Saturday, November 21, 2009

«Толдот», 5770.

«Толдот», 5770.

    1. Уважаемые господа, шалом.

      Мы приносим извинения в связи с задержкой этой рассылки по техническим причинам.

    1. 11-12 декабря состоится семинар-Шабатон в Сан-Франциско. Подробности – см. в приложенном флаере.
    2. В качестве приложения к нашей рассылке недельных глав мы продолжаем публикацию дополнительных страниц новой книги р.М.-М. Гитика «Визуализация кабалы». Сегодня часть 5.

Часть 5.

Гармония, красота, истинность наших отношений с Творцом – всё это – характерные признаки праздника Шалашей – Сукот. Его суть – радость счастливого исхода (приговора) Дней Трепета – это синтез хеседа и гвуры, то есть тиф’эрет.

В основе праздника Шмини Ацерет – Восьмой Собрание – нежелание расставаться с Творцом, неготовность потерять Его близость. Отсюда – наполнение этого праздника – Радость Торы – Симхес Тойре, ведь Тора – это то, что соединяет нас со Всевышним. Мы превращаем наше временное жилище – Суку Создателя в Дом! Соответствующая сфиранецах – вечность.

Свет следующего, восьмого праздника Хануки символизирует нашу способность принимать высший свет здесь, сегодня, сейчас. Сфираґод!

Самый высокий на сегодняшний день, день еврейского года – праздник Пурим (по определению Азизаля: Йом Ке-Пурим лишь приближение к Пуриму!) символизирует современный предел возможного: сумму достижений – лесенку в следующий мир. Соединение в общность (усилия!) всего имеющегося – отличительная черта сфиры йесод (и нашего времени!).

А самый главный, десятый праздник – 9 Ава – всё ещё впереди. И построение Третьего Храма знаменует собой реализацию идеи Помазанника-Машиаха, идею мальхут – царственности.

«ТОЛДОТ»


«Порождения праведников — их добрые дела» — вот так не очень понятно комментируют мудрецы заголовок этой главы. Смыкаясь со смыслом жизни по-еврейски, главной темой главы предыдущей, эта глава завершает круг повествования о праотцах, подводя некий итог тому, что есть движущая сила Истории: «Поступки отцов — знак для детей».

Добрые дела и приобретённая Тора — вот общий итог нашей жизни, ведь «уходя из этого мира, не берёт с собой человек ни золото, ни драгоценные камни, а лишь Тору и добрые дела» (Пиркей Авот, 6:9).

Вопрос сюжета


«И сказал Авимелех: «Что сделал ты нам? Почти лежал Один из народа с женой твоей»

Бе-рейшит, 26:10

«Толдот» состоит из двух сюжетных кусков. История Эсава и Яакова разрывается (не только сюжетно, но и хронологически) историей взаимоотношений Ицхака с Авимелехом Грарским.

О чём хочет сообщить нам Тора, обрывая сюжетно-хронологическую ткань повествования о противостоянии Яакова Эсаву, вклинивая в него более раннее столкновение Ицхака с филистимлянами-палестинцами?

Правильная оценка претензий палестинцев связана со званием, которое носил их царь — Авимелех1.

«Он называл себя Ахад ґa-ам [Один из народа]»

(Комментарий РаШИ на Бе-рейшит, 26:10).

Литературная иллюстрация — фантастический рассказ Уильма Тенна «Проблема служения».

Во главе государства стоит Слуга народа, в лохмотьях являющий себя наэлектризованным толпам, исступлённо вопящим: «Служи нам, служи нам». Высшая степень гордыни — гордиться показной скромностью. Эта самая отвратительная из человеческих черт (по еврейской шкале ценностей) — визитная карточка палестинцев.

Попробуем осмыслить «случайное» совпадение имён двух народов. Основная идея комментария о функции палестинского народа в истории принадлежит раву Мордехаю Эйлону.

Сначала «договоримся о терминах». Император Адриан Элиа, великий ненавистник евреев, был тем, кто вызвал к жизни давно погребённое название Палестина (взамен нетерпимого Йеґуда/Иудея). Плиштим — на иврите агрессоры, вторгшиеся — обозначение народа, чей «инстинкт завоевания» в течение всего периода Судей2 не позволял еврейскому народу утвердиться в Стране Израиля.

Шимшон, «Машиах в потенциале» (определение рава Десслера), был первым, кому удалось поколебать их могущество ценой своей жизни. Но только Давид, мелех Исраэль, сумел сломить эту невероятную гордыню.

Палестинский народ соединяет в себе черты Ишмаэля (врага) и Эсава (ненавистника) и не позволяет евреям овладеть домом Всевышнего — Страной Израиля. Именно поэтому Тора нарушает «обычный» ход сюжета и вклинивает в противостояние Яаков — Эсав вражду и ненависть палестинцев.

Палестинский народ — причина нашей сегодняшней слабости. Слабость еврейского народа — это невнятность молитвы. Разноголосица — следствие разобщённости, превращает молитву во взаимно перекрывающий нейтральный гул.

Исполняющие обязанности палестинского народа сегодня разделили нас на два лагеря: левых, видящих в «палестинцах» врагов и молящихся о мире, и правых, понимающих, что «палестинцы» — ненавистники, и оттого не запрограммированных изначально на мирный исход.

Нам же, вслед за равом Эйлоном, кажется более чем естественным видеть в нынешних «палестинцах» духовных наследников «врагоненавистников» Израиля. И пытаться всеми силами уменьшить внутриеврейскую рознь, чтобы молитва была одна на всех:

«Всевышний, избавь свой народ и пошли сына Давида как можно скорее!»

Простой, а не простоватый


        «И метались сыновья в утробе её, и сказала: «Если так, зачем тогда я?»

        Бе-рейшит, 25:22

Вопрос Ривки «Зачем тогда я?» вызывает, по меньшей мере, недоумение. Ведь как мы знаем, Ицхак и Ривка десять лет были бездетными, и подобная реакция, пусть даже на очень тяжёлую беременность, необычна. В особенности если учесть продолжение. Ривка отправляется не к врачу-гинекологу, а к Всевышнему. А Творец, вместо успокоительно-упоительного «Всё будет хорошо, потерпи Ривкале», отвечает весьма отвлечённым: «Два народа в чреве твоём».

Позволим себе здравомыслящее предположение: если нам не очень понятен ответ Создателя, быть может, нам не очень понятна и сама ситуация с «метанием сыновей» и «вопрошением Всевышнего»?

Наш комментарий начинается со следующего, весьма исторического, замечания: в те далёкие времена ещё не было ультрасаунда3. А, следовательно, Ривка — следующая после Сары прамама еврейского народа — собиралась рожать продолжателя Ицхака. Того, кто был бы следующим звеном на пути к созданию еврейского народа, то есть одного (!) ребёнка.

Всё дальнейшее прояснится с помощью следующего мидраша (Бе-рейшит Раба, 63:6):

Когда беременная Ривка проходила мимо капища [авода зара], то Эсав начинал буйствовать в её чреве, если оказывалась рядом с местом, где передавалась традиция, идущая от первого человека [йешива Шема и Эвера], то «неравнодушие» начинал проявлять Яаков.

Как мы уже неоднократно упоминали, жизнь любого человека — это функция в общем замысле Создателя. Функция прамамы Ривки была родить еврейский народ. Из мидраша прямо следует, что ребёнок (один), которого вынашивала Ривка, был от материнского чрева раздираем противоречиями, а, следовательно, практически обречён на неудачу. Сами посудите, мальчик, рвущийся одновременно к Добру и Злу, Небесному и Земному, Духовному и Материальному, гарантированно не преуспеет на поприще патриарха, отца народа Торы. И потому вопрос Ривки «Зачем тогда я?», то есть какой смысл имеет жизнь (функция), которую некому продолжить?

Ответ Всевышнего — «Два народа в чреве твоём» — проясняет ситуацию, определяя русло исторического процесса, который отныне будет протекать меж двух полюсов — полюсом Яакова и полюсом Эсава.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: