«Любовь с первого взгляда»
Средство для Цели
«А имя человека из Израиля убитого...
Зимри Бен Салу, наси (глава) отчего дома Шимона»
Вопрос, который буквально требует ответа: как мог один из величайших евреев величайшего поколения, избранный Всевышним через «урим и тумим»*, совершить публичное надругательство над запретом Торы?
Как и полагается интересному вопросу, он содержит «направление» ответа. Конечно же, в основе поступка главы колена Шимона была идеология.
Знут (в переводе с иврита – блуд) был лишь поводом для мидьятянок (с крепким телом) привести евреев к авода зара (чужой работе, в данном случае на «бааль пеора»). Поскольку запрет на зряшную (зара) работу – один из трёх запретов, за ненарушение которых еврей обязан жертвовать своей жизнью (два других – убийство и половые извращения), а знут, при всей недопустимости, - нарушение рангом пониже, то общая идея, которой руководствовался Зимри Бен Салу, проясняется: из двух зол выбирают меньшее.
Если знут с мидьятянкой будет официально разрешён, то его притягательность для евреев немедленно уменьшится до терпимых размеров, и тогда условия мидьятянских девушек по сопровождению морально нестойких евреев станут для евреев невыполнимыми.
Итак, чтобы прекратить эпидемию, угрожающую существованию нашего народа, надо убрать её причину – авода зара. Официальное признание и статус для мидьятянок – это «пикуах нефеш» - спасение жизни евреев!
«И сказал Моше судьям Израиля: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Бааль Пеору!». И вот, один человек из сынов Израиля, пришёл и подвёл к братьям своим мидьятянку на глазах Моше и на глазах у всей общины сынов Израиля, а они плачут у входа в Шатёр Откровения» (БеМидбар, 25:5-6).
Устная Традиция добавляет следующую подробность к вышеописанному: Зимри спрашивает у Моше, разрешена ли ему Козби бат Цур, а если нет, то кто разрешил самому Моше Ципору, дочь Итро?
Этот вопрос можно интерпретировать следующим образом: ради высокой цели (спасение народа!) берут в жёны даже дочь идолопоклонника (Итро).
Неправомерность действий Зимри Бен Салу, объясняет рав Зоненфельд, следует из основополагающего принципа: средство – органическая часть цели. А, следовательно, недостаток (некошерность) средства – это недостаток (некошерность) цели.
Нам осталось лишь объяснить (для полноты концепции) каким образом поступок Пинхаса бен Эльазара, направленный против знута, оказался столь спасительным. Но об этом уже в следующем комментарии.
*«урим и тумим» - драгоценные камни на нагруднике Коэн-гадоля (первосвященника), с помощью которых еврейский царь мог получить ответ напрямую от Вс-вышнего. На них были высечены имена колен, и в момент пророчества буквы на камнях выделялись, и у Коэн-гадоль был руах а-кодеш (состояние пророчества), чтобы он смог связать эти буквы в слова, которые и были ответом Ашема.
Край беспредела
«И говорил Всевышний к Моше, сказать:
Пинхас сын Эльазара возвратил гнев Мой на сынов Израиля»
БеМидбар 25:10-11
Странный глагол «возвратил» - hишив (корень «шав» - возвращаться) вместо ожидаемого «отвратил», «погасил» или «убрал», позволяет увидеть всю губительность совета Бильама мидьятянам с одной стороны, и уникальную глубину охвата создавшейся ситуации Пинхасом Бен Эльазаром – с другой.
Бильам, который, как сообщает Устная Тора, пытался задействовать «момент гнева Всесильного» и не преуспел «наверху», посоветовал мидьятянам, как действовать «внизу».
«Момент гнева Всесильного», как мы учили (в недельной главе «Балак» курса «Путешествие по недельным главам» книги БаМидбар»), соответствует изначальному замыслу Всевышнего - сотворить мир в соответствии с жёсткими требованиями категории Суда. Именно несоответствие нашего народа этим высочайшим стандартам могло оказаться гибельным для нас по задумке Бильама.
«Внизу» категории Суда, устанавливающей чёткие границы дозволенного, противостоит безграничное давание – хесед. Мидьятянки «с крепким телом» - это практическое олицетворение беспредельного хеседа.
Пинхас бен Эльазар смог не только поставить правильный диагноз происходящему, но и найти «сильнодействующее средство» – аналог «моменту гнева Всесильного».
Смысл слов «возвратил гнев Мой» - замкнул цепь «верхнее - нижнее», раскрыл здесь, на земле, присутствие жёстко ограничивающей категории Суда.
Немедленное, вслед за преступлением, воздаяние, моментально остановило пожирающую еврейские жизни эпидемию. Урок «Суда на Земле», наглядно преподанный Пинхасом, вернул (привязал) земное к небесному, однозначно определив край беспределу.
В качестве интеллектуального бонуса мы получаем ответ на вовсе не тривиальный вопрос: «Отчего в главе «Пинхас», начинающейся с невероятно высокой оценки Всевышним Пинхаса Бен Эльазара, восприемником Моше назначается… Йеhошуа Бен Нун?»
Ответ: ну, конечно же, как сказано в мидраше: «увидел Всевышний, что не может мир существовать по категории Суда и добавил к ней категорию Рахамим (отсрочку, по-нашему!)». Оттого Пинхас – это Элияhу, обличающий преступления Израиля и убивающий пророков Баала, а руководство народом – это «средняя линия», рахамим!
«Тоже, со Всевышним»
«И подошли они к нему (Моше), и сказали: овечьи загоны построим
мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы
первыми вооружимся и пойдём перед сынами Израиля покуда не
приведём их в местах их»
Ба-мидбар, 32:16-17
Ну вот наконец и разрешилась благополучно недоразумение с ветвями Гада, Реувена и Менаше. И Моше, признавая кошерность их выбора, должен был их благословить, как и полагается в хеппиэндах. Вот только Моше-Рабейну неожиданно строг или быть может излишне недоверчив:
«Если же не сделаете так, то промах Ваш перед Всевышним и постигнет Вас промах Ваш, так что узнаете Вы [за что]».
Такая немягкость Моше, объясняет рав Хаим Зоненфельд, связана с отсутствием «упоминания всуе» Творца в заявлении Гада, Реувена и Менаше, процитированном нами. На их ошибку и указывает Моше, упоминая Всевышнего в своём ответе шесть раз!
Осознав, что все их обещания «без Создателя» недорого стоят, они тут же поправляются»:
«И сказали сыны Гада и сыны Реувена Моше говоря: «Слуги твои сделают как приказал Господь… А слуги твои пойдут в авангарде войска перед Всевышним на войну как господин наш (он, а не они!) говорил».
Мораль: даже взваливая на себя мицву, не следует забывать о том, что она не твоя, а Его!
М.-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
http://jewniversity.org/
No comments:
Post a Comment