Friday, July 20, 2007

Дварим, 5767.

«Любовь с первого взгляда»

Моше в роли "Идише-маме"

"Этими словами обратился Моше ко всему Израилю"

(Дварим 1:1)

Раши, вслед за мудрецами, усматривает в первых словах, которыми Моше начинает своё "прощальное слово", завуалированные упрёки:

"В пустыне" – намекает на "как вызывали гнев Мой в пустыне"; "В араве" – намекает на место службы блуда мидьятянок, а нигде не упомянутое в Пятикнижии место "Ди заhав" – это очевидное напоминание "промаха золотого тельца".

Вот только Раши говорит и об оборотной стороне сказанного Моше в стиле "кто старое помянет...". Пустыня – это не только намёк на вызванный евреями гнев Всевышнего, но и очевидное признание заслуги евреев, прошедших "пустыню великую и ужасную, змеев, аспидов и скорпионов и жажду". "Ди заhав" – означает "по Раши" "слишком много золота" – претензию ко Всевышнему, испытывавшему евреев самым тяжёлым "металлоиспытанием" – золотой пробой. А Моав – это место объявленного бесстыдства из дочерей Лота: "От отца моего".

Мораль: Моше, как и полагается хорошей "идише-моме", отмечает любой недостаток своих детей, но при этом не позволяет никому (включая Всевышнего) делать подобное, заранее включая в свой упрёк оправдание.

Намёк – это предположение о вашей мудрости,

сделанное в деликатной форме!

«Эти слова»

Дварим, 1:1

Моше, «повторяя» Тору, очень часто обращается к форме предупреждения: «а если не..., то случится то-то и то-то». Естественно, что произнося слова, исполненные в отрицательной тональности, следует быть особенно осторожным, чтобы не оказаться «запылённым» лашон ґа-ра. Один из комментариев рассматривает первое слово пятой книги – «эти»-«эйле» - как аббревиатуру: «авак лашон ґа-ра» - пыль злоязычия!

Отсюда особое старание Моше, и как следствие – широкое использование намёков. Как сказано у РаШИ:

«Так слова эти – обличение, и перечисление всех мест, в которых евреи вызвали гнев Всевышнего, упомянул о них лишь в форме намёка из-за уважения к Исраэлю».

Несомненно, таким же образом следует поступать и нам, а кроме уважения к тому, кого мы обличаем, можно назвать не менее существенную причину «непрямых» слов. Произнесение вслух слов, описывающих имеющее место Зло – прямое оскорбление имени Всевышнего, говорит рав Моше Файнштейн: «Всё плохое – духовно ослабляет. Именно поэтому, - объясняет рав Файнштейн, - постановили мудрецы, что всякий, увидевший женщину, заподозренную в супружеской неверности, обязан предпринять защитные действия от дурного влияния».

Простите, а как следует поступать в случае, когда наш оппонент «в упор не ловит» намёков?! Ґалахический ответ рава Файнштейна: следует использовать, в таком случае, «прямую речь»!

Но и в таком «неоперабельном» случае не следут опускаться до уровня оппонента. Моше Рабейну, говорит рав Хаим Дов Михаэль Вайсмандель, даже в свою последнюю речь, изобилующую «карами» на еврейский народ, произнес с позитивным настроем и верой в будущее Его народа.

Если от буквы «бейт» во втором слове «дварим» отсчитать ровно 613 букв, то обнаружится буква «рейш», а дальнейший счёт (с тем же интервалом) позволит обнаружить скрытое в словах Моше рабейну слово... «браха» - благословление, изобилие.

Мораль: даже выступая защитником Справедливости и Истины, не забывайте, что в конечном итоге роль, нам предназначенная Всевышним, – «защитник себя и всего человеческого в человеке».

р.М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Шаббат Ви́дения.

Шаббат непосредственно предшествующий 9 Ава называется Шаббат Хазон – Шаббат Ви́дения. Радомский Ребе (Тиферет Шломо) говорит о том что это самый важный Шаббат года. Это утверждение он строит из стиха “Тогда утешится земля за Шаббаты свои во все дни запустения своего” (Ваикра 26:34).

Шаббат – это особое, выделенное время, когда связь с духовным ощущается особенно сильно. Шаббат подчёркивает выделеность во времени. В те времена когда Бейт аМикдаш (Иерусалимский Храм) стоял на месте, тем самым “дублируя” выделенность Шаббата в пространстве – выделеность пространства и времени дополняла друг друга и связь с духовным была проявлена и в течении недели.

Получается, что пока стоял Храм, несмотря на разницу в уровне между будними днями и Шаббатом, эта разница ощущалась не так сильно. После разрушения Храма вся система работает в аварийном режиме, и связь с духовным в Шаббат проявлена в значительно большей степени.

Это легко увидеть на примере со свечей и солнцем. В солнечный день свет от свечи незаметен, огонёк свечи становится заметным только тогда когда садится солнце. Поэтому в Шаббат самого темного времени года – Шаббат выпадающий ближе всего к 9 Ава – ощущение связи с духовным проявляется сильнее всего. В Шаббат Хазон (Шаббат Ви́дения) - эта связь наблюдаема.

Шаббат Хазон – Шаббат Ви́дения назван так ещё и потому что в этот Шаббат нам показывают наш путь к исправлению. Как известно, поколение при котором Храм не восстановлен, считается подобным поколению, при котором Храм был разрушен. Важно помнить о том что разрушение Первого и Второго Храмов имело разныe причины.

Первый Храм был разрушен из-за трёх ужасных вещей – убийства, идолопоклонства и прелюбодеяния, – но изгнание, последовавшее после разрушения первого храма, длилось “всего” 70 лет. Второй же Храм был разрушен из-за постоянных ссор, склок и конфликтов между евреями, и изгнание, к сожалению, не закончилось до сих пор. На первый взгляд кажется, что мелкие нарушения гораздо легче исправить. Но это только на первый взгляд.

Когда преступления являются явными и шокирующими, то их идентификация и исправление не так сильно заметны. Менее вопиющие преступления не так сильно бросаются в глаза – разрушения, наносимые бытовыми ссорами, личной неприязнью и постоянными трениями между разными слоями общества, не так заметны.

Скотоложество явно отвратительно, а межличностный конфликт может тлеть бесконечно долго. Именно из-за того, что он и подобные ему вещи кажутся незначительными, мы можем ”смотреть во все глаза и не видеть”. Для того, чтобы увидеть, что беспричинная ненависть между евреями – это и есть единственная на сегодня проблема, нам нужен Шаббат Хазон.

P.S. Важно добавить, что весь период времени Бейн аМецарим – Трех Узких Недель между 17 Тамуза и 9 Ава, связан со зрением. Аризаль говорит, что каждый месяц года соответствует определённой части головы. Месяц Тамуз – это правый глаз, месяц Ав – это левый глаз. А 17 Тамуза и 9 Ава – это причины, из-за которых глаза слезоточат в это тяжёлое время.

р.И.Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!


http://jewniversity.org/

No comments: