«Тазрия-Мецора», 5770.
Весь покрылся «беленью» - чист!
Среди законов о язвах появляется закон, который не может не вызвать удивления. Если на одной из частей тела появляется язва цараат типа «сеэт», «сапахат» или белый волосяной покров – человек становится ритуально нечистым, тамэ. Но если «покрыла цараат его всего», то по закону – «он очистил эту язву», и Тора подчёркивает снова: «весь покрылся (превратился) белым – чист он».
Наше недоумение очевидно – отчего поражение части тела приводит к нечистоте, а поражение всего тела переводит его в статус чистоты?!
Существует два возможных ответа на этот вопрос:
1) Таково решение Всевышнего
- Существует возможность разумного объяснения данного закона. Если цараат поражает часть человеческого организма, то очевидно, что это – заболевание. Но если всё тело приобретает такой вид, то это доказывает, что таково его естественное состояние.
Интересно, что Талмуд использует этот закон при обсуждении сюжетов прихода Геулы. При этом язвы символизируют нарушения и ошибки. Говорит Гмара (Трактат «Санhедрин», 97:1):
«Не придёт сын Давида, пока не правратятся все царства в злодейские». То есть абсолютная власть Зла (Отрицание Истины) в мире очевидный знак близкого Избавления. И доводом в пользу такого мнения, и является закон «весь стал (правратился) белым – чист он».
И снова напрашивается вопрос: «Каким образом столь низкое духовное положение мира
Любавический ребе полагает, что можно использовать два уже сформулированных мудрецами,
Второй из ответов,
Сегодня мир уже внутренне готов принять Геулу и наши глаза (дай Б-г поскорее) увидят обещанное пророком Цфанией (3: 9):
«Тогда обращу язык народов взывать просто к Всевышнему и работать на Него сообща!»
Всякий раввин нуждается в… раввине
Рав Моше Файнштейн задаёт вопрос: «Отчего следует показывать лишай коhену, если заведомо чист он? «Лишь для того» - отвечает он – «чтобы указать мудрецу на необходимость задать вопрос другому «коhену», в случае вопроса, и ни в коем случае не решать самому о себе!».
«Мецора»
О самом быстром органе
Сказал раби Исраэль Меир hаКоhен из Радина (Радунь, Белоруссия): «Известно, что преимущество человека над всеми творениями в том, что добавил ему Всевышний силу речи, как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни и стал человек живой душою» (Бе-рейшит, 2:7).
Онкелос переводит: «разговаривающей душою». Но это всё в случае, если его речь исправна, но если использует силу речи подаренную ему Творцом для плохого, то хуже он любого земного животного, ведь оно по крайней мере не ругается!
Рабейну Бехайе в своей книге «Обязанности сердец» объясняет, что следует, во-первых, приучить себя останавливать язык и держать рот на замке так, чтобы стал язык самым трудным на подъём (тяжёлым) органом, ибо его невероятная быстрота – причина абсолютного большинства промахов и ошибок.
Раби Исраэль Меир из Радина отмечает: очищение мецора и его исцеление не зависят от врача, а лишь от коhена. Сказала Тора: придёт пострадавший от исходившего из его уст – мецора и получит исправление от того, про которого свидетельствует пророк: «Уста коhена обретут знание» (Мал’ахи, 2:7).
Вообще раби Исраэль Меир известен как «Хафец Хаим» из-за того, что важнейшую часть своей жизни посвятил борьбе за чистоту речи евреев. Его книга посвящённая законам чистоты языка позволяла ему приезжать в разные места проживания евреев и ссылаясь на книгу, призывать евреев блюсти чистоту уст. В своих странствиях он имел обыкновение одеваться очень просто и ссылаться на свою книгу, не афишируя своё авторство, и называя себя просто евреем из Радина.
Однажды он был спрошен не узнавшим его евреем, знаком ли он с гением и праведником из Радина, самим «Хафец Хаимом»? Ответил ему раби Исраэль Меир, что он действительно знаком с этим евреем, но сказать про него гений – это явное преувеличение, да и праведником он не является. Такой ответ ужасно разозлил спрашивавшего, и он выразил свой гнев пощёчиной, которой «одарил» имевшего наглость так отзываться о «Хафец Хаиме».
По прошествии времени, оказался этот еврей в Радине, увидел «Хафец Хаима» и понял, кому он отвесил пощёчину. Он упал перед раби Исраэлем Меиром на колени и рыдая, стал просить прощения.
Улыбнулся ему раби Исраэль Меир и сказал: «Я должен выразить тебе благодарность за две вещи, которые я благодаря тебе выучил. Одна из них – не следует излишне мудрствовать и увлекаться собственной скромностью, в особенности, если это может рассердить собеседника. Вторая, ещё более важная – не имеет человек права говорить плохое даже о самом себе!»
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment