 10 Тевета, за которым официально закреплено мудрецами «звание» «дня всеобщей печали». Если дата смерти вашего близкого не известна, то отмечать её следует именно в этот день. Четыре его причины1 комфортно укладываются в концепцию зеир анпина.
Заключительная сфира – мальхут – царственность – принятие всего, прямо связана с идеей принятия Торы вопреки всем препятствиям, реализованной Исраэлем в судьбоносных днях Пурима-Жребия.
Видение системы траурных дней позволяет задаться вопросом общей концепции праздников. Рав Ицхак Лурье проводит параллель «праздники – сфирот», позволяющую обосновать единый взгляд на систему праздничных дней года. Но об этом – на следующей неделе.
«ЛЕХ ЛЕХА»
Авраґам как ультраконсерватор, или
Этнографический комментарий РаМБаМа
«...тогда было начато обращение ко Всевышнему [через] И м я»
Бе-рейшит, 4:26
Точка зрения, утверждавшая рождение «прогрессивного» монотеизма из «примитивного» многобожия царствовала в науке вплоть до середины прошлого века. Именно тогда, в 50-е годы, этнография похоронила эту «рождественскую», в смысле, христианскую, сказочку.
Причём тут христиане, спросим мы? Именно им принадлежит сомнительная честь первооткрывателей «
Классическая цивилизация дохристианского мира была во многом выше разрушивших её христианских империй позднего Рима и Византии. И с лёгкой руки христиан, подкреплённой тезисом Гегеля о всегдашнем и вездесущем прогрессе, прочно вошла в наше сознание бредовая идея «примитивизма» многобожия.
Дабы подчеркнуть вынужденную
Понятно, что процесс придания самоценности силам этого мира приводит к увеличению числа «небожителей». Именно такой, отчасти естественный, процесс размножения богов-олимпийцев от не менее божественных родителей мы наблюдаем в «греческом зале». Путь от двух к четырём, восьми и шестнадцати тривиален и понятен. Но каким образом этот процесс «натурального размножения» вдруг пошёл вспять и вышел к числу Один?
Рав Моше Бен Маймон в своём вступлении к книге «Яд хазака» («Мишнэ Тора») объясняет, что в поколении Эноша появилась тенденция дробления восприятия Творца:
«У Шета также родился сын, и он нарёк ему имя Энош;
тогда было начато обращение ко Всевышнему [через]
И м я».
Раз появившись, идея посредничества в своём развитии дошла до признания автономности сил природы. Именно так появилось язычество.
Этнография более полувека тому назад подтвердила истинность вышесказанного. Дело в том, что исследователи обнаружили у всех без исключения народов — от африканских бушменов до индейцев в дебрях Амазонки — наличие веры в Первопричину. Помимо веры во всевозможных божков обязательно во всех культурах присутствует память о Начале.
А, следовательно, Авраґам, «развернувший знамёна монотеизма» воспринимался
Обратим наше внимание на злободневность предыдущего абзаца.
Дикий, дичайший!
«И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего: «Вот ты беременна и родишь сына, и наречёшь ему имя Имшаэль… и будет он дикарь-человек…»
Бе-рейшит, 16:11—12
Эпизод, обсуждаемый в этом комментарии, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай.
В возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним
Но ещё прежде Аврама вспомним Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека. Что с ней все эти годы? Сарай, понятно, тоже не становится моложе, и вот ей уже 76 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание, Сарай не выдерживает и даёт своему мужу Ґагар (кстати, фараоновскую дочку). Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагар]» (Бе-рейшит, 16:2).
Комментарии, на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу.
Если вы помните, Сара ведёт себя с Ґагарью, как «злая мачеха» с Золушкой. В чём смысл такого отношения?
Вечером с наступлением шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим доченькам? Сходства и подобия прамамам: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее». Вот только у Израиля были ещё две прамамы — Билґа и Зилпа. Эти сводные сёстры Рахели и Леи — мамы четырёх колен нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем? Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём тщетно пыталась преуспеть Сарай.
Как можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа — психодвойник Леи, а Билґа — Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего после смерти Рахели свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт объяснение через «соперничество» Галута и Геулы, олицетворением которых были Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы — всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем.
В результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё рождается сын, которого Тора характеризует как «пэрэ-адам» — буквально: «дикий человек». Отмечу незаметное в русском переводе нарушение синтаксиса «лашон кодеш». На иврите прилагательное всегда (!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь сильный, человек приятный и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами. Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для подписания всевозможных соглашений с Абу Мазеном и его присными, а главное — дало бы возможность сохранить жизни людей, принесённых в жертву на алтаре «мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки насадить демократию в арабских странах — напрасная (и опасная) трата сил.
В завершение история.
В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик — 16 убитых евреев, не считая десятков раненых (инвалидов).
Ученики Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафец Хаиму с вопросом:
— Если сейчас, в самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль, арабы ведут себя подобным образом, что же будет дальше?
— Тора говорит, что Ишмаэль — дикий человек. Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком — будет диким физиком, учителем — диким учителем, — тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим.
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
1 comment:
Когда я ничего не говорю, это хороший признак, значит, я оробел. А когда я робею, это очень хороший признак, значит, я смущен. А когда я смущаюсь, это совсем хороший признак - значит, я влюблен! Но когда я влюбляюсь, это очень плохой признак… http://cans.ru/
Post a Comment