Friday, October 26, 2007

ВАЭРА 5768 .

«Любовь с первого взгляда»

Гостеприимство в широком смысле слова – не роскошь, а средство выжить в нашем поколении.

«И сказал…пожалуйста не пройдите мимо слуги вашего».

Бе-рейшит 18:3

Как мы с Вами вспоминали в Суккот, именно отсюда мудрецы учат закон о важности гостеприимства: “…отсюда следует, что более значимо гостеприимство, чем даже принятие Шхины (сияние Истины)” (трактат Шабат 127:1)

Первый из вопросов, на который мы попробуем ответить, - из чего следует вышеприведенный силлогизм (умозаключение, логический вывод) мудрецов? Рабби из Шепетовки усматривает ответ в поведении Авраама, который, “сломя голову”, бросается на “охоту за гостями”. “Охота”, им проявленная, следует из поведения Вс-вышнего, “вытащившего Солнце из его чехла”(мидраш Берешит Раба, Ваэра), а следовательно, понимавшего, что другим способом (как например – Своим Присутствием) Авраама не удержать.

Вопрос о свободе выбора мы оставляем в качестве домашнего задания читателю, а сами попробуем извлечь мораль с помощью Бааль Шем Това.

“Иногда, - говорит зачинатель хасидизма, - следует оставить изучаемую Тору и пойти на слушание пустопорожней болтовни ради выполнения мицвы о гостеприимстве”.

Формулировка морали принадлежит ребе Менделе из Коцка: “Кто герой? – Тот, кто обуздывает свой Ецер – свой Ецер Тов” (доброе начало) – поясняет Коцкий Ребе.

PS: Для тех, кто хочет проверить правильность выполненного домашнего задания:

Наш выбор – обращать или, не дай Б-г, не обращать внимание на намеки Вс-вышнего.

Или, совсем по-простому: “обнаженное Солнце” “заставило” Авраама “делать ноги”.

PPS: К р. Хаиму Каневскому, вернувшемуся после 2-х недельного отдыха в Цфате, подошел ученик и вежливо поинтересовался, как учителю отдыхалось. Рав Хаим сказал, что это было чудеснейшее время, позволившее ему успеть больше, чем он успевает за целый год. “Но почему же тогда рав не задержался еще немного?” – спросил ученик. “А как же со всеми людьми, которые ежедневно приходят ко мне задавать вопросы?” – ответил рав.

Новый сорт человека.

«Встань, возьми жену свою и двух дочерей

твоих, находящиеся [при тебе]»

Бе-рейшит

Вопрос, возникающий при чтении главы «Ваэра», самоочевиден: столько внимания Лоту – отчего?

Уже ангел Рефаэль, посланный исцелить Авраама после обрезания, был нацелен на спасение Лота, затем подробное описание его (Лота) «вытаскивания» из места, подлежащего уничтожению, вино чудесным образом заботливо доставленное в пещеру (мидраш), где Лот нашёл убежище и, наконец, рождение Моава и Амона.

Ответ мудрецов нам известен: «Не «двух дочерей находящихся», а двух находок – Рут- моавитянку и Нааму-амонитянку*». И все «излишние» подробности – это особенности биографии самого Машиаха. Вот только остаётся вопрос, а другой родословной нельзя было дать нашему долгожданному?!

Маараль, разъясняя ситуацию, подчёркивает, что ветвь Машиаха не могла быть просторастущей на древе нашего народа. Ведь идея Машиаха – это идея раскрытия нашего мира как мира следующего, а потому принципиально новая, никак из повседневности не вытекающая. И потому в качестве родословной для царя-избавителя нужна была альтернатива Израилю как наименее ассоциируемая с путём Авраама. Лот**, говорит рав Моше Шапиро, происходит от «лемалет». Само его имя означает «скрывающий, убегающий, укрывающий недостойное». И его существование поддерживается лишь необходимостью существования в этом мире противоположностей. Мидраш безусловно определяет единственную причину его спасения – Авраама!

Находка – это никак не вытекающая из реальности польза, или, пользуясь языком ботаники, - прививка на существующем дереве совершенно чуждого ему, внешне, сорта. Результат селекции (от Лота через Балака до Рут и затем Наамы) – ни из чего не вытекающая (то есть не имеющая причины в нашей реальности), но абсолютно живая*** (неистребимая) ветвь царя Давида!

*Рут – прабабка царя Давида, а Наама – мать Рехов`ама, сына Шломо сына Давида.

**информация к размышлению: р.М.Шапиро определяет функцию Лота в этом мире как женское начало. Отсюда его всегдашнее желание укрыться от сверхактивного Авраама. Сдом – строящий жёсткую автономную систему законов – духовная броня, за которой пытается укрыться Лот от необходимости изменений, движения, идущих от влияния Авраама. Излишняя «мужественность» содомлян проявилась в их желании «познать гостей» как очевидно слабых, беззащитных, т.е. представляющих женское начало

***обычно под жизнью мы подразумеваем именно связанность

р.М.-М. Гитик


«Новизны учеников очарованье»

Сознательное и бессознательное.

Как обычно воспринимается история о жертвоприношении Ицхака? Авраам, получив приказ зарезать своего единственного любимого сына Ицхака, находит в себе силы сделать то, чего от него хочет Всевышний, и в самый последний момент Всевышний останавливает его и спасает Ицхака. Самое интересное в этой истории, что ничего такого в тексте Торы нет.

Жертвоприношение Ицхака является 10 тестом Авраама. Но в чем заключалось это 10-е испытание? Оно было демонстрацией того, насколько сильно наши внутренние ожидания и предположения влияют на восприятие реальности.

Всевышний говорит Аврааму: "в'аалеху шам л'ола" - "и подними его там для поднятия". Нигде нет просьбы зарезать Ицхака, слово "ола" может означать жертву всесожжения, а может означать "подъём". Раши так и описывает просьбу к Аврааму - "Не было сказано зарежь его, а только подними, и после того, как он будет поднят, опусти" (Берейшит 22:2).

Во всей этой истории будут прослеживаться разные уровни восприятия Авраамом этой просьбы. Читаем дальше: после трёхдневного путешествия к горе Мория Авраам говорит Ишмаэлю и Элиэзеру - "Останьтесь здесь с ослом - мы с Ицхаком поднимемся на гору, поклонимся, и вернёмся к вам"(Берейшит 22:5). Как мы видим, вернёмся, написано во множественном числе, то есть на каком-то уровне Авраам осознает, что вернутся оба - и он и Ицхак.

Далее, уже после того, как Ицхак связан на жертвеннике, мы читаем, что Авраам "посылает свою руку" для того, чтобы взять нож (Берейшит 22:10). "Посылает свою руку" подчёркивает взаимодействие между разными уровнями сознания Авраама. На сознательном уровне Авраам пытается осуществить то, что он думал, что ему было сказано, но его тело, действующее на интуитивном, бессознательном уровне, на уровне рефлексов противодействует этому приказу.

10-й тест Авраама совершенно никак не связан со всем тем, что он выучил в жизни до этого. Более того, он противоречит всем планам на будущее, о которых Всевышний сам рассказал Аврааму. Авраам не отказался от сдачи такого сильно измененного экзамена. Представим себе ситуацию: мы готовимся к экзамену по физике, но в последний момент выясняется, что вместо задач по физике от нас требуется нарисовать восход солнца.

Одна из причин величия Авраама состоит в том, что он смог использовать абсолютно все свои ресурсы и сдать экзамен. Он не пытался установить сознательный контроль над бессознательным, не полагался только на свои эмоции, не пытался разделить то, что по определению разделить нельзя, но использовал все то, что ему было дано в работе на Творца. Очень часто люди, недавно открывшие для себя Тору, по какой-то причине решают, что нужно забыть и отбросить абсолютно все, что происходило в их жизни до этого момента, тем самым лишая себя возможности продвигаться дальше. Важно помнить, что тесты не легки, и сдать их можно только используя все свои возможности.

Как мы видим, наши ожидания и предположения могут играть нам на руку и быть нашим злейшим врагом. Вся наша жизнь это один большой урок. Для того, чтобы Тора смогла помочь нам разобраться где правда, а где ложь, от нас требуется приверженность к самому процессу обучения. Можно отказаться от экзаменов и контрольных, но тогда не получится закончить урок.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

to subscribe skhmel@aish.com
to unsubscribe rGitik@smile.net.il

Jewniversity - Munkach-Rovt

No comments: