«Любовь с первого взгляда»
Хлеб для души.
«Оттого не хлебом единым жив человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, жив человек»
Дварим (8:3)
В этой хрестоматийно избитой христианами фразе не очень понятна (в моем варианте перевода, а также в оригинале) связь духовного с материальным. Получается, что недостаточность только лишь хлеба, который дает Творец (а кто же еще?!), происходит от разнообразия ассортимента - «всем, исходящим из уст Всевышнего…»
Раби Ицхак Лурия (Аризаль, 16 век, Цфат) предлагает следующее понимание этой фразы. Как известно, за всем сотворенным стоят слова Всевышнего – Его воля и мудрость. Как сказано: «По слову Всевышнего были сделаны Небеса», «Десятью сказаниями сотворен мир». Следовательно, духовная информация, вложенная Всевышним в материальную пищу, является основой существования души в теле.
Всякий раз, произнося браху (благословение), еврей вступает в контакт (душевно-духовный) с сутью того, что Всевышний вложил в «хлеб насущный». И, доставляя пищу телу, мы таким образом (через браху) не забываем и о потребностях души, поддерживая хрупкий баланс связанности души и тела.
Мораль: тщательно (осмысленно, с благословением) пережевывая пищу, ты помогаешь ... себе.
«Из-за»
«И будет из-за того, что выполнишь ты законы эти... и сбережёт Всевышний Всесильный твой для тебя союз и добро, о которых клялся праотцам твоим. И возлюбит тебя и благословит и умножит»
Дварим, 7:12-13
Очевидная понятность этих слов развенчивается с помощью следующего мидраша: «И сбережёт Всевышний Всесильный твой» - что означает «сбережёт»? Означает, что всё, что Исраэль едят в этом мире, происходит из силы благословений, которыми благословил их мерзавец Бильам. А благословения, которыми благословили их праотцы, сберегаются они для будущего, как сказано: «И сбережёт Всевышний Всесильный твой» (Дварим раба, 3,4).
Аризаль объясняет происхождение этого мидраша следующим образом: нигде, кроме обращения проклятий Бильама, в благословениях не соседствуют слова «любовь» и «браха». Лишь в этой истории появляется «и обратит для тебя Всевышний Всесильный твой проклятия в благословления, так как возлюбил тебя Всевышний Всесильный твой».
Если мы вспомним, что суть Бильама («Бала-ам» – «проглотил народ» [Исраэль]) идентична сути Эйсава, чьими сугубо материальными благословениями воспользовался Яаков, то наше право на этот мир, силой любви Всевышнего отобранное у Эйсава, получит достойное объяснение.
Но вот для понимания незыблемости наших прав (заслуги праотцев) на мир грядущий, нам потребуется следующий комментарий рава Шмуэля из Сохачёва.
На наследие Авраґама и Ицхака могут претендовать и потомки Эйсава, но исполнение нами «законов этих» определит, что духовное наследство праотцев завещано исключительно Исраэлю и лишь ему принадлежит: «и сбережёт... для тебя».
Мне остаётся лишь добавить, что «экев» - «пятка» (другое значение – «причина», «из-за») прямой намёк на «праотца Яакова», который рождается, держась за пятку Эйсава, а мудрецы усматривают в этом намёк на то, что в будущем Яаков (будущий Яаков – это Исраэль!) приобретёт всё принадлежавшее Эйсаву! И потому причина – пятка – экев – Яаков!
р.М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарование»
Эйкев. География и анатомия. Река и пятка.
Слово «эйкев», вынесенное в название этой недельной главы, требует отдельного пояснения. Дело в том, что это слово имеет два очень разных значения. Слово эйкев может быть использовано как “в результате” и как “пятка”. Мидраш Ялкут Рувейни приводит очень странное объяснение: “Эйкев это намёк на Яакова, а Яаков это намёк на реку Ябок”.
Причём здесь река Ябок? Дело в том, что битва Яакова с ангелом Эйсава произошла 9 Ава и именно на берегу реки Ябок. После победы над ангелом Эйсава Яаков получает новое имя – с этого момента Всевышний даёт Яакову новое имя – Исраэль.
Ночная битва Яакова с Эйсавом – это архетип противостояния между Израилем и Эйсавом. Битва между Яаковом и Эйсавом произошла 9 Ава – в этот же самый день, когда был разрушен Второй Храм и начался 4-й галут – Римский, за которым стоят силы Эйсава, и который длится уже столько лет.
Почему этот галут длится так долго? Дело в том, что даже после победы Яакова и получении им нового имени, Яакова продолжают называть иногда Яаков, а иногда Исраэль. В этом смысле это - уникальное явления в Торе, ведь перемена имени означает окончание одного проекта и начало другого. Например, когда имя Аврам меняется на АвраАм, то после добавлений дополнительной буквы имя Аврам уже больше не используется.
Разница в смене имен состоит в том, что смена имени Яаков на имя Исраэль – это не мгновенный переход из одного состояния в другое. Как известно, только все потомки Яакова (а не, скажем, потомки Авраама и Ицхака) являются евреями. Работа по достижению перманентного состояния, которому соответствует имя Исраэль, - это работа на все времена, и завершена она будет только в последнем поколении.
Битва Яакова с ангелом Эйсава длится всю ночь и заканчивается только под утро – на заре. В этой история ночь указывает на то тёмное время, в котором мы сейчас находимся, а заря – это свет, который мы увидим после прихода Машиаха. Время перед приходом Машиаха – последнее поколение – называется “пятки Машиаха”.
Теперь можно понять, о чем говорит мидраш: “Эйкев (пятка) – это намёк на Яакова, а Яаков – это намёк на реку Ябок”. Когда наше поколение, являющееся “пятками Машиаха”, выйдет на берег реки, то есть достигнет предела возможного, – тогда выяснится что Яааков уже выиграл битву у Эйсава. Так же, как и Яаков получил имя Исраэль, так и мы из “пяток Машиаха” превратимся в настоящий Израиль.
р.Илья Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
http://jewniversity.org
No comments:
Post a Comment