Ахарей мот.
Дорога к Вершине
Законы о чистоте и нечистоте
Гибель Надава и Авиhу сделала абсолютно очевидной необходимость
Самая духовно высокая точка этого мира «после смерти» и после «золотого тельца» – это «Йом hаКипурим» в Храме. Средоточие основной идеи этого мира в столь узких временно-пространственных рамках требует мобилизации всех данных Исраэлю сил, чтобы: «И предостерегите сыновей Израиля от нечистоты и не умрут в нечистоте, делая нечистым Мой Мишкан, который в них». Это, одно из завершающих предложений главы «Мецора» (15:31) является той конкретной угрозой, от которой защищают законы, изложенные в нашей главе.
И вслед за законами семнадцатого параграфа, чья задача – предупредить главенство животной души, человеческих инстинктов, через запреты крови животных и их падали, появляется на сцене основной инстинкт. Без всевластия человека над своим половым инстинктом нет возможности построить общество, чьим сердцем является Храм Всевышнего. И потому Тора, в контексте законов о самом выделенном Месте, в самое выделенное Время, определяет половую сферу еврейской жизни.
Функция Зла
Один из самых базисных вопросов Бытия: для чего Всевышний сотворил влзможность зла, имеет обескураживающее простой ответ – чтобы мы его не делали! Возможность зла и есть главный параметр Творения (сравните с Бе-рейшит – «тов меод – это йецер ра»). Возможность получить двойку создаёт оценку отлично. Ведь если бы за любой ответ ставили бы пятёрку, то она не была бы отличной отметкой. В чём моё партнёрство в Истине? В отказе от Лжи, естественно!
Функция Зла, следовательно, в том, чтобы мы его не выбирали! Эта концепция легко прослеживается через закон о брит-миле. Я поступаю с орлой по приказу Творца, я превращаю орла в брит – это и есть правильный способ обращения со Злом. Если мы в соответствии с приказом Создателя не реализуем Зло, мы обращаем его в Добро. Выполняя Его указания по отношению ко Злу (отрезать орла в обрезании), мы превращаем его в мицву (отрезание орлы – это брит).
Теперь мы можем понять мидраш о первом человеке: «Он тянул свою орлу». Весьма странно, в особенности, если мы вспомним, что у первого человека… не было орлы. Вот именно, у него не было Зла и он притянул его – «тянул свою орлу».
Кдошим.
Лён и шерсть (Ткань и пурпур)
Наряду с другими запретами о несмешивании разных пород животных и растений появляется запрет, относящийся по словам мудрецов к тем трём вещам, которыми гои более всего любили «подкалывать» евреев – законы о «мецора», «рыжей корове» и «шеатнезе». При этом закон о запрещении надевать одежду, сделанную из льна и шерсти, поддаётся относительно лёгкой расшифровке.
Как мы уже говорили в главе «Мецора», слово «шани», означающее цвет (пурпурный) используется Торой в значении шерстяная ткань пурпурного цвета (её делали из яиц, откладываемых особым червём, отсюда соседство слова «толаат» - «червь»). Подобным же образом слово «бад» - «ткань» используется Пятикнижием в значении лён, например, в одеянии коhена – «михнасей бад» - «льняные штаны», а не буквально – «штаны из ткани».
Такое использование этих слов связано с особыми свойствами шерсти и льна, которые Тора использует как в прямом смысле, так и в символическом. До последнего времени1 льняную ткань не умели окрашивать, и она всегда была природно-белого цвета. Напротив, шерсть прекрасно принимала краску, и называя цвет краски имели ввиду, конечно же, шерстяную ткань, окрашенную этим цветом. (Как в Талмуде «ляшоней аргеман» - «языки пурпура» - шерстяные отрезы, выкрашенные цветом «аргеман» - «пурпур» - носитель цвета не назван, он сам собой разумеется – шерсть!)
Всё, что нам осталось для расшифровки понятия шеатнез – это увидеть в ткани – льне материал, а в цвете – шерсти форму, или по-другому средство и цель, растительное и животное начало.
Лён как исходный материал не принимающий цвет (форму), а шерсть – прямо наоборот, не являющаяся сама по себе материальм «живущая» по имени цвета (формы), в которую она окрашена. Отсюда – возможность усмотреть в льне средство, а в шерсти цель, а следовательно запрет на смешение этих символов, и конечно же исключения – одежды коhенов (авнет) и наш с вами цицит – чистый шеатнез.
Главная проблема этого мира «начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой» - средство понемножку захватывает место цели. И исключения из закона о шеатнез исключительно
В качестве резюме – объяснение равом hиршем удивительного слова «ше
P.S. Домашнее задание: расположить три «укола» - мецора, рыжую корову и шеатнез по системе «понимание, желание, действие» и обнаружьте всеобъемлющесть их уколов!
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment