«Бамидбар», 5770.
Уважаемые господа, шалом.
- 16 мая в Берлине состоится лекция р.М.-М. ГИТИКА «Зачем нужна старость?!»
Лекция состоится по адресу Фазаненштрассе, Общинный дом. Начало в 15.30 часов.
- 17 мая в Франкфурте-на-Одере состоится лекция р.М.-М. ГИТИКА «Зачем нужна старость?!». Лекция состоится в Еврейской общине. Начало в 15.00 часов.
- Продолжается регистрация на семинар-шабатон в Фэир Лоуне (Нью Йорк). Семинар состоиться 19-20 июня 2010 г. Зарегистрироваться можно на сайте ww.jewishfairlawn.org или направив регистрационную форму на email elisha@jewniversity.org. Регистрационная форма и программа семинара прилагаются. Количество мест ограничено.
Шабат шалом!
«Бамидбар»
Весь народ – армия
«От двадцати лет и старше
все военнообязанные в Израиле»
Бе-мидбар, 1:3
Закон о воинской повинности на первый взгляд не поражает философской глубиной. Чего ж тут не понять – вокруг отнюдь не юдофилы и для раскрытия Всевышнего необходимы наши усилия.
Но, как и всегда, не обращая внимания на «первый взгляд», заметим необычную деталь – отсутствие верхней планки. Во все времена при любых обстоятельствах (даже в советском ополчении!) были границы, и глубоких стариков в армию не брали. Объяснение исключительности еврейского подхода даёт рав Бен-Цион Фирер.
Если бы Тора разделила народ на пригодных и непригодных к военному ремеслу, то могла бы создаться ситуация, где военспецы почувствовали бы, что-то от состояния «моя сила и крепость моей руки» (Дварим, 8:17). Но если вместо профессионалов-контрактников армией является весь народ, то оказывается, что военное искусство – лишь необходимая часть жизни народа. Вся армия, в таком случае, состоит из резервистов, ведущих нормальный образ жизни, хотя и, безусловно, готовых по первому зову взяться за оружие.
Моше было приказано исчислить
Наоборот, для работы в Мишкане определила Тора жёсткие рамки: «От тридцати лет и старше и до пятидесяти лет» (Бе-мидбар, 4:3). У левитов не существует опасности излишней военизации, в силу их постоянной близости (физической!) к Источнику Всех Сил. И, тем самым, они избегают острых, «военных» ощущений типа: я смог, я достиг, Всевышний даровал мне. (Убрать выделеннное – его нет ни в цитате, ни по смыслу).
Резюмируя, можно вспомнить книгу «Судей», в которой победы евреев достигаются «не числом и умением», а верой во Всевышнего и беспрекословным исполнением Его приказов. И всякая попытка победить «своими силами» (как например, у Бар Кохбы) заканчивается однозначно, именно в силу непреложности закона, декларируемого здесь: война и военное дело – не для избранных, и является частью той жизни, все сферы которой строятся через Тору.
Виленский Гаон добавляет к вышесказанному следующую деталь: «В этом исчислении участвовали только те, кто отвечали двум требованиям: «от двадцати и старше» и «военнообязанные», т. е. не включая больных, увечных и попавших в плен старческого бессилия. Но, совершенно чудесным образом, – не нашлось таких среди евреев!
«Все больные исцелились, увечные избавились от увечий, а дряхлые обрели энергию во время Дарования Торы» (Мидраш Танхума, Итро, 8).
Любовь, не зависящая от причин
«Из-за [проявления] симпатии
считает их каждый час»
РаШИ
Говорит раби Менахем Мендл Шнеерсон из Любачичей: «Но ведь в переписи нет ни малейшего отношения к личности человека, его сути; и самый простой человек, и самый великий считаются одинаково. И потому вопрос: где же здесь выражение симпатии?!
Но именно в этой равноценности и обнаруживается любовь и симпатия. В переписи не считаются с талантами людей и качествами их характера, а лишь с внутренней точкой, у всех одинаковой.
Можно оценивать человека по его способностям, происхождению, социальному положению и т.п. В таком случае мы избегаем уравниловки, и каждый занимает место в соответствии с личными качествами. Но следует учесть, что подобная оценка весьма условна – богатый утратит своё положение в случае банкротства, а мудрый уйдёт в безвестность, если его мудрость не будет востребована. Но если мы судим о человеке по его внутренней сущности – «точке человека» в нём, то тогда нет никакой разницы между людьми, все – люди в одинаковой степени.
Любовь Всевышнего к Израилю не имеет причиной какие-то обстоятельства, связанные с евреями, их согласие принять Тору, или их добрые дела. Если бы дело обстояло так, то любовь могла бы быть причинной и могла бы исчезнуть, если бы Израиль перестал бы исполнять законы Торы. Поэтому приказал Всевышний: «Вознесите голову всей общины сыновей Израиля», – подчеркивая этим, что Его отношения к ним, безусловно и связано с одной одинаковой у всех «головой общины».
Всевышний как будто заявляет: «Моя любовь к вам не разделяет между одним и другим, даже не между праведником и мерзавцем. Моя симпатия к каждому из вас проистекает из наличия у каждого из вас внутренней еврейской точки, которая одинакова у всего Израиля!»
В качестве резюме приведём слова раби Давида Моше из Чёрткова: «Всевышний испытывает евреев то так, то этак, но еврейская точка никогда не двигается с места».
Такие вот «грешники»
Из промахов поколения пустыни была составлена целая книга Торы, и если будет не хватать даже одной буквы в этой книге, вся Тора недействительна. А из наших мицвот не составлена даже одна, самая маленькая часть Торы!
(раби Мордехай Йосеф, автор книги «Воды Шилоаха»)
Чем заслужило Поколение Пустыни, что его называют Поколением Знания? Тем, что они страдали и были преследуемыми и закабалёнными, но, тем не менее, не отчаялись и шли за Всевышним сорок лет по пустыне, лишь для того, чтобы их дети стали свободными в стране своих отцов!
(он же)
р.М-М.Гитик
Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
No comments:
Post a Comment