Thursday, April 8, 2010

«Шмини», 5770.

«Шмини», 5770.

От общего к частному

Недельные главы "Ва-йикра" и "Цав" определили место Мишкана в пространстве и во времени. Наша недельная глава переходит от определений к работе, от теории к практике и начинается с …подготовки!?

Семь дней обучает Моше коhенов и левитов их обязанностям – семь дней приносятся корбанот и разбирается переносной Храм. Всё делается как должно, но без…Всевышнего. И на восьмой день Моше призывает коhенов на действительную службу: "И было на восьмой день призвал Моше Аhарона с сыновьями" (Ва-йикра, 9:1).

Все предшествующие семь дней были заполнены (отсюда их название - "так как семь дней наполнял их руки" - "милуим" от слова "мале" – "наполнение") учениями ничем не отличающимися от реальности, которые единственно способны показать настоящую готовность к действиям. И на восьмой день, который не случайно пришёлся на первое нисана, Аhарон принёс два исправляющих корбана хатат – один за себя и своих близких, другой – за весь Израиль, дабы очистить народ и тем самым приготовиться к высочайшему – "так как сегодня Всевышний откроется вам".

Это ни с чем несравнимое раскрытие Творца прямо связано с числительным восемь давшем заглавие всей главе ("Шмини" означает "восьмой"). Его дополнительное значение на иврите – "жир, сливки" - символизирует излишнее, сверхобычное, то есть в открытую чудесное, духовное, и следовательно как нельзя лучше отражает внутреннее содержание главы, где кроме всего уже упомянутого присутствует благословление коhенов, сверхнеобычная гибель сыновей Аhарона Надава и Авиhу, а также, в завершении, «малообычные» законы чистоты и нечистоты животных.

Собственно гибель старших сыновей Аhарона подчеркнула необходимость серьёзнейшей подготовки для работы в Мишкане. Переход от общих принципов к конкретным деталям всегда таит в себе неожиданности, к которым следует специально готовиться.

Раскрытие Всевышнего – преамбула благословления коhенов. Духовное изобилие дарованное Творцом через работу в Храме распространяется на весь народ!

И неслучайно недельная глава завершается законами о чистых и нечистых животных. Ведь вся идея работы человека – это идея духовного очищения, позволяющего убрать, то нечистое, что разделяет и отделяет нас от Создателя. Животное в отличие от человека определено раз и навсегда, человек же обязан использовать даваемые ему свыше (на иврите – "чудо" – "нес" -означает свыше!) силы и менять себя в "сторону Всевышнего"!

Признаки кашерности в работе на Всевышнего

«Всякое живое существо

с раздвоенными копытами,

с расщепленными копытами,

поднимающую пережёванное

его можете есть».

Ва-йикра, 11: 3

Как известно все слова Торы даны нам для использования в работе на Всевышнего. При этом смысл этих слов не ограничен материальной сферой и содержит намёки на самые тонкие и/или глобальные идеи внутреннего (внешнего) мира человека.

Кроме совершенно определённого, материального смысла, два признака кашерности животных позволяют нам с помощью комментария раби Менахема-Мендла Шнеерсона совершенно по новому взглянуть на устройство нашего мира.

Любавический Ребе усматривает в двух признаках кашерности животных два основоопределяющих закона мира людей. Раздвоенность копыт символизирует наличие у человека двух дорог продолжающих его жизненный путь, т.е. наличие у человека выбора. Но поскольку человек ограничен в своём восприятии, то и выбор им сделанный требует постоянной ревизии. Об этом и говорит второй из признаков – система из двух и более желудков, в которой пища переваренная в верхнем желудке отправляется в нижний, а после её переваривания в нижнем… возвращается для ещё одного переваривания в верхнем!

Тшува – ключевое слово иудаизма означает вопреки расхожему мнению не исправление совершённых преступлений, а постоянный процесс поиска ответа, возвращение (мысленное) к бывшему и его переосмысление и как следствие, исправление совершённых ошибок.

Практически, с еврейской точки зрения, жизнь и тшува тождественные по внутреннему содержанию понятия.

Попробуем различить оба признака соотнеся их с внутренним и с внешним. Собственно такой подход напрашивается из перечисленных в Пятикнижии четырёх исключений. Их некашерность следует из наличия у них лишь одного признака, хотя по логике её следовало бы вывести из отсутствия у них одного из признаков! Следовательно, объясняет «Кли якар» наличествующий у них признак является базисным фактором их опасности!

Мудрецы эту идею рисуют следующим образом: свинья протягивающая нам свои копытца, демонстрирует свою кашерность, провозглашая излишнесть внутренней проверки. Как часто идя на поводу у желания брать (точнее хватать) мы убеждаем себя (сами себя!), что вовсе необязательно копать в глубину и наличие внешних признаков вполне достаточно.

Внешний признак – наличие человеческого облика, ещё не превращает Адольфа Эйхмана (лысого и в очках, короче, интеллигента) или доктора Менгеле (из ряда вон выходящего врача) в людей.

Лишь постоянная борьба с самомнением и неизменная готовность ревизовать свою позицию исходя из идеалов определённых Творцом, задействует внутренний признак и превращает нас в людей!

Когда стыд необходим

«И сказал Ahарону возьми

себе бычка для исправления»

Ва-йикра, 9: 2

Пятикнижие определяет: «В месте, в котором зарезается вознесение (ола), будет зарезано исправление (хатат)» (Ва-йикра, 6: 18). Причина, нами уже упомянутая – нежелание Торы «засвечивать» нарушителей. Но, как и подобает Закону, имеется исключение. Им является еврей нарушивший по недосмотру (случайно) запрет на чужую работу. В этом случае, объясняет рав Файнштейн, стыд – органическая часть исправления. Потому то и было приказано Аhарону принести свою исправительную жертву открыто и публично: «Объявить, что снимает Всевышний с него вину за действия связанные с тельцом» (РаШИ).

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: