«Любовь с первого взгляда»
Два звания Ноаха.
«Ноах был праведником и цельной
личностью в своих поколениях»
Берешит 6:9
Несомненно, что множественное число – «поколениях» – непонятно в той же мере, что и «цельность личности» Ноаха вдобавок к его праведности. В чём смысл такой «умноженности»?
Ответ мы начнём с факта, который элементарно вычислить: Ноах был ещё жив, когда Нимрод «со-товарищи» овладели смежной специальностью монтажников-высотников на стройке поколения – Вавилонской башне. И естественно, что Ноах не был в числе строителей.
Таким образом, Ноах не единожды, а дважды (вот уже и множество появилось) противопоставил себя обществу. Если мы учтём, что в первый раз его «антиобщественное поведение» лежало в плоскости личных качеств и поведения «…и извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит 6:12), а во второй Ноах столкнулся с удивительными расчётами, показывающими как дважды два, что кроме пути Всевышнего существует альтернативный и, естественно, более короткий путь на Небо, то вывод получится достаточно неожиданный.
Противоположностью абсолютной внутренней испорченности является праведность, а «высоким» расчётам - доверие Создателю, которое и является совершенством.
И Ноах был праведником в своём противостоянии поколению Потопа, и совершенной личностью, противостоявшей поколению Вавилонской башни.
Интересно отметить, что под совершенством личности мудрецы понимают… скромность. Ведь изъяны индивидуума своими корнями имеют именно завышенную самооценку и, как следствие, неправильно построенные отношения с Всевышним: расчётливость (когда ты полагаешься только на себя) – вместо доверия. Рыцарем духа без страха (что терять духовно неимущему?!) и упрёка (изъяна) является тот, кто видит себя абсолютно нищим – всё получающим от Творца!
ТРИ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВА
Недельная глава "Ноах" продолжает тему падения первого человека. Поколение потопа, и поколение раздела (а за ними, в следующей главе – поколение Сдома и Аморы), выступая каждое в своём амплуа, гневят Всесильного. Мудрецы, определяя вину каждого из них, говорят о неумеренных страстях, чужой работе и смертоубийстве. Таким образом, можно сделать вывод, что поколения сии посягнули на основы Бытия. (Вспомним, что Дарование Торы определило непреступление этих трёх запретов: "не убивай", "да не будет у тебя богов иных" и "не прелюбодействуй" как высшие ценности, которые требуют от еврея отдачи жизни!)
И если мы соотнесем промах первого человека с недостатком любви и веры, то и первое речение: «Я – Творец, Б-г твой…», - окажется объектом посягательства!
Появление еврейского народа – реализатора Торы – есть очевидное следствие "расшатывания основ", предпринятого людьми до появления Авраhама. Невозможность реализации Замысла Всевышнего первым человеком (первым!) и последующими поколениями людей означает само-недостаточность самых высоких духовных уровней (поколение строителей Вавилонской башни, к примеру, владело языком Мироздания!) для Исполнения Работы.
Рав Ашлаг для объяснения необходимости исторического процесса (шести тысяч лет человеческой истории) приводил следующую притчу, которой мы и завершим данный комментарий о великанах Духа – героях книги Бе-рейшит.
Царь, желая переместить свою сокровищницу и понимая, что не один из подданных не сможет преодолеть соблазн (уж больно велики были царские сокровища), разделил все ценности на очень малые части и попросил всех своих подданных участвовать в переносе ценностей.
Понятно, что в таком случае, чем выше степень доверия монарха, тем больше сумма, которую слуга удостоится чести и доверия перенести. Но самое главное, что все (!) выполняют одну (!) Работу (иногда бессознательно, не сознавая ценности переносимого).
р.М-М.Гитик
«Новизны учеников очарование»
Ноах. Радужные последствия потопа
Обычно, когда говорят о последствиях потопа, то упоминают радугу в качестве символа, гарантирующего то, что больше такого потопа не будет. Но почему именно радуга? Что такого особенного в радуге, и каким образом радуга служит напоминанием невозможности ещё одного потопа?
Рав Кук обращает наше внимание на условия, при которых обычно появляется радуга (Эйн Ая 2:318). Радуга обычно появляется после дождя, когда влажность воздуха повышается. Свет проходит через капли воды и расщепляется на весь видимый спектр. Это – то же самое явление, которое все видели на уроках физики в шестом классе: белый свет, проходя через призму, расщепляется на весь видимый спектр – и мы видим радугу.
Причем здесь потоп? Дело в том, что до потопа проклятие Адама еще не вступило в силу, и мир существовал в своём изначальном, первозданном состоянии. Мир был ещё молод, и на нем были видны “отпечатки пальцев” Творца. У жителей земли не было никаких существенных ограничений. Существовал доступ к практически бесконечной энергии.
Свобода выбора людей того времени была гораздо шире в силу тех возможностей, которыми они обладали. К сожалению, все эти ресурсы не были использованы для исправления ошибки Адама. Как известно, с тех, кому больше дано, спрос гораздо больше в силу более высокой степени ответственности.
После потопа свет стал ограничен. Как мы уже говорили, радуга обычно видна после дождя, вследствие попадания белого “чистого” света в капли дождя. На иврите дождь - это гешем, а гашмиют – материальное. Свет как бы оделся в материальную оболочку, и обычный белый свет стал труднодоступен.
Свобода выбора и доступ к свету после потопа стали ограничены, и именно на это указывает радуга. Возможность быстрого исправления ошибки Адама, существовавшая до потопа, была не реализована, и в силу облачения света в материальное процесс исправления занимает много времени. Одно из имён этого мира – это детский мир. Наши возможности так ограничены, что по сути дела мы ничего не можем поломать, мы пока только учимся, и эффективность наших учебных пособий отражает наш уровень развития.
Книга Зоар говорит, что Машиах не придёт, пока видна обычная радуга (Зоар 1:72б). После прихода Машиаха в мире исчезнут привычные нам ограничения на доступ к свету, и мир будет обновлен. В этом смысле сейчас очень важное время – для того чтобы поступить в университет, нужно закончить среднюю школу. Мир, в котором мы живём – это средняя школа, и если мы будем прогуливать меньше уроков и больше учиться – есть шанс, что на более высоком уровне будет легче.
р.И.Гладштейн
Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ!
No comments:
Post a Comment