Микец
«Любовь с первого взгляда»
Лучший способ защиты
«И узнал Йосеф братьев своих, а те не узнали его. И сказал им: «Шпионы вы»
Бе-решит, 42:8-9
Ситуация, которую использует Йосеф, проводя сквозь «Лабиринт очищения»*, требует строгого соблюдения полного инкогнито вице-фараоном Египта. И самая первая из опасностей – уникальное сходство Йосефа, любимейшего из сыновей Яакова, с отцом: «Потому что был он сын старости его» - и РаШИ объясняет, что Яаков видел в Йосефе себя.
Но если мы вспомним, что Яаков женился в весьма зрелом возрасте, то ларчик неузнанности Йосефа откроется «без скрипа». Братья никогда не видели отца молодым. Будучи узнанными, сами они распознать в 34-летнем Йосефе, замечательно похожем на отца в том же возрасте (!), своего брата не смогли.
Но Йосеф проявляет не только хладнокровие, но и дальновидность. Его обвинение в шпионаже нейтрализует стремление братьев отыскать проданного в Египет Йосефа. Р.Яаков-Ицхак* (Еврей из Пшисхи) предлагает рассмотреть возможность расспросов и поисков после такого обвинения. Следовательно, «легенда» Йосефа становится непробиваемой!
Несуетливость и тонкий расчёт – залог успеха в любом предприятии!
_____________________
* - смотри комментарий «Мера – результат меры» из книги «Путешествие по недельным главам. Бе-решит», с.199. Те, у кого еще нет этой книги, могут приобрести ее в нашем Интернет-магазине на сайте http://www.jewniversity.ru.
** - Ученик Провидца из Люблина, основавший знаменитую «школу Пшисхи» в хасидизме. Его учениками были р.Симха-Бунем из Пшисхи и р. Менахем-Мендл из Коцка
Как проглотить время?
«И съели коровы плохо выглядевшие
худые семь коров…»
Берешит 41:4
«И проглотили тонкие колосья
семь здоровенных колосьев…»
Берешит 41:7
«Семь коров…и семь колосьев… - это семь лет…
Придут семь лет большого урожая…
И настанут после них семь лет голода.
И забудутся годы сытости…»
Берешит 41:26-30
Рав Хаим Зонельфельд отмечает несоответствие аллегорического примера из сна фараона его интерпретации Йосефом. Как может время проглотить время!? Семь урожайных лет не могут исчезнуть в результате семи лет жесточайшего голода. Скорее даже наоборот: вспомните, какими казались ужасающие сталинские предвоенные годы 37-40-й из лет военных*?! И потому, на первый взгляд, имеет место явное несоответствие образа из вещего сна его трактовке как времени.
Рав Зонельфельд разрешает кажущееся противоречие следующим образом. Расшифровка снов фараона Йосефом стала общим достоянием. И потому все семь сытнейших лет, люди, понимая, что это лишь прелюдия к страшному голоду, ощущали их как годы недостатка и дурных предзнаменований! А, следовательно, семь лет голодной катастрофы «проглотили» семь лет «благоденствия», не дав людям ими насладиться!!!
И еще одно тонкое замечание рава Хаима Зоненфельда о нашей главе. Йосеф, повелев оставить у него в заложниках Шимона, не только предотвратил «гремучую смесь» Шимона и Леви (см. комментарий РАШИ: «Йосеф хотел разлучить Шимона и Леви, ибо вдвоем они были непобедимы»), но и проявил замечательную предусмотрительность в совершенно другой плоскости. Наличие одного из братьев в руках фактического властителя Египта и всего мира (весь хлеб для «голодающих По…мирья» был в его руках) делало невозможной подмену Биньямина посторонним человеком.
_____________________
* - Эту великую сказку подарил советскому народу т.Сталин после страшнейшей из войн, одержав удивительную победу над реальностью. Перекочевав в школьные учебники и в официальную идеологию, она благополучно дожила почти до самого конца советской власти.
р.М.-М.Гитик
«Новизны учеников очарованье»
Йосеф-2 или Йосеф возвращается.
Мидраш Танхума говорит, что все, что происходило с Йосефом, будет происходить с землёй Израиля (Вайешев - 10). По сути дела история земли Израиля, Хануки и Йосефа - это пояснение одной и той же простой идеи: все, что мы воспринимаем как реальность - это только маленькая часть действительности. Зачастую мы не видим настоящих причин, и то, что мы считаем абсолютной темнотой, светит самым ярким светом.
Нечто похожее происходит с братьями: через 22 года после продажи Йосефа в рабство начинается голод, и братья вынуждены спустится в Египет – в то время самое духовно низкое место на земле - для того, чтобы купить еду. Встретив Йосефа в Египте, они, конечно же, не узнают его, в частности и из-за того, что очень тяжело увидеть то, чего совершенно не ожидаешь.
Йосеф же узнаёт братьев, но при этом разговор между Йосефом и братьями звучит, по меньшей мере, странно: “И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему о них, и сказал он им: Вы разведчики. Пришли сюда, чтобы разведать слабые места земли” (Брейшит 42:9). Аризаль указывает на связь между обращением Йосефа к его десяти братьям и тем, что произойдёт через несколько сотен лет в пустыне – промах десяти разведчиков.
Перед входом в Израиль происходит отбор 12 разведчиков – для осмотра земли. И десять разведчиков из группы возвращаются с крайне негативным выводом. Именно эту ситуацию хочет предотвратить Йосеф, обвиняя своих братьев в том, что они разведчики. Ведь это те же самые души, которые в будущем откажутся от вхождения в Израиль и предпочтут остаться в пустыне (Шаар Гилгулим - 36).
Существует фундаментальная разница в подходе братьев и в подходе Йосефа. Позиция Йосефа активна, он находится в центре событий – он совершенно явно участвует в жизни этого мира. Позиция братьев пассивна, ведь когда разведчики отказываются от входа в Израиль – они отказываются от контакта с материальным. Существование в пустыне было в полном смысле слова “волшебным существованием” - питались маном, от жары и ветра охраняли облака Всевышнего, Тора – от самого Моше, в общем “идеальные условия” для учёбы.
Р. Пинхас Винстон указывает на одну очень интересную параллель между Йосефом и братьями. Подход братьев похож на зажигание Шаббатних свечей, а подход Йосефа похож на зажигание свечей Хануки. После зажигания Шаббатних свечей мы прекращаем работу – это начало проникновения (спуска) верхнего в нижнее – духовного в материальное – и наша роль пассивна. Но сам акт зажигания Ханукальных огней служит началом нового этапа по одухотворению материального, и без нашего участия тут никак не обойтись.
Это то, чему мы должны учиться у Йосефа – совершенству взаимодействия верхнего с нижним, правого с левым, активности и пассивности. Это тот самый урок, который нам всем ещё только предстоит - осознать, когда нужно ждать и когда нужно действовать. Именно тогда у нас появится возможность исправить ошибку разведчиков, и шанс вернутся в Израиль.
р.И. Гладштейн
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
ШАБАТ ШАЛОМ!
Израиль, США, Канада, Германия, Украина, Россия
Тел. 972 526 450 917, факс 972 2 652 25 90, skhmel@aish.com, http://www.jewniversity.org
No comments:
Post a Comment