Friday, May 7, 2010

«Беар - Бехукотай», 5770.

«Беар - Бехукотай», 5770.

Уважаемые господа, шалом.

1. 16 мая в Берлине состоится лекция р.М.-М. ГИТИКА «Зачем нужна старость?!»

Лекция состоится по адресу Фазаненштрассе, Общинный дом. Начало в 15.30 часов.

2. 17 мая в Франкфурте-на-Одере состоится лекция р.М.-М. ГИТИКА «Зачем нужна старость?!». Лекция состоится в Еврейской общине. Начало в 15.00 часов

Шабат шалом!

«Беар»

Три времени

«И в седьмой год суббота

суббот (шабатон)»

Ва-йикра, 25:4

Три времени (все связанные с числом семь) названы в Торе «шабатон»: шабат – «и в седьмой день суббота суббот (шабатон)» (Ва-йикра, 23:3), праздники (моадим) – «в седьмой месяц первого числа будет у вас шабатон» (Ва-йикра, 23:24,39) и шмита – «и в седьмой год суббота суббот (шабатон)»

Назначение шабата – прекращение власти инстинктов (нефеш): «Шабат и йинафаш» (Шмот, 31:17), и потому в шабат запрещена мельаха (деятельность), и даже приготовление пищи («охель нефеш» - «еда [поддерживающая] животную душу»).

Праздники символизируют выделенность времени и власть над ним: «Выделяющий Израэль и времена» говорим мы в благословлении праздника. Оттого разрешается готовить пищу в это время для этого времени!

Шмита символизирует Шабат (остановку) мира (пространства). Как сказано «шабат для Всевышнего», потому разрешена в седьмой год всякая деятельность, кроме той, что связана с постоянным местом – землёй. (Раби Цви hирш из Зидичева)

Сопоставление с формулой Три плюс Один даёт следующий очевидный результат: шабат – остановка души (сознания), праздники – времени (эмоций), а шмита – остановка пространства (действия). Таким образом, три выделенности во времени – суббота, праздники и седьмой год, - охватывают три измерения человеческого бытия.

Не на продажу

«Не обманывайте друг друга»

Ва-йикра, 25:17

Раби Менделе из Коцка говорил: «Есть люди, которые настолько поглощены распространением истины во всём мире, что забывают оставить что-нибудь из истины самим себе. Именно к таким евреям обращается мудрейший из людей: «Истину покупай, а не продавай» (Мишлей, 23:23) – приобретай правду для себя, а не держи её у себя на продажу другим!»

«Бехукотай»

Кто почём?

«И будет оценка твоя мужчины от

двадцати лет и до шестидесяти лет

и будет твоя оценка пятьдесят

шекелей в шекелях выделенных.

А если женщина она, и будет твоя

оценка тридцать шекелей. А от

пяти лет и до двадцати лет будет

твоя оценка для мужчины двадцать

шекелей, а для женщины десять

шекелей. А если от одного месяца

и до пяти лет, то будет твоя оценка

для мужчины пять шекелей серебра,

а для женщины три шекеля серебра.

А если с шестидесяти лет и старше

если мужчина, то будет его оценкой

пятнадцать шекелей, а если

женщина – десять шекелей»

Ва-йикра, 27:3-8

Несомненно, эта «табель о рангах» практически заключающая третью книгу Пятикнижия вопиёт об объяснении. И рав hирш, автор оного, основывает свой комментарий на значении базисных чисел два, три, пять и десять. Ведь то, что на первый взгляд выглядит как техническая оценка, на самом деле является определением человеческих функций – ролей – возрастов. Но начнём с hалахи.

Если еврей принял на себя обет дать в Храм деньги, которые выражают нефеш для символического посвящения души Всевышнему, то сколько денег будет должен он в этом случае дать в Храм?!

Из данного Пятикнижия ответа следуют выводы, чью важность трудно переоценить. Начнём с самого простого из них. Тора делит человеческую жизнь на четыре основных периода. От месяца – до пяти лет, от пяти – до двадцати, с двадцати – до шестидесяти и с шестидесяти - и до конца жизни.

Самым простым для «толкования» числом будет десять. Как мы уже знаем (смотрите часть вторая, глава четвёртая, комментарий «Он или… он») оно в нашей традиции символизирует полноту, совершенство и будучи умножено, например, на число четыре символизирующее место (четыре стороны света, все четыре стороны) даёт в результате сорок – полноту места. Сразу получился ответ на вопрос, отчего беременность длится сорок недель или отчего скитания евреев по пустыне длились сорок летпока не была достигнута полнота (подготовительного) места.

Как мы уже сказали, нам предстоит теперь определить смысл двойки, тройки и пятёрки. Не путая эти числа с оценками советской школы, можно определить: дванаименьшее из множеств, а три это число семьи (смотрите часть вторая, глава терья, комментарий «Казни кратные трём») – он, она и ребёнок.

Отсюда рав hирш делает вывод о значении числа пять как о символе – носителе двух функций общественной и семейной. Теперь получается, что число три символизирует задачу женщины в этот мире – дом, семья, а число пять определяет две основные функции мужчины – общественную плюс семейную. Это – начальная или более точно потенциальная оценка девочки и мальчика с момента их появления на свет и до начала периода воспитания. Тем самым второй период жизни (от пяти и до двадцати) имеет своей задачей довести до полного развития, через воспитание, усовершенствование функций мужчины и женщины.

Этот период у девушки символизируется самым полным числом – десятью, а у юноши, перед которым стоят две задачи по достижению совершенства, не только в личной, но и в общественной плоскости – дважды десятью!

Числа тридцать и пятьдесят символизируют полноту функции женщины (три на десять) и полноту двух функций мужчины (три плюс два на десять). Возраст взрослого человека от двадцати – до шестидесяти – это возраст, который характеризуется этими числами, это – расцвет и полнота.

Возраст после шестидесяти определяется Торой как старость, как время пожинания плодов. У женщины в это время уже есть внуки, её жизненный цикл успешно завершён, она достигла совершенства в семейной плоскости, и потому оценка результирующая её достижения – десять! На мужчине, кроме функции дедушки (область семьи) лежит ответственность за общество, и потому общая оценка его жизненных достижений – совершенство и… половина совершенства! Ведь на пути к Всевышнему все мы – Исраэль, - находимся на середине (она же - половина совершенства).

Таким образом нашли своё рациональное объяснение загадочные оценки Торы, а мы с помощью рава hирша имеем возможность оценить подход Торы к жизненной функции человека и даже… примерить его к себе!

Хасиды «из раньшего времени»

Один богатый хасид пришёл к раби Моше из Коврина и начал изгалать ему свои тревоги о будущем собственного бизнеса. В это время ему подали стакан чаю, и он, произнеся благословение «всё стало сущим по Его слову», отпил из стакана и хотел вернуться к теме монолога, но был остановлен словами ребе: «Помнится мне, однажды пришёл ко мне твой отец «мир с ним» поделиться со мной своими бедами, в тот момент мне захотелось пить, и я взял стакан с водой и сказал браху: «всё стало сущим по Его слову», тут же твой отец встал и попрощался. Я спросил у него, отчего он уходит? И он ответил: «Еврей услышавший, что «всё стало сущим по Его слову» нашёл ответ на все вопросы!»»


р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ

No comments: