Thursday, December 13, 2007

Ваигаш 5768

Ваигаш

«Любовь с первого взгляда»

Далёкое – близкое.

              «И поселишься в земле Гошен, и будешь близок ко мне ты и сыновья твои»

              Бе-решит, 45:10

Напрашивающийся вопрос: «Так поблизости или в земле Гошен?» Заподозрить Йосефа-праведника в неродственных чувствах невозможно, а его любовь и уважение к патриарху-отцу не требует доказательств. А следовательно... Рассказывают об одном из столпов еврейского закона «Турей Заґав» - «Золотые столбцы», что он избегал встреч с отцом, находясь «при исполнении» (в качестве главного раввина), дабы не создавать себе проблемы с реализацией принципа уважения к отцу в случае, если тот захочет проявить уважение к главе общины.

Именно так поступил Йосеф, решая подобную же проблему. Но более того, объясняет раби Меирл из Перемышля: совместное проживание могло создать массу проблем и, не дай Б-г, отчасти скрыть любовь, их соединяющую. Потому следует читать: «И поселишься в земле Гошен» - не вместе, «и будешь близок» - чтобы наша любовь не знала падений. .

*** Ну, а вывод всем нам, имеющим тёщу или свекровь, сделать нетрудно***

Упрёк как мицва (тшувы).

"Сказал Йосеф своим братьям:

"Я – Йосеф! Жив ли ещё мой отец?"

И не могли братья ответить ему, так

как отпрянули от лица его"

Берейшит, 45:3

Мидраш утверждает (Мидраш Раба, параграф 93), что братья услышали в словах Йосефа тяжелейший упрёк. Но слова Йосефа состоят из двух фраз, при этом вторая кажется на первый взгляд смыслово не загруженной. Посудите сами.

Вся защитительно-атакующая речь Йеhуды построена на престарелом отце – патриархе Яакове. Йеhуда прямо аппелирует к тяжелым последствиям, которые может иметь для его здоровья и жизни невозвращение Биньямина. А, следовательно, нет места для вопроса "Жив ли ещё отец мой?". Разве что речь идёт не о просьбе просто получить информацию?!

Конечно же, "жив ли ещё отец мой" – это не попытка получить новую информацию об отце, а тяжелейший упрёк, брошенный Йосефом своим братьям. Ведь Йеhуда только что произнёс: "И когда увидит, что нет с нами юноши – и умрёт!" А где была ваша забота об отце, когда вы зная о его глубокой привязанности ко мне, тем не менее, решились сообщить Яакову, что Йосеф был растерзан дикими зверьми! Это и был тяжелейший упрёк, брошенный Йосефом братьям и заставивший их "отпрянуть от лица его".

Таким образом, слова "Я – Йосеф!" противостоят словам "И когда увидит, что нет с нами юноши – умрёт", а вопрос "Жив ли ещё отец мой?" приобретает смысл упрека, коль скоро ложью стало утверждение о его неминуемой гибели в случае исчезновения Биньямина.

р.М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Ваигаш. Ханука и 36.

Недельная глава Ваигаш обычно выпадает либо на последние дни Хануки, либо читается в первый Шаббат после Хануки. Обычно свет Хануки ассоциируется у нас со свечами которые мы зажигаем в это время года. Но есть и другой уровень света связанный с Ханукой – это свет первого дня творения – Ор аГануз – скрытый свет. Это свет созданный Всевышним в первый день творения, свет позволивший первому человеку “видеть от одного края мира до другого”.Тот самый свет скрытый от мира после первого Шаббата и проявляющийся нашем мире очень редко, но каждый проблеск этого света приводит нас всё ближе к Геуле.

В нашей недельной главе описывается подготовка и последующий спуск семейства Яакова в Египет – прообраз и причина всех последующих изгнаний. “Яаков посылает Йеуду перед собой к Йосефу, в землю Гошен” (Брейшит 46:28). Хорошо, а при чём здесь скрытый свет и Ханука?

Раши говорит что Яаков посылает Йеуду перед собой для того чтобы он создал место для изучения Торы – йешиву. Но это очень странный комментарий – ведь первая вещь которая строится при переселении на новое место это никак не йешива, и даже не синагога. Первым делом нужно строить микву, а все остальное вторично. Что же Раши не знает совсем простых законов?

Дело в том что та йешива которую должен был создать Йеуда в Египте должна была стать причиной и корнем всех существующих после нее заведений такого рода. Владение устной Торой (то чему учатся в йешиве) и есть то, что делает евреев евреями и именно разногласия по поводу роли устной Торы были причиной конфликта между греческой цивилизацией и евреями. Именно поэтому победа Хануки это победа устной Торы.

Рав Пинхас Винстон подчёркивает что есть всего 4 метода доступа к уровню скрытого света - того самого света который был доступен человеку в течении первых 36 часов Творения:

1. 36 свечей зажигаемых в течении восьми дней Хануки (одна свеча в первый день, две во второй и так далее – в сумме 36 свечей)

2. 36 скрытых праведников ( так называемые Ламед-Вав цадиким)

3. 36 часов Шаббата (Аризаль говорит о том, что Шаббат начинает светить в полдень в

Пятницу и заканчивается в полночь в Субботу – в сумме 36 часов)

4. 36 трактатов Вавилонского Талмуда (имеется ввиду талмуд как символ и источник всей

Устной Торы)

Но Ханука бывает только раз в год, Шаббат раз в неделю, 36 скрытых праведников обнаружению не подлежат – на то они и скрытые. Получается что единственный гарантированный способ контакта со скрытым светом - это контакт с Устной Торы, который в отличие от трёх других вариантов доступен нам в любой момент времени.

р.И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: