«Любовь с первого взгляда»
О количестве и качестве.
«И вывел его наружу и сказал: «Посмотри
пожалуйста на небо и сосчитай звёзды…
таким будет потомство твоё»
Берешит 15:5
Попробуем прочитать эти слова по-еврейски, с акцентом.
Баалль Шет Тов видит в них следующую картинку: мелкая звёздная крошка в бескрайности неба. На самом же деле величайшие миры там, на небе, здесь, в человеческих представлениях кажутся едва различимым интерьером в громаде человеческой жизни.
Так же и еврейский народ – его величие различимо лишь в масштабах Неба. На земле же евреи малы и унижены.
Гурский ребе Ицхак-Меир, основываясь на словах РаШИ «Поднимутся выше звёзд» передаёт нам следующую зарисовку: Всевышний подымает Авраама выше звёзд и прочих материальный ограничений этого мира и обещает ему, что «таким» - неподвластным судьбе (звёздам) – будет потомство твоё».
Ещё одно видение связано со следующей деталью. Сказано непосредственно перед нашим эпизодом: «И было при заходе солнца» (Берешит 15:12). Учитывая это обстоятельство – не зашедшее солнце – читаем (с еврейским акцентом, естественно): «Посмотри пожалуйста на небо» - пока солнце ещё не зашло – «и сосчитай звёзды» - попробуй сосчитать звёзды – «если сможешь сосчитать их» - разве удастся тебе сосчитать их при солнечном свете? Несмотря на несметность звёзд, одна из них – солнце – способна заслонить собой всё! И множество народов (количество) пусть не сокроет для тебя (нас!) качество.
« И сказал ему: « Таким будет потомство твоё» - действительно, Израиль будет маленьким среди народов мира, но свет, исходящий из еврейской Торы, будет вечным и в конечном итоге «погасит звёзды» других народов.
Надмирность связи.
И сказал Всевышний Авраму: «Выйди в себя…»
Бе-рейшит 12:1
Нашу главу мудрецы озаглавили первыми словами, с которыми Всевышний обратился к первому еврею – Авраму. Слова эти: «Выйди в себя», - были сказаны семидесятипятилетнему человеку, вся жизнь которого была борьбой за распространение Истины.
В три года, повествует Устная Тора, Аврам пришёл к безусловному выводу об абсолютности Всевышнего. Его бескомпромиссная позиция в деле распространений изначальных представлений о Творце привела Аврама в горящую печь. Очевидно, что жизнь этого незауряднейшего из людей заслуживает по крайней мере упоминания Пятикнижием. Письменная Тора упоминает об Авраме как об одном, ничем не примечательном потомке Ноаха (в конце главы «Ноах»), и лишь в нашей главе с приказа Создателя семидесятипятилетнему Авраму начинается наше знакомство с праотцем еврейского народа.
Раби Менахем Мендл Шнеерсон усматривает в демонстративном неупоминании первых семи с половиной десятилетий жизни Аврама возможность определения особенности еврейского народа. Само указание «выйди» подразумевает оставление всего бывшего, конечно же не потому, что прошлое Аврама не значимо, а потому, что еврейская часть жизни нашего праотца никак не следует из его прошлого. Идея, которую декларирует Тора, - это неограниченность связи между Всевышним и Его народом. Даже несомненно высочайший духовный уровень Аврама не есть причина его избранности!
Ведь как бы высок ни был уровень человека, отношения, установленные в результате достижения этого уровня, будут необходимо ограничены и зависимы, как и всё имеющее причину в плоскости человеческого восприятия. Выбор Создателем нашего народа (и его со-причину – праотца Авраама) не имеет никаких выразимых или постижимых человеческим разумом причин. Оттого-то и упомянут Аврам как один из…
Своим приказом Творец поднял Аврама над действительностью этого мира и сделал основу отношений с еврейским народом бесконечной. Вывод, который можно сделать из вышесказанного – никакие усилия, направленные на восстановление связи с нашим народом его «инакомыслящих» сыновей не напрасны!
р.М-М.Гитик
Аудио урок рава Гитика по недельной главе Лех Леха.
Прослушать аудио лекцию.
«Новизны учеников очарование»
Лех-Леха. Израиль после обрезания.
В качестве награды за обрезание в возрасте 99 лет Всевышний обещает Аврааму, что в результате этого поступка его потомки будут владеть землей Израиля. Более того, в книге Йеошуа есть подробное описание массового обрезания евреев перед входом в землю Израиля, так как иначе невозможно получить эту землю (Йеошуа 5:4) Обещание, данное Аврааму, особенно актуально в наше время. В чём же связь между тем, что произошло во времена Йеошуа и событиями, происходящими сейчас?
В начале двадцатого века евреи, активно участвовавшие в заселении Израиля, были в своем большинстве не религиозны. Единственным исключением из правил была заповедь обрезания. Даже в тех случаях, когда к кашруту, Шаббату и другим базовым заповедям Торы относились легкомысленно - мицва брит мила (заповедь обрезания) выполнялась безоговорочно.
Книга Зоар обращает наше внимание на то, что евреи - это не единственные потомки Авраама, которые имеют связь с землей Израиля. Кроме Ицхака, обрезание было сделано и Ишмаэлю. Ишмаэль – праотец арабов, будучи обрезанным, тоже имеет косвенное отношение к земле Израиля (Зоар 2:32а). Зоар говорит, что так как обрезание Ишмаэля было ”неполным и пустым”, то и власть арабов над землей Израиля будет неполной и только до тех пор, пока земля Израиля пустынна. Когда заслуга Ишмаэля за обрезание будет исчерпана, тогда Земля перейдет во владение евреев.
Цанзер Ребе (Венгрия, начало 19 века) был задан вопрос: ведь в том, как была выполнена мицва обрезания, у Ишмаэля есть явные преимущества перед Ицхаком: Ишмаэль пошёл на обрезание соверщенно осознанно - в возрасте 13-ти лет, а Ицхак, которому в момент обрезания было 8 дней, вообще никак не участвовал процессе и, соответственно, заслуга Ишмаэля больше.
В ответ прозвучало то, в чём мы можем воочию убедиться в наше время: когда народ Израиля вернётся в землю Израиля, то будет много евреев, которым не было сделано обрезание в 8-дневном возрасте. Заслуги взрослых людей, сделавших обрезание в сознательном возрасте, по своей воле, в конце концов, отрежут Ишмаэля от земли Израиля. Это то, что мы видим в нашем поколении - масса людей делает брит мила – и, используя ту возможность, которой они были лишены в детстве, приближают возвращение Израиля в свою землю.
р.И.Гладштейн
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment