Friday, April 23, 2010

«Ахарей мот - Кдошим», 5770.

Ахарей мот.

Дорога к Вершине

Законы о чистоте и нечистоте завершившие предыдущую главу, прямо связаны с высшей целью еврейского бытия – присоединению лучшей части материального мира к работе на Создателя, духовной жизни. Символом выражающим эту идею являются коhены, а высшим примером реализации – коhены, съедающие части корбанот в Храме.

Гибель Надава и Авиhу сделала абсолютно очевидной необходимость строгих ограничений как для коhенов, так и для всего народа, которому ещё предстоит стать «царством коhенов». Основное следствие поступка сыновей Аhарона – «не в любое время», сужение физически ощутимого присутствия Творца в мире и составляет основную тему нашей главы «После смерти».

Самая духовно высокая точка этого мира «после смерти» и после «золотого тельца» – это «Йом hаКипурим» в Храме. Средоточие основной идеи этого мира в столь узких временно-пространственных рамках требует мобилизации всех данных Исраэлю сил, чтобы: «И предостерегите сыновей Израиля от нечистоты и не умрут в нечистоте, делая нечистым Мой Мишкан, который в них». Это, одно из завершающих предложений главы «Мецора» (15:31) является той конкретной угрозой, от которой защищают законы, изложенные в нашей главе.

И вслед за законами семнадцатого параграфа, чья задача – предупредить главенство животной души, человеческих инстинктов, через запреты крови животных и их падали, появляется на сцене основной инстинкт. Без всевластия человека над своим половым инстинктом нет возможности построить общество, чьим сердцем является Храм Всевышнего. И потому Тора, в контексте законов о самом выделенном Месте, в самое выделенное Время, определяет половую сферу еврейской жизни.

Функция Зла

Один из самых базисных вопросов Бытия: для чего Всевышний сотворил влзможность зла, имеет обескураживающее простой ответ – чтобы мы его не делали! Возможность зла и есть главный параметр Творения (сравните с Бе-рейшит – «тов меодэто йецер ра»). Возможность получить двойку создаёт оценку отлично. Ведь если бы за любой ответ ставили бы пятёрку, то она не была бы отличной отметкой. В чём моё партнёрство в Истине? В отказе от Лжи, естественно!

Функция Зла, следовательно, в том, чтобы мы его не выбирали! Эта концепция легко прослеживается через закон о брит-миле. Я поступаю с орлой по приказу Творца, я превращаю орла в брит – это и есть правильный способ обращения со Злом. Если мы в соответствии с приказом Создателя не реализуем Зло, мы обращаем его в Добро. Выполняя Его указания по отношению ко Злу (отрезать орла в обрезании), мы превращаем его в мицву (отрезание орлы – это брит).

Теперь мы можем понять мидраш о первом человеке: «Он тянул свою орлу». Весьма странно, в особенности, если мы вспомним, что у первого человека… не было орлы. Вот именно, у него не было Зла и он притянул его – «тянул свою орлу».

Кдошим.

Лён и шерсть (Ткань и пурпур)

«И одежды смешанной

шаатнез не одевай не себя»

Ва-йикра, 19:19

Наряду с другими запретами о несмешивании разных пород животных и растений появляется запрет, относящийся по словам мудрецов к тем трём вещам, которыми гои более всего любили «подкалывать» евреев – законы о «мецора», «рыжей корове» и «шеатнезе». При этом закон о запрещении надевать одежду, сделанную из льна и шерсти, поддаётся относительно лёгкой расшифровке.

Как мы уже говорили в главе «Мецора», слово «шани», означающее цвет (пурпурный) используется Торой в значении шерстяная ткань пурпурного цвета (её делали из яиц, откладываемых особым червём, отсюда соседство слова «толаат» - «червь»). Подобным же образом слово «бад» - «ткань» используется Пятикнижием в значении лён, например, в одеянии коhена – «михнасей бад» - «льняные штаны», а не буквально – «штаны из ткани».

Такое использование этих слов связано с особыми свойствами шерсти и льна, которые Тора использует как в прямом смысле, так и в символическом. До последнего времени1 льняную ткань не умели окрашивать, и она всегда была природно-белого цвета. Напротив, шерсть прекрасно принимала краску, и называя цвет краски имели ввиду, конечно же, шерстяную ткань, окрашенную этим цветом. (Как в Талмуде «ляшоней аргеман» - «языки пурпура» - шерстяные отрезы, выкрашенные цветом «аргеман» - «пурпур» - носитель цвета не назван, он сам собой разумеется – шерсть!)

Всё, что нам осталось для расшифровки понятия шеатнез – это увидеть в ткани – льне материал, а в цвете – шерсти форму, или по-другому средство и цель, растительное и животное начало.

Лён как исходный материал не принимающий цвет (форму), а шерсть – прямо наоборот, не являющаяся сама по себе материальм «живущая» по имени цвета (формы), в которую она окрашена. Отсюда – возможность усмотреть в льне средство, а в шерсти цель, а следовательно запрет на смешение этих символов, и конечно же исключения – одежды коhенов (авнет) и наш с вами цицит – чистый шеатнез.

Главная проблема этого мира «начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой» - средство понемножку захватывает место цели. И исключения из закона о шеатнез исключительно понятны. Именно в работе коhена – функционера (смотрите глава 6, стр.113 комментарий «Коген как функционер»?????) не существовала опасность перепутать средство с целью, ведь действия делал коhен, а результат был подарком Всевышнего. Наш цицит является прямым (и визуальным) указанием на «посредственность» наших мицвот на пути в Цели – Творцу!

В качестве резюме – объяснение равом hиршем удивительного слова «шеатнез»: «ше» - «который», «ат» - «айн-тэт» - «окутывает», «нез» - подобно «нес» - «верхний», «чудо», означает «творение закрытое в самом себе», то есть принявшее средство за цель и переставшее двигаться в направлении Цели или по- просту обособленно не связанное – застрявшее в дороге!

P.S. Домашнее задание: расположить три «укола» - мецора, рыжую корову и шеатнез по системе «понимание, желание, действие» и обнаружьте всеобъемлющесть их уколов!



р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: