Friday, December 28, 2007

Шмот 5768

Шмот

«Любовь с первого взгляда»

Корень, ствол, ветви и плоды.

«Ведущий счёт звёздам, всех по имени называющий»

Теґилим,147:4

Семьдесят душ, спустившихся в Египет, – «официальное открытие» книги нашего народа. И вопрос, на который мы попробуем очень коротко ответить, – как соотносится это число с 12-ю коленами, завершением книги «Бе-решит» и с шестьюстами тысяч получивших Тору.

Мы начнём построение соответствия с числа Один и с убирания христианского перевода слова шэвэт (ветвь) как «колено». Точка отсчёта – праотец Яаков. Он – тот корень (завершение работы праотцев), от которого идёт ствол Древа жизни еврейского народа. Маґараль отмечает, что Яаков (как и полагается числу Один) не счётен, и потому его нет в числе семидесяти спускающихся.

Двенадцать колен – это разделение общего корня на основные составляющие силы трёх измерений: пространства, времени и души. Двенадцать знаков зодиака, так же как и двенадцать ворот Первого Храма (нашей души), дают представление об этих силах во времени и в нашей душе. Мы же вслед за раби Авраґамом бен Давидом (Раавад, комментатор РаМБаМа) проведём параллель в оставшемся пространстве.

Реувен – сила зрения, Шим’он – сила слуха, Йеґуда – сила речи, Ашер («жирность хлеба») – сила пищеварения, Звулун («на берегу будет обитать», «счастлив Звулун при выходе») – сила движения, Дан – сила гнева («змей на дороге»), Нафтали – сила смеха («удовлетворённость»), Иссахар – сила размышлений, Биньямин – сила сна («в межплечье обитает»), а Йосеф и Леви – сила обоняния («кладут благовония в ноздри твои»). (Увы, до сих комментарий Раавада к книге «Йецира».)

О числах 70 и 600.000 скажем следующее. 7 – это форма, а умноженная на 10 (полнота, совершенство), даёт совершенство формы – идеальный зародыш еврейского народа. Отсюда же идёт наша нерастворимость (неизменность формы) в Египте.

Раби Авраґам ибн Эзра в своём комментарии на Пятикнижие объясняет, что ревава – десять тысяч – наибольшее из чисел, имеющих собственное имя. Отсюда шестьдесят рибо – это 6*10 – полнота этого мира, умноженная на наибольшее число, даёт максимальную заполненность этого мира.

Рамхаль пишет («Путём Древа Жизни»): «Корень всякой еврейской души – в Торе, и существует шестьдесят рибо (десятитысяч) объяснений к Пятикнижию. Соответствуют они каждой еврейской душе».

Всё, что нам остаётся, – это пожелать всем евреям отыскать своё в Торе, и через 600.000 выйти на 70, чтобы выйти на 12, чтобы раскрыть Один.

НАРУШИТЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ

                  «И приказал фараон всему своему народу, говоря: «Всякого новорожденного мальчика в реку кидайте»

                Шмот 1:22

«Фараоновский» приказ касался не только еврейских младенцев. РАШИ комментирует: ««Всему своему народу», также и на них распространялся указ, в день, когда сказали волхвы: сегодня родится избавитель Израиля…, приказал в этот день и египтянам – «всякого новорожденного мальчика в реку бросайте»».

Подобная неразборчивость в средствах позволяет увидеть сказанное мудрейшим из людей в действии: «Также это против этого сделал Всесильный» (Коhелет, 4:14).

Задача этого мира – борьба Добра со Злом и конечное (окончательное) торжество Добра! Но честной (со свободой выбора) эта борьба будет только в случае соблюдения равенства сил. А отсюда прямо вытекает, что появление в нашем мире чистого и выделенного немедленно вызывает в мир нечистое и злое.

Рождение Моше, объясняет рав Хаим Зоненфельд, спустило в этот мир великую нечистоту в соответствии с этим принципом. Но, поскольку по приказу фараона всех еврейских мальчиков следовало утопить, та же судьба ожидала и египетских младенцев. Но для Моше Всевышний сделал чудо, которое, естественно, не было сделано для антипода Моше – египетского исчадия нечистоты, которого поглотила река.

Именно этот закон поддержания равновесия был задействован и с другим антиподом Моше – Бильамом. «Отмсти месть сыновей Израиля мидьятянам и затем присоединись к народу своему» (Ба-мидбар 31:2). Связь между смертью Моше и местью мидьятянам теперь очевидна – Бильам гибнет от меча и вызывает смерть Моше.

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Шмот. Окна и решетки.

Недельная глава Шмот (имена) начинается с двойного списка детей Яакова: имена 12 шватим (колен) Израиля одним списком и список 70 душ, составляющих эти двенадцать колен, отдельным списком. Раши говорит, что такое перечисление и пересчитывание призвано продемонстрировать важность и ценность всех названных поимённо – так же, как Всевышний знает имена и знает счёт всем звёздам, так и с детьми Яакова.

Сфат Эмет задает вопрос: а кому это нужно демонстрировать? Конечно же, самим детям Яакова, - отвечает он. Спуск семьи Яакова - это переход с более высокого уровня – с уровня земли Израиля в Египет. Этот спуск аналогичен “спуску” души в тело. Спуск в Египет - это стена, отделяющая нас от Творца. Само существование мира скрывает от нас Создателя, но стены бывают разными. Бывают стены как “железный занавес”, а бывают стены с окнами на пол-стены.

Царь Соломон в Песне Песней описывает связь между народом Израиля и Всевышним следующим образом: “Он (Всевышний) стоит за стеной, заглядывает в окна, смотрит сквозь решётки” (Шир аШирим 2:9). Мы, к сожалению, не умеем смотреть сквозь стены. Именно поэтому заглянуть за стену можно через 12 шватим и 70 душ, спустившихся а Египет.

У каждого из двенадцати шватим есть свой метод прохождения стены. Сфат Эмет объясняет, что ”заглядывает в окна” - это 12 шватим – 12 входов в Храме, соответствующие 12 вратам молитвы. Это одна из причин, по которой синагога должна строиться с 12 окнами (Шулхан Арух 90:4).

Но кроме списка 12 шватим в нашей недельной главе приводится ещё и поимённый список отдельных индивидуумов – это тот уровень связи, который в Шир аШирим называется “смотрит сквозь решётки”. Большинство, к сожалению, не может воспользоваться путями, ”протоптанными” для нас 12 шватим – мы не знаем, какой путь мы продолжаем.

Отверстие в решётке гораздо меньше того, что открывает окно, но это то, что доступно нам в наше время. Обращая внимание на не случайность мелких деталей, мы тем самым ”пускаем” Всевышнего в нашу каждодневную жизнь. Мы не в состоянии прорубать новые окна, но даже те небольшие ”отверстия”, которые мы можем проделать, делают этот мир светлее.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

1 comment:

Anonymous said...
This comment has been removed by a blog administrator.