Friday, July 27, 2007

Ваетханан, 5767.

«Любовь с первого взгляда»

ЗЕМЛЯ ОБИТОВАННАЯ.

«И взмолился к Всевыш-нему в ту пору сказать…

перейду я, пожалуйста, и увижу хорошую землю

на том берегу Йордана» (Дварим 3:23)

Неодолимое желание Моше попасть в Страну Израиля заставляет нас снова взглянуть на эту невероятно маленькую полоску гордо именуемую Земля Обетованная, и снова задаться вопросом: Что делает её центром Мироздания (или туго заплетённым гордиевым нервным узлом всемирной политики)?

Ответ (один из возможных) даёт вторая книга Пятикнижия: «И сыны Израиля ели манну сорок лет до прихода в страну ношевет» (Шмот 16:35). Раши объясняет слово ношевет как заселённая (обитаемая!) от корня йешув (ישוב).

Отсюда её характерная особенность: Страна Израиля – антипод пустыне. Но, скажете Вы, любая обитаемая местность ничуть не меньше противостоит пустыне?!

Конечно же, имеется ввиду противопоставление по параметру… чудесности. Пустыня – это манна, Страна Израиля – это «страна текущих ручьёв, родников и подземных вод», страна, питающаяся из Земли.

Только наша Земля позволяет раскрыть Всевыш-него как источник всех Сил (Элоким), то есть обнаружить, что за естественным ходом вещей стоит всё тот же… Всевыш-ний; и тем самым обнаружить единство Неба (чудесного) и Земли (материального).

Моше, чья функция – Тора, естественно желает для нас соединения возвышенного и земного.

P.S. Если Вам после всего вышесказанного захотелось к нам – ни в чём себе не отказывайте.

Компоненты цельности

«И умолял я Всевышнего во время это, говоря»

Как хорошо известно из Устной Торы, Моше дошёл в своей молитве до предела возможного. А потому, именно глава «Ва-этханан» позволяет более всего увидеть компоненты, чьё соединение делает молитву совершенной. И я надеюсь, что никого не удивит, что «Ор ґа-Хаим» - раби Хаим ибн Атар – насчитывает их ровно... четыре.

Во-первых, молитва должна своим «базисом» иметь разбитое сердце, и подобно нищему, стучащему в дверь в надежде на подаяние, быть обращённой к «небесным вратам». (Как сказано у мудрейшего из людей: «Умоляя, говорит неимущий», Мишлей, 18:23.)

Во-вторых, наше обращение должно своим адресатом иметь... категорию милосердия Создателя.

В-третьих, следует тщательно выбрать время обращения, как сказано в удивительно ёмкой строке, которую мы произносим в молитве «авину малкейну»: «Да будет этот час часом милосердия и временем желанности [нашей] пред Тобой» или «А я, молитва моя к тебе, Всевышний, время благоволения».

И четвёртое: молитва должна быть выражена словами, чья форма не оставляет возможности для «разночтений» - предельно ясна и точна.

А теперь – слово... Моше:

«И умолял» - во-первых;

«Я Всевышнего» - имя, связанное с категорией милосердия;

«во время это» - время благоволения;

«говоря» - конкретно, ясно и определённо.

р.М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Луна и Солнце.

Начало недельной главы Ваэтханан содержит описание просьбы Моше к Всевышнему о входе в Израиль. Просьба Моше отклоняется и Йеошуа становится во главе Израиля перед входом в землю. Бааль аТания проводит несколько примеров для понимания взаимодействия между учителем (Моше) и учеником (Йеошуа).

Разница между учителем и учеником соответствует разнице между произведением искусства и репродукцией, солнцем и луной, сфирот хохма и бина. При тиражировании изображения, несмотря на практически полную идентичность между оригиналом и копией, репродукция будет лишена самого важного – жизни.

В этом и состоит отличие между оригиналом и репродукцией. При акте создания художником присутствует совершенно иной процесс – настоящий художник видит душу явления и с помощью своей техники отображает свое видение. Другими словами, творческий процесс – это раскрытие внутреннего с помощью внешнего.

Хасидут описывает эту идею с помощью пары “слова учителя” и “слова студента”. При повторение учеником выученного, повторяются только внешние детали. Внутренний смысл учения при механическом повторении часто оказывается скрытым. Совсем по-другому обстоит ситуация с учителем.

Учитель в зависимости от слушающей его аудитории может применять разнообразные и непохожие описания для иллюстрации своей идеи. Его речь направлена от сути идеи (ядра мысли) к периферии, редко повторяя привычные формы. Учитель передает “душу знания”, каждый раз облачая ее в новое тело. Более того, даже в том в случае, когда речь учителя и ученика идентичны – уровень знания (качество знания), полученного от учителя, будет совершенно отличным.

Мидраш сравнивает лицо Моше с солнцем, а лицо Йеошуа с луной. Луна не имеет собственного света и светит только отраженным светом солнца. По сравнению со стабильной орбитой солнца движение луны “хаотично”. Луна не появляется на горизонте два раза подряд в одном и том же месте. Будет луна светить или нет, обусловлено принятием луны положения, при котором луна будет отражать солнечный свет.

“Хаотичное” движение луны относительно солнца является иллюстрацией связи между Всевышним и человеком. Человек всегда бежит для того, чтобы получить новую порцию света. Человеку необходимо что-то постоянно менять в своей жизни для доступа к свету.

Именно о нежелательности такой ситуации молится Моше, когда он просит Всевышнего о том, чтобы он ввел народ в страну Израиля вместо Йеошуа. Моше просил об уровне взаимоотношений, на котором нет помех и затмений, уровня, на котором от человека не требовалось бы никаких действий для получения света.

р.Илья Гладштейн


Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: