Friday, February 26, 2010

«Тецаве», 5770.

«Тецаве», 5770.

«ТЕЦАВЭ»

«Пусть добрым будет ум у вас,

а сердце умным будет»

И обратись ко всем мудрым сердцем,

кого Я наполнил духом мудрости.

Шмот, 28:3

Самуил Яковлевич Маршак, потомок знаменитого еврейского мудреца раби Койдановера, несомненно выразил своей замечательной строкой еврейскую идею. Вот только отчего именно сердце нуждается в мудрости?

Ответ даёт Пятикнижие в главе «Ки тиса»: «И в сердце каждого мудрого сердцем поместил Я мудрость» (Шмот, 31:6).

Правда, он не очень понятен, коль скоро он уже мудр сердцем, то в чём ценность подарка?! Вспомним, что мудрейший из людей, царь Шломо, попросил у Всевышнего именно этот не самый популярный на ярмарке тщеславия товар:

«Даруй же Твоему рабу разумное сердце… чтобы различать между добром и злом» (Млахим I, 3:9).

Но воистину удивительной была реакция Всевышнего на эту просьбу:

«И сказал ему [Шломо] Всесильный: «За то, что этого просил ты, и не просил долгой жизни, не просил себе богатства, не просил жизни твоих врагов, но просил себе разума, чтоб уметь судить… Я дам тебе сердце мудрое и разумное… и то, чего не просил. Я дам тебе, богатство и славу» (Млахим I, 3:11—13).

Попробуем объяснить термин «мудрый сердцем». Сердце — генератор всех наших эмоций и желаний. Его мудрость означает стремление к Истине, как к единственной реальной ценности. Единственное мудрое желание — хотеть мудрость, то есть желать иметь возможность правильно оценивать всё окружающее по двубальной системе: Истина — Ложь. Конкретнее: Ноль или Один, Иллюзия или Реальность.

Давать мудрость тому, для кого притягательность материальных ценностей самих по себе всё ещё не поблекла, — бессмысленно. Такая мудрость, разбавленная эгоистическими желаниями, превратится в обыкновенную житейскую хитрость. И потому лишь в чистое сердце, чьё единственное желание — Истина, поселяет Всевышний своё настоящее сокровище — Мудрость.

Какой вывод можно сделать из… несказанного

На сей раз наш комментарий (его автор Виленский Гаон) будет касаться в Торе ненаписанного. «Опущенное» Пятикнижием — а в данном случае речь идёт о неупоминании в главе «Тецавэ» имени нашего учителя Моше.

Дело в том, что эта глава всегда читается в районе 7-го числа последнего зимнего месяца адара. А 7 адара — это день рождения и смерти (они у великих праведников, как мы уже отмечали, совпадают) Моше-рабейну. Так вот, в отличие от религий, которые выстраиваются персонально (иногда даже «нон грата»), Тора (которая религией быть не может ни в коей мере) через подобное неупоминание подчёркивает, что её фундамент много шире. «Здание иудаизма» стоит на «Синае». И как бы ни был уважаем и почитаем тот или иной еврей (а уж кто более велик, нежели Моше), не на нём строится еврейская жизнь. И вместе с упомянутой в Торе неопределимостью (для нас) местонахождения могилы Моше, умалчивание его имени в «его» недельной главе — прямое свидетельство чистейшего монотеизма «без посредников».

У нас в результате появилась возможность ответить на вопрос: «Отчего в повествовании об Исходе, читаемом в пасхальную ночь, не упомянут Моше рабейну?»

Разговор об Исходе без определения места Моше, в принципе, беспредметен. И тем не менее, наши мудрецы, составившие для нас порядок проведения пасхальной ночи, пошли на это «неупоминание» ради чистоты еврейской традиции. Подобно Творцу, поместившему в Свою Тору слова: «И умер там Моше, раб Всевышнего, и был похоронен… и никто не знает места погребения его до сего дня» (Дварим, 34:5,6), мудрецы, рассказывая об Исходе, говорят только о Всевышнем и Его действиях ради народа Израиля. Моше не случайно назван раб (работник) — всё, сделанное им, было видимо совершено Создателем. И потому ни в пространстве (место захоронения), ни во времени (день рождения) Моше не занимает собственного места.

Пурим

ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОГО

Праздник Пурим удивляет своей необычностью – закуска с выпивкой, карнавальные костюмы и минимум молитв вместе с трещотками и традиционным весельем создают впечатление вовсе не еврейского праздника. Но в том и заключается его главная особенность – скрытость. Практически, именно этот праздник выражает сокровенный смысл иудаизма – лишь поиск обнаруживает за внешним потаённую суть. Чем глубже Идея, тем толще защита поверхностности, ей требуемая.

Угроза физического уничтожения еврейского народа возникла впервые в ходе исторического процесса, и Израиль впервые выбирал: отличность и угроза неминуемой смерти или ассимиляция. Условия жизни в древнеперсидском царстве – отсутствие фотографий, поголовного учёта, прописки и т.д., подразумевали элементарную возможность избежать общееврейской судьбы, тщательно подготовленной персидским премьером Ґаманом и утверждённой абсолютным монархом Артаксерксом (Ахашверошем в еврейском произношении). Всё, что требовалось от еврея, желавшего избежать еврейской судьбы – это отказаться от законов Устной Торы, так резко выделявшей евреев внешне, и раствориться в бурнокипении многонациональной сверхдержавы того времени.

Проведя одиннадцать месяцев под дамокловым мечом уничтожения, евреи осуществили свой выбор – «еврейскому народу быть!», или по оценке мудрецов – приняли на себя Устную Тору. За принятием (выбором) еврейским народом Устной Торы скрывается сущность еврейства.

Наличие двух возможностей, создающих свободу выбора, мы можем увидеть через первый(!) вопрос, появляющийся в Пятикнижии: «Где ты?» (Бе-рейшит, 4:9). Выбор своего места относительно Всевышнего, выбор отношения к Творцу, которое определяет наше «место» – это и есть суть нашего выбора.

Но жребий («Пур» по-персидски «жребий», «судьба». Отсюда и название праздника) Пурима мудрецы выводят из… второго вопроса Пятикнижия, ещё более риторического:

«Разве с этого дерева, с которого запретил тебе есть, с него ты ел?» (Бе-рейшит, 4: 11)

Мудрецы усматривают в этом вопросе рождение двух важнейших факторов – сомнения и… Ґамана?! Идентичность этих двух факторов (сомнения и Ґамана – антипода - ненавистника Исраэля), объясняется так: Выбор, стоящий перед современным человеком – случайность

или целенаправленность. Политическое кредо ненавистников Исраэля: “Сомневаюсь я, однако. А вдруг всё-таки – случайность”, – по-прежнему является действенной альтернативой, тщательно скрывающей суть происходящего.

Задача Пурима – декларирование всеми возможными способами нехитрой (только на первый взгляд) истины – смотри глубже, не удовлетворяйся поверхностным. Те же самые события, рассмотренные в контексте (без вырванности, как случайные) дают возможность отыскать Истину.

Это и есть предел возможного для человека – за маскарадной мишурой, в скоротечении будней, не терять задачу поиска, помнить, что этот мир – лишь одеяния, скрывающие Абсолют!

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ и пурим саемах!

No comments: