Friday, April 16, 2010

«Тазрия-Мецора», 5770.

«Тазрия-Мецора», 5770.

«Тазрия»

Весь покрылся «беленью» - чист!

«Весь стал белым – чист он»

Ва-йикра, 13: 9

Среди законов о язвах появляется закон, который не может не вызвать удивления. Если на одной из частей тела появляется язва цараат типа «сеэт», «сапахат» или белый волосяной покров – человек становится ритуально нечистым, тамэ. Но если «покрыла цараат его всего», то по закону – «он очистил эту язву», и Тора подчёркивает снова: «весь покрылся (превратился) белымчист он».

Наше недоумение очевидно – отчего поражение части тела приводит к нечистоте, а поражение всего тела переводит его в статус чистоты?!

Существует два возможных ответа на этот вопрос:

    1) Таково решение Всевышнего выходящее за рамки любых человеческих возможностей восприятия.

  1. Существует возможность разумного объяснения данного закона. Если цараат поражает часть человеческого организма, то очевидно, что это – заболевание. Но если всё тело приобретает такой вид, то это доказывает, что таково его естественное состояние.

Интересно, что Талмуд использует этот закон при обсуждении сюжетов прихода Геулы. При этом язвы символизируют нарушения и ошибки. Говорит Гмара (Трактат «Санhедрин», 97:1):

«Не придёт сын Давида, пока не правратятся все царства в злодейские». То есть абсолютная власть Зла (Отрицание Истины) в мире очевидный знак близкого Избавления. И доводом в пользу такого мнения, и является закон «весь стал (правратился) белымчист он».

И снова напрашивается вопрос: «Каким образом столь низкое духовное положение мира свидетельствует о близком духовном рассвете? Как время внешнего торжества Зла оказывается самым подходящим для Избавления?»

Любавический ребе полагает, что можно использовать два уже сформулированных мудрецами, приведённых нами ответа. Первый из них неконструктивен – не следует искать рацио в божественном и просто таково желание Создателя, чтобы Геула пришла вопреки (не завися от) обстоятельствам.

Второй из ответов, подчёркивает рав Шнеерсон, позволяет увидеть положительную сторону происходящего. Если Зло овладевает всем миром и неприкрыто властвует над ним, то это значит, что роль серого кардинала, анонимно, не афишируя себя, управляющего всем, стала невозможной. А это, в свою очередь означает, что изнутри мир уже исправлен, в нём нет внутреннего места для плохого. Ведь не «от хорошей жизни» Зло вышло наружу, сняв маскировку «под Добро».

Сегодня мир уже внутренне готов принять Геулу и наши глаза (дай Б-г поскорее) увидят обещанное пророком Цфанией (3: 9):

«Тогда обращу язык народов взывать просто к Всевышнему и работать на Него сообща

Всякий раввин нуждается в… раввине

«И увидел коhен… лишай он

и расцвёл он на коже и чист он»

Ва-йикра, 13:39

Рав Моше Файнштейн задаёт вопрос: «Отчего следует показывать лишай коhену, если заведомо чист он? «Лишь для того» - отвечает он – «чтобы указать мудрецу на необходимость задать вопрос другому «коhену», в случае вопроса, и ни в коем случае не решать самому о себе!».

«Мецора»

О самом быстром органе

«И это будет теорией

мецора… и будет

приведён к коhену»

Ва-йикра, 14:2

Сказал раби Исраэль Меир hаКоhен из Радина (Радунь, Белоруссия): «Известно, что преимущество человека над всеми творениями в том, что добавил ему Всевышний силу речи, как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни и стал человек живой душою» (Бе-рейшит, 2:7).

Онкелос переводит: «разговаривающей душою». Но это всё в случае, если его речь исправна, но если использует силу речи подаренную ему Творцом для плохого, то хуже он любого земного животного, ведь оно по крайней мере не ругается!

Рабейну Бехайе в своей книге «Обязанности сердец» объясняет, что следует, во-первых, приучить себя останавливать язык и держать рот на замке так, чтобы стал язык самым трудным на подъём (тяжёлым) органом, ибо его невероятная быстрота – причина абсолютного большинства промахов и ошибок.

Раби Исраэль Меир из Радина отмечает: очищение мецора и его исцеление не зависят от врача, а лишь от коhена. Сказала Тора: придёт пострадавший от исходившего из его уст – мецора и получит исправление от того, про которого свидетельствует пророк: «Уста коhена обретут знание» (Мал’ахи, 2:7).

Вообще раби Исраэль Меир известен как «Хафец Хаим» из-за того, что важнейшую часть своей жизни посвятил борьбе за чистоту речи евреев. Его книга посвящённая законам чистоты языка позволяла ему приезжать в разные места проживания евреев и ссылаясь на книгу, призывать евреев блюсти чистоту уст. В своих странствиях он имел обыкновение одеваться очень просто и ссылаться на свою книгу, не афишируя своё авторство, и называя себя просто евреем из Радина.

Однажды он был спрошен не узнавшим его евреем, знаком ли он с гением и праведником из Радина, самим «Хафец Хаимом»? Ответил ему раби Исраэль Меир, что он действительно знаком с этим евреем, но сказать про него гений – это явное преувеличение, да и праведником он не является. Такой ответ ужасно разозлил спрашивавшего, и он выразил свой гнев пощёчиной, которой «одарил» имевшего наглость так отзываться о «Хафец Хаиме».

По прошествии времени, оказался этот еврей в Радине, увидел «Хафец Хаима» и понял, кому он отвесил пощёчину. Он упал перед раби Исраэлем Меиром на колени и рыдая, стал просить прощения.

Улыбнулся ему раби Исраэль Меир и сказал: «Я должен выразить тебе благодарность за две вещи, которые я благодаря тебе выучил. Одна из них – не следует излишне мудрствовать и увлекаться собственной скромностью, в особенности, если это может рассердить собеседника. Вторая, ещё более важная – не имеет человек права говорить плохое даже о самом себе!»

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: