Tuesday, October 2, 2007

Берешит, 5768.

«Любовь с первого взгляда»

ЗАЧЕМ?

    Всякий раз, оказываясь «в главе» Берейшит, мы оказываемся наедине с этим ужасным - высоким вопросом. Ужасным – в силу той бесконечной пропасти, что разверзается между нами, людьми, и Им, Всевышним. Высоким – оттого, что всё остальное низко.

    Попробуем использовать это особое время, чей партнёр – первая глава Пятикнижия, дабы ещё раз попробовать… подняться. (В надежде, что эти попытки и есть смысл нашей жизни). В начале книги Шмуэля (2:2) сказано: «Нет скалы, подобной Тебе», или по-христиански «Нет твердыни, подобной Господу». Мудрецы объясняют, что слово «цур» - скала намекает на «цаяр» - художник, и, следовательно, смысл этой фразы – «нет художника подобного Тебе».

    Первый смысловой пласт – ответ на заглавный вопрос. Весь мир дан нам Всевышним в качестве реализации желания художника поделиться своим Замыслом. Вот только какая связь между скалой (твердыней по-христиански) и силой художественного выражения?

    Объединяющим понятием будет слово «цура» - форма, т.е. соединение материала в неизменность выражения замысла. Форма – и есть реализация идеи. А её «скалистость» – это вечность (неисчерпаемость) вопроса, вынесенного в заглавие. Теперь можем в качестве интеллектуального поощрения соотнестись с мидрашем о Храмовой скале. С неё, говорят мудрецы, началось материальное Творение. Храм же своим устройством (формой) отражал устройство всего Мироздания. Гениальность художника – это адекватность формы замыслу, её неизменность, вечность, если хотите – скалистость. (Подробнее об устройстве Храма, о его соответствии внутренне\внешнему миру– в готовящейся к печати книге «Путешествие по недельным главам книги «Шмот»).

Убийца с выбором

            «Крови брата твоего вопиют ко мне»

Бе-рейшит, 4:10

Множественное число «крови... вопиют» требует объяснения. Его даёт РаШИ (основываясь на мидраше из Бе-рейшит Раба, 22:9): «Крови брата твоего – кровь его и кровь его потомков».

О каких, простите, потомках идёт речь, ведь Ґевель детей не имел?! Это правда, но в будущем, коль скоро оно у него было бы? Простите, но в этом мире никто не умирает без приговора Всевышнего, а следовательно, позвольте снова риторически вопросить: «О каких, простите, потомках разговор?! О тех, которых не могло быть по приговору Всесильного?!»

Объяснение даёт рав Элияґу Десслер. Иногда смертный приговор небес безусловен, но есть случаи, когда наличествуют смягчающие обстоятельства, и тогда перед осуждённым на смерть «ставят» убийцу со свободой выбора. Сам шок от неминуемой смерти уже является достаточным для исправления. И в таком случае именно убийца решает, какой именно из двух шоков будет исправляющим: шок от смертельной угрозы или шок самой смерти.

Ситуация с Ґевелем была именно такой. С одной стороны, Ґевель заслужил смерть, «натянув на себя» энергию принятого Всевышним корбана. С другой, его намерения были безупречны. Отсюда небезусловный смертный приговор. Исправления для Ґевеля было достигнуто тем шоком, который он испытал, обнаружив, что Каин не заинтересован в продолжении его жизни.

И сказано в мидраше, что Ґевель, борясь с Каином за свою жизнь, одолел его, а затем, поражённый и парализованный самой возможностью братоубийства, Ґевель «подставился» Каину. Имевший выбор Каин оказался «достойным» убийства, сделав таким образом свой выбор.

Оттого наличие возможности рождения потомства у Ґевеля не было гипотетическим, ведь Каин, выбрав убийство, лишил жизни Ґевеля.

р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Берешит. Необходимое и достаточное.

Первая недельная глава Торы начинается с описания создания мира. Первый комментарий Раши(рав Шломо Ицхаки, Франция, 11 век) на первое предложение Торы звучит по меньшей мере странно: Если Тора – это книга заповедей, то её нужно было начинать с совершенно другого места, а именно – с первой заповеди о новом месяце, данной евреям еще в Египте. При попытке “оправдания” автора Торы Раши предлагает ещё более странную причину, по которой Тора начинается именно так – если народы мира будут говорить что Израиль силой забрал чужую землю, то тогда ответом будет как раз сам процесс создания мира – Создатель владеет всем миром и распоряжается им, как ему захочется.

Это мягко говоря необычное объяснение имеет целый ряд смысловых уровней, и существуют в буквальном смысле слова сотни, если не тысячи, комментариев, объясняющих смысл этого высказывания. Остается вопрос: зачем нужно все остальное содержание Торы между недельной главой Берешит и главой Бо, где собственно и даны две первые мицвы – о пасхальном агнце и еврейском календаре? В эти “ненужные” 15 глав попадает большинство сюжетов Торы: Адам и Хава, Каин и Хевель, Ноах, Авраам, Ицхак и Яааков.

Известное выражение ”дерех эрец кадма леТора” (Моральное поведение предшествует Торе) позволяет понять, о чем идет речь (Ваикра Раба 9:3). Все эти истории – о гостеприимстве Авраама, самообладании Ицхака, праведности Йосефа и т.д. должны указывать нам, какая огромная психологическая работа должна быть произведена для того, чтобы мы смогли достичь уровня, на котором мы сможем воспринять Тору в полном объеме. Терапевтическая работа по изменению черт характера и есть одна из основных задач этого мира.

Аризаль (рав Ицхак Лурье, Израиль, 16 век) акцентирует наше внимание на том, что работа над качествами характера - тем что в наше время принято называть структурой личности - настолько важна, что нужно остерегаться действий, ведущих к приобретению негативных черт характера с ещё большей тщательностью, чем от действий запрещенных самой Торой (Шаарей Кдуша 1:2). Речь идет о достаточно простом психологическом принципе: самым надежным и статистически достоверным фактором, предсказывающем наше поведение, является наше поведение в прошлом.

Именно этот принцип лежит в основе популярного выражения ”привычка-вторая натура”. ́Что и является одной из причин, по которой первая книга Торы, книга Берешит, дает описания архетипов – моделей поведения нашей предков, изучив которые мы сможем изменить себя настолько, чтобы получить шанс воспринимать Тору в её полноте.

р.И.Гладштейн

Уважаемые господа, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ и Хаг самеах!

http://jewniversity.org/

No comments: