Friday, December 25, 2009

«Ваигаш», 5770.

«Ваигаш», 5770.

    1. Уважаемые господа, шалом.
    2. Продолжается запись на участие в проекте совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах, который состоится с 29 марта с Б-жьей помощью в г.Одесса , полная ориентировочная стоимость на взрослого человека 320 долларов за 8 дней (возможны скидки для нуждающихся). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org . Внимание запись завершается 1 февраля, количество мест ограничено.

    1. 25-27 декабря состоится семинары и лекции в Петербурге и Москве. ВНИМАНИЕ! Просьба ко всем кто неравнодушен помочь с рекламой этих семинаров!

    Шабат шалом. С уважением, Александр

«ВА-ИГАШ»

Конечное соединение всех задействованных Всевышним сил — вот главная тема этой главы. Достойно пройдя жизненным путём, с верой, без отчаяния, мы получаем высший из Даров — Соединённость. «И будет в тот день Всевышний Один и Имя Его Один».

Жизнь или… жизнь

«И известили [сыновья] его [Яакова], сказав: «Ещё Йосеф жив», — и что он правит всей землёй Египетской. И замерло сердце его [Яакова], и не поверил он им. И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им. И когда увидел он повозки, которые послал Йосеф, чтобы везти его, воспрянул духом Яаков, отец их»

Бе-рейшит, 45:26—27

Реакция Яакова на счастливейшее из известий, по меньшей мере, неожиданна. Недоверие Яакова, его «нежелание поверить в воскрешение (!) Йосефа вызваны вовсе не многолетней привычкой считать первенца Рахели погибшим. Тем более нелепа мысль о неготовности престарелого патриарха верить своим сыновьям. Ведь единственной причиной такого неверия могла бы стать ложь братьев в их объяснении судьбы Йосефа.

Вот только до конца своей жизни Яаков так и не узнает о продаже Йосефа и о смертном приговоре, который вынесли ему братья. Мы сейчас с вами коснулись весьма деликатного момента. Все семнадцать лет отсутствия Йосефа о его египетской «прописке» знали, говорит устная традиция, все, даже дедушка Ицхак. Все, кроме… отца. И если причина, из-за которой братья хранили молчание, кажется очевидной, то молчание Йосефа «очень даже непонятно».

Заняв положение управляющего, тем более став управделами всего Египта, мог бы послать весточку и менее любящий и уважающий отца сын, чем Йосеф-ґа-цадик. Но не послал, заметно увеличив количество седых волос у своего отца-патриарха. В чём причина такой неожиданной «чёрствости», откровенно диссонирующей с несомненной тревогой об отце: «Жив ли ещё мой отец?» (Бе-рейшит, 45:3)?

Ответ мне хочется «зацепить» за советский анекдот о еврейской предприимчивости.

Очередная партийная чистка. Партийцу Рабиновичу предлагают доказать свою верность заветам Ильича и договориться о поставке помидоров в Болгарию.

— То есть, не от них нам, а от нас — к ним, — объяснили старшие товарищи Рабиновича.

И что вы думаете? Не проходит и недели, прибывает телеграмма из Софии: «Шлите помидоры бочках. Тодор Живков».

— Да, — говорят, — Рабинович, молодец! А теперь следующее задание. Договорись о поставке советского сахара на… Кубу.

Ровно через две недели телеграмма из Гаваны: «Покупаю советский сахар любых количествах. Фидель Кастро».

— Ну, Рабинович, молодец, ничего не скажешь. А теперь последнее задание: договорись о поставках риса в Китай.

Проходит месяц, проходит два, три. О Рабиновиче ни слуху, ни духу. Он возвращается только через полгода, грязный, оборванный, и достаёт из кармана записку: «Шлите рис. Мао Цзэ Дун».

— Что случилось, Рабинович? Почему так долго? С первыми заданиями вы справились в недельный срок, а тут — целых полгода!

— А что вы думаете? Таки-легко в Китае найти двух приличных евреев??!

Я думаю, что вы уже поняли, отчего нахождение Йосефа в Египте было вынужденной тайной для отца. Яаков, не посчитавшись ни с чем, вытащил бы своего любимца, даже с престола — ну разве это работа для мальчика из приличной еврейской семьи: вице-фараон Египта?!

Если выразить эту идею более серьёзно (но ничуть не более полновесно), то можно сказать, что вмешательство Яакова могло осложнить осуществление планов Всевышнего. И Йосеф, который, всю жизнь прожил «в тени» своих снов, понимал это лучше всех.

И, следовательно, мы, исчерпав все возможные рациональные причины странного недоверия Яакова, возвращаемся к вопросу:

Для чего потребовалось дополнительное подтверждение в виде עגלות агалот повозок, которые прислал отцу Йосеф?

Прежде всего уточним, что עגלות агалот — это ещё и телицы. Вот в этом и состоял знак-намёк Йосефа, говорит РаШИ, обращаясь к мидрашу, согласно которому Яаков перед расставанием объяснял сыну закон о телице с проломленным затылком.

Намёк на последний урок, который Яаков преподал перед продажей Йосефа, означал, что Йосеф жив не только в биологическом смысле.

Выход из Египта был весьма и весьма проблематичен. В книге «Шмот», мы подробно объясним, «прелесть египетского образа жизни», а пока лишь укажем на то, что «раб не выходил из Египта» — Египетская сверхдержава растворяла, усмиряя любые порывы и идеалы.

И потому несомненная еврейская память Йосефа — доказательство его жизненности в еврейском смысле этого слова — и есть требуемое Яаковом свидетельство.

Йеґуда и Йосеф

«И подступился к нему [Йосефу] Йеґуда»

Бе-рейшит, 44:18

Противостояние Йосефа и Йеґуды на идейном уровне выражается через принципиально разное видение Галута как дороги к Геуле. Проиллюстрируем разность их подхода на вполне мирном примере поселения братьев в Египте.

Колена признают вынужденность Галута, спуск предрешён, но кое-какие тонкости в их отношении к жизни в Египте резко отличают позицию Йосефа от позиции колен, представленной Йеґудой.

«И сказал Йосеф своим братьям и дому своего отца: «…И будет, если позовёт вас фараон и скажет: «Каковы ваши занятия?» И вы скажете: « В л а д е л ь ц а м и с к о т а были твои слуги от своей юности и доныне, как мы, так и отцы наши». Для того [так скажете], чтобы вы п о с е л и л и с ь в земле Гошен, так как отвращение для египтян всякий пастух скота» (Бе-рейшит, 46:31,33—34).

«И сказал фараон его братьям: «Каковы ваши занятия?» И сказали фараону: «П а с т у х и — твои рабы, как мы, так и отцы наши». И сказали фараону: «П о ж и т ь в [этой] стране мы п р и ш л и , так как нет пастбищ для скота, который у твоих рабов, так как тяжёл голод в стране Кнаан. И да поселятся твои рабы в земле Гошен» (Бе-рейшит, 47:3—4).

Выделенные слова подводят чёткую границу между противостоянием Йеґуды и Йосефа. Задача Йосефа — обеспечить безбедное и обособленное существование евреев в Египте. Обратим внимание на заметное, весьма дипломатическое сглаживание «острых углов» («владельцы скота», а не «пастухи»), а также долгосрочность забот Йосефа — «поселение» в земле Гошен.

Подход Йеґуды — очевидное предпочтение духовного материальному, подчёркнутая краткосрочность («пожить… пришли»). Как сказано:

«А Йеґуду послал перед собой к Йосефу у к а з а т ь путь

в Гошен» (Бе-рейшит, 46:28).

Объясняют мудрецы, что Яаков, озабоченный еврейским воспитанием внуков и правнуков, посылает Йеґуду вперёд дабы обеспечить готовность хедеров к приёму спускающихся в Египет учеников. Именно на это намекает, по их мнению, глагол להורות леґорот, который можно перевести и как указать, и как преподать.

Йеґуда — ответственный за преподавание, Йеґуда — самой своей сутью (отец Давида бен Ишайя — Машиаха) раскрывает в нашем мире кратковременность «местных» (земных) ценностей. И потому он более всего ассоциируется с обязательной недостроенностью любого еврейского здания.

По Закону, пока не отстроен Третий Храм, не может еврей жить в полностью завершённой квартире. Пока местообиталище Всевышнего на Земле, символ раскрытости Истины — Геула — ещё не с нами, обязан каждый еврей чувствовать незаконченность своего жилища в этом мире.

И вплоть до приходы Геулы эта незаконченность, идущая от Йеґуды, будет противоречить приличным условиям проживания (естественно, абсолютно кашерным), о которых заботился Йосеф.

Принято при постройке йешивы одну стену оставлять не побеленной в память о разрушенном Храме (Йеґуда), и её же использовать для… сбора дополнительных средств у еврейских меценатов на достройку йешивы (Йосеф).

Говоря более серьёзно, завершённость этого мира — категория мира следующего. А воссоединение Йосефа и Йеґуды — дело, как мне хочется верить, самого ближайшего будущего. Как сказано у пророка:

«Так сказал Всевышний Владыка [Вселенной]: «Вот Я беру скипетр, что в руке Эфраима и колен Израиля, друзей его, и соединяю его со скипетром Йеґуды, и соединяю их вместе — и станут одним в руке Моей» (Йехезкель, 37:19).

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: