Thursday, November 12, 2009

«ХАЙЕЙ САРА», 5770.

«ХАЙЕЙ САРА», 5770.

В качестве приложения к нашей рассылке недельных глав мы продолжаем публикацию дополнительных страниц новой книги р.Гитика «Визуализация кабалы».


Часть 4.

Если мы вспомним, что Пятикнижие обозначает день новолетия как День Трубления, а мудрецы подчёркивают, что речь идёт о трубных звуках воцарения Царя Вселенной, то получится концепция хеседа этого дня – дня появления Человека. Задача этого «венца Творения» – коронация Всевышнего как Царя над собой. И потому, практически единственный мотив этого праздника: «Ты – Царь, а мы – Твои подданные». Используется вполне рациональный довод: действительно, что пользы царю в смерти его подданных?! Ведь нет царя без подданных!

А подразумеваемый результат – хесед Всевышнего, ещё один год жизни. В День Искупления происходит прямо обратное. Мы каемся, эмоционально раскрываемся и умоляем о прощении, а Творец использует наши мольбы как рациональную причину продления нашей жизни.

Ещё яснее концепция хеседа следует из самого Творения, которое отражает Замысел – желание Всевышнего осчастливить сотворённых Им – хесед – проекция сфиры кэтер. А День Очищения (главный результат Йом Кипура – очищение перед Всевышним) является прямым следствием желания Создателя нас оправдать, разорвав причинно-следственную цепочку наших преступлений.
«ХАЙЕЙ САРА»


Вслед за определением сути («Иди к себе») и духовным толчком Всевышнего («И открылся») недельная глава «Жизнь Сары» рассказывает о собственно реализации. И более чем естественно, что именно эта глава (единственная во всём Пятикнижии), озаглавленная мудрецами «Жизнь», начинается со… смерти. Ведь без решения задачки с двумя неизвестными — жизнь и смерть — ничего путного получиться не может.

Жизнь Сары — смерть Сары?

«И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, в стране Кнаан»

Бе-рейшит, 23:2

Сам заголовок главы — очевидная претензия на решение вышеупомянутой задачки. Ведь название полностью противоречит содержанию, на первый взгляд. Поскольку лишь в первом абзаце упоминается Сара, причём в контексте её смерти, точнее похорон. И первый наш вопрос будет естественным:

Это как же так получается, ведь, по идее, суть недельной главы должна быть выражена в её заголовке, который тут прямо противоречит содержанию?

Ответ предварим вопросом:

Известно ли вам, что мы отмечаем в 33-й день счёта Омера, в тот самый, когда по всему Израиля «взвевается кострами синяя ночь»?

Конечно же, известно. Это — большой праздник на еврейской улице: умер раби Шим'он бар-Йохай!..

Неожиданность такой мотивации прекрасно иллюстрирует следующий анекдот:

Еврей литовского происхождения идёт по улице и замечает двух хасидов, делающих «ле-хаим» на веранде.

— В честь чего выпиваем? — вежливо интересуется он.

— Сегодня йорцайт1 такого-то и такого-то, отвечают хасиды.

— Да, — говорит литвак, — знал я этого еврея. Нет, я его тоже не любил, но так, чтобы в день его смерти выпивать...

Самый главный день в жизни праведника — это д е н ь е г о с м е р т и . «И Авраґам в старость пришёл со всеми своими днями» (Бе-рейшит, 24:1). Не было дня, не было минуты в жизни Авраґама, которые прошли бы просто так, не было растраченного времени, и потому, достигнув максимального возраста, он достиг и максимальной высоты.

И Саре удалось то, что удалось и Авраґаму, про годы жизни которого сказано:

«И вот годы жизни Авраґама, которые он прожил, 100 и 70 и 5 лет» (Бе-рейшит, 25:7).

Рассказывают, что Баал Шем Тов имел обыкновение по субботам молиться невероятно долго. Настолько долго, что другие евреи, спокойненько уходили к себе домой, закончив молитву, делали «кидуш» и возвращались к концу его молитвы. И только у самых близких его учеников хватало терпения: они тихонько что-то себе учили и, когда Баал Шем Тов заканчивал свою молитву, присоединялись к нему для завершения. Но однажды какая-то непонятная слабость напала на учеников, они тоже ушли делать «кидуш» и были замечательно удивлены, когда через не очень большое время, придя в бейт-кнесет, обнаружили, что Баал Шем Тов закончил молиться и ждёт их с нетерпением. Поражённые они спросили, что случилось с ребе, ведь всегда его молитва длится, длится и длится. Ответил Баал Шем Тов:

— Понимаете, когда я молюсь, я использую вашу учёбу и ваши молитвы как лесенки, которые ставлю одну на другую, чтобы подняться на самый-самый верх, в так называемый дворец Машиаха, а сегодня, поскольку вы ушли, молитву пришлось закончить рано, потому что я не мог ничего составить и никуда забраться.

Вот именно так следует представить себе тот духовный уровень, на который взбирается праведник, прибавляя к каждому прожитому дню ещё день, и ещё день, и ещё.

И эта глава называется «Жизнь Сары» оттого, что жизнь праведника вовсе не завершается его смертью. Йорцайт цадика, совпадающий, как правило, с днём его рождения, — это день множественности следствий его жизни, его влияния на следующие поколения. В «Хайей Сара» начинает действовать следующий герой — Ицхак, который и есть главное следствие жизни Сары.
Падение Ишмаэля


«[Ишмаэль] перед лицом всех его братьев упал»

Бе-рейшит, 25:18

Хотелось бы посмотреть ещё один совсем небольшой комментарий, связанный с недельной главой «Толдот», а точнее, комментарий, который является связующим звеном между «Хайей Сара» и следующей за ней главой «Толдот».

Мы уже говорили, что разделение Торы на недельные главы само по себе является комментарием. Поскольку концовка равно, как и начало недельной главы, вовсе не случайна и при всей, казалось бы, отрывочности каждая из недельных глав представляет собой не только единое целое, но и звено в общей цепи Пятикнижия.

«Хайей Сара» заканчивается не очень-то понятными словами: «[Ишмаэль] аль пней коль эхав нафаль» — в буквальном переводе: «[Ишмаэль] перед лицом всех его братьев упал». Следующие слова Торы — это уже следующая недельная глава («Вот порождение Ицхака»).

Пусть нижесказанное прольётся вытрезвляющим душем на блаженно-верующих в «новый Ближний Восток».

Комментируя фразу о падении Ишмаэля, раби Яаков бен-Ашер, Баал ґа-Турим, замечает: «Слова эти рядом со словами «Вот порождение Ицхака» означают: «Когда упадёт Ишмаэль в конце дней, тогда расцветёт сын Давида [Машиах] из порождений Ицхака».

Падение подразумевает высоту, которая будет дана ишмаэльтянам в конце времён. Представим себе, каково было писать подобный комментарий в XIV веке, когда геополитическое положение ишмаэльтян с появлением на арене мировой истории турок стало катастрофически ухудшаться. Но мудрецы ещё и потому называются мудрецами, что понимают вневременную суть происходящего. И отдельные пируэты истории не скрывают от них общей направленности исторического вальса. Падения и взлёты (для арабов таким, надеюсь, последним, взлётом стало тридцатилетие после нефтяного бойкота 1973 года) не могут изменить ход событий, определённый Торой.

Для торжества истины, утверждает Тора, требуется падение лжи.
Герой нашего времени


«И назвал он колодец Распря… и назвал он его Ненависть [Обвинение]… и назвал он его Простор»

Бе-рейшит, 26:20,21,22

Ицхак — настолько связующее звено между прошлым и будущим, что его ценность ненаблюдаема в мире, где время делится на прошлое и будущее. Значимость же его, в особенности для нас, настолько велика, что её невозможно преувеличить.

Мудрецы делят человеческую историю на три периода, в соответствии с нашими праотцами. Первый — это период близости между человеком и Всевышним, он соответствует Авраґаму и Первому Храму. Второй — это период Галута, когда наш радостный смех — дело будущего. Жизнь Ицхака символизирует период от разрушения Второго Храма и до прихода Машиаха. Третий период — это с и н т е з: Третий Храм — Яаков. И получается, что Ицхак — это наш герой, это герой нашего времени. В его судьбе и в его жизни квинтэссенция всех наших жизней. Ведь посмотрев сейчас на самих себя, к какому мы можем прийти выводу? Кто хоть раз заглядывал в Талмуд, наверняка об этом думал: где они и кто они, и кто я и где я?

То, что мы сегодня с величайшим духовным интеллектуальным напряжением постигаем, для них было азбучной истиной. Настолько это несравнимо. Наша задача — не рыть новые колодцы, не обнаруживать новые источники духовности, нам бы хоть чуть-чуть, хоть струечку, из того, что было, получить. Но как ни странно, без того, что мы сохраним вот это непреходящее, что открыли наши мудрецы, получится, что они ничего не открыли.

рав Менахем - Михаэль Гитик

www.jewniversity.org

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: