Friday, December 21, 2007

Ваехи 5768

Ваехи

«Любовь с первого взгляда»

Завершение сделанного в начале задуманного.

«От Ашера – жирность хлеба его»

Бе-решит, 49:20

Благословения Яакова коленам Израиля несут ту печать потенциальности, которая прямо связана с присутствием в мире лишь родоначальников, но не самих колен. Проще всего эта неконкретность наблюдаема в сравнении с благословениями колен, данными Моше в самом конце Пятикнижия.

Полностью сформированные (духовно) колена готовятся вступить во владение своими «коленными» наделами – участками работы в этом мире. Каждому из них предстоит сыграть свою особую роль в общееврейском спектакле Истории.

Ашер (чьё имя означает «счастье») получает от Яакова благословение «жирности хлеба». Моше, благословляя колено Ашера, также говорит о жирности: «окунает в жир ногу свою» (Дварим, 33:24). Всё, что нам потребуется для расшифровки метафор, - это образ из видения пророком Зхарией завершения Исторического процесса: «И стоять будут Его ноги в тот день на Оливковой горе» (Зхарья, 14:4)

Оливковое масло – «топливо» Ханукального чуда – в прямом соседстве с «ногами» Всевышнего означает замыкание круга Истории. Мальбим расшифровывает образ «ног» Творца как самое последнее из следствий Его замысла. А классическое восприятие «жирности» как сверхобычности, чудесности и Божественности, надеюсь, небезызвестно нашим читателям (шемен – масло и восемь – шмоне потому и имеют общий корень)*.

Жирность хлеба – это соединённость необходимого (минимального) – хлеба – с зашкаливающе роскошным (шаменет на иврите - сливки). А нога – самое низкое в человеческом теле, – окунутая в жир, – несомненный символ конечной (Ашер – счастье!) соединённости земного и возвышенного.

*напоминаем нашим читателем, что в еврейском мировоззрении (ашкафе) числа 6, 7 и 8 связаны со следующими понятиями:

6 – наш материальный мир (олам hазе),

7 – Шабат, следующий мир (олам аба),

8 – то, что находится над Шабатом, - духовность, раскрытие Замысла.

«Тайны» Всевышнего

                  «И призвал Яаков сыновей своих и сказал: «соберитесь (вокруг меня), и расскажу вам, что случится с вами в конце дней»

                  Бе-рейшит 49:1

Яаков, желая открыть сыновьям (ветвям - шватим) будущее, наталкивается на неожиданную преграду. Раши определяет ее так:

«Хотел Яаков открыть конец (мира), и оставило его присутствие Творца (шхина), и начал говорить другие вещи».

Мудрецы, объясняя странное исчезновение Шхины, делают малоприятные выводы о нашем настоящем и ближайшем будущем. По их мнению, увиденное Яаковом наше современное духовное положение привело его в такое уныние, что…шхина покинула его!

Шхина своим присутствием награждает лишь праведников еще и потому, что необходимым условием ее пребывания является радость и счастье, переполняющее еврея. Оттого уныние, в которое повергло Яакова увиденное им, немедленно привело к исчезновению Шхины. Естественно, что у Всевышнего нет тайн от человека. То, что принято называть уровнем сод (тайна), подразумевает, что данный уровень малодоступен, поскольку требует от еврея особых усилий, а вовсе не его таинственность!

В качестве резюме удивительный комментарий раби Менделя из Коцка на сказанное мудрецами: «Не могут гордец и Всевышний находиться вместе». «Оттого, что гордец не хочет», - объясняет Коцкер Ребе!

Контрольный вопрос: – какое отношение имеет «мораль» ребе из Коцка к «басне»?

Ответ: всё, что от нас скрыто – скрывается от нас нашим нежеланием знать (оно же гордыня, оно же эгоизм).

р.М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Ваехи. Рыбий сглаз.

Перед своей смертью Яаков даёт браху (благословение) своим сыновьям, и отдельно выделяет своих внуков – сыновей Йосефа. ”И пусть размножатся они как рыбы на земле” (Брейшит 48:16). Это очень странная браха. Допустим, можно предположить, что Яаков использует уже знакомую формулу из истории сотворения мира. Там обитатели моря получают отдельную браху на размножение. Но почему на земле? Как можно сказать, что рыба на земле – это благословение?

Йосеф имеет одно качество присущее рыбам – он и его потомки не подвержены сглазу. ”Рыбы в море скрыты водой и потому не подвержены сглазу. Так и потомки Йосефа не подвержены сглазу” (Берахот 55-Б). Ор аХаим объясняет, что рыбу нельзя сглазить потому, что она живёт под поверхностью воды, в своём мире, там, куда не проникают завистливые глаза наблюдателей.

Но жизнь Йосефа эта прямая противоположность такого образа жизни. В отличие от всех остальных братьев, выбравших работу пастухов и отдалившихся от непосредственного участия в этом мире, Йосеф не просто находится в мире – он им управляет. В недельной главе Ваейшев при спуске братьев в Египет они предпринимают специальные маневры для того чтобы их не сглазили. Ничего подобного у Йосефа нет даже близко.

Йосеф был на уровне, на котором он мог не бояться того, что внешнее может негативно повлиять на внутреннее. Книга Зоар часто сравнивает цадиков (праведников) с рыбами. Море в котором живут рыбы это намёк на скрытый мир, или, как сейчас принято говорить, внутренний мир. Связь с внутренним миром Йосефа достигла такой силы, что даже его ужасное Египетское окружение не могло разрушить эту связь.

Но такая браха, позволяющая не бояться чужого влияния, пригодилась бы не только сыновьям Йосефа, а всем поголовно! Именно поэтому в начале Шаббата все сыновья получают одну и ту же браху: чтобы они были похожи на сыновей Йосефа: Эфраима и Менаше, выросших а Египте. Нужно всегда помнить о том, что если от физического Египта мы были спасены, то выход из внутреннего Египта ещё только предстоит.

р.И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: