Thursday, July 10, 2008

Балак, 5768.

Наоборот

Попробуем раскрыть «секретный механизм» обращения проклятий Бильама в знаменитые, хрестоматийно-известные благословения. Источником послужит «обращение» слова калем – «כלמ» в антипод, прочитанное наоборот мелех – «מלכ» – «царь».

Поскольку нам уже понятен, в общем, замысел Бильама – «высветить» негативные черты Израиля путём сравнения с эталоном – Авраґамом, Ицхаком и Яаковом (а заодно обнародовать «причину» благоволения Всевышнего к Израилю, дабы уничтожить её в конечном итоге!), то рассмотрим его замысел, как и «обращение» оного в браху, в деталях.

Первые буквы всех трёх попыток Бильама проклясть-благословить евреев составляют ключевое слово калем («כלמ», «уничтожение»):

К«Вот с вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю я на него: Вот народ этот отдельно обитает и не числится между народами. Ми – Кто исчислит почву Яакова и число пылинок Израиля?...» (Бе-мидбар, 23:9-10)

Ло – «Не увидел плохого в Яакове и не видел провинности в Израиле. Всевышний Всесильный его с ним и царский трубный звук у него» (Бе-мидбар, 23:21).

«Ма – Как хороши шатры твои Яаков, жилища твои Исраэль. Ке – Как ручьи извиваются они, как сады у реки…» (Бе-мидбар, 24:5)

Во всех трёх попытках вначале одна и та же идея – превосходность основы нашего народа: «скалы», они же Авраґам, Ицхак и Яаков – наша первооснова из первой попытки и удивительная красота семейной жизни праотцов – «шатров Яакова» – в третьей попытке благословения Бильама. (Отметим, что благословение Бильама равняется его проклятию, ибо раскрывает заслуги праотцов как причину благоволения Всевышнего к Израилю!)

И, приоткрывая завесу над эталоном на фоне «края Израиля» современности, Бильам создаёт условия для победы Балака. То, что в ответ делает Всевышний, по-русски называется «сказав А, говори Б». В ответ на освещение Бильамом скрытого – изначальной высоты Израиля, с подтекстом их нынешнего падения, Всевышний заставляет пророка гоев продолжить и осветить… сокровенное – будущую высоту. В первом эпизоде это: «Кто исчислит почву Яакова», – а в третьем: «Как ручьи извиваются они». Почва – символ будущих, взращённых из семян плодов, а ручьи – символ связанного с источником продолжения. Таким образом, мы обнаруживаем обращение слова калем, составленного из первых букв первых предложений в слово мелех («царь» – «מלך»), составленное из первых букв вторых предложений первого и третьего эпизода. При этом средняя буква ламед, как и полагается, остаётся на месте!

Такое «наоборот», на смысловом и на буквенном уровне, не может не впечатлить. И у нас опять есть шанс поразиться Б-го-данности Пятикнижия. Всё, что я хочу добавить к комментарию моего Учителя, это определение РаМБаМа: «Мелех (царь) – тот, кто соединяет всех». Высокое звание Машиаха, помазанника – именно «Царь». И то светлое будущее, что ожидает наш народ, имеет своим залогом также и благословения, которые дал Творец через уста Бильама. Желание Бильама сыграть роль сатана-обвинителя было обращено в прямо-обратное – несомненно, светлое будущее. Остаётся только пожелать, чтобы ненависть, на нас низвергающаяся, привела «наоборот» – к скорейшему «стиранию памяти об Амалеке»!

Пшат, он же ремез


          «И сказал Моав старейшинам Мидьяна: «Теперь

слизнет собрание это все вокруг, как слизывает

бык зелень полевую»

(Бамидбар 22:4)

Кроме всего, что видно с первого взгляда, попробуем, не покидая территорию пшата (простого понимания текста Торы, в данном случае, слова «слизать»), обнаружить не бросающееся в глаза.

Образ «как корова языком слизала» кроме тотальности уничтожения кнаанейской культуры содержит еще одно измерение – легкость «употребления».

Рав Шимшон Рефаэль Гирш подчеркивает, что корова, а равно и бык, именно языком «слизывают» - срывают траву, и языком же уминают ее на нёбе. В ивритском оригинале появляется удивительный глагол «елахаху» от корня «хэк»- нёбо. Неучастие зубов – это образ «ненапряга», с которым евреи справятся с любым врагом.

Эта образность передачи информации опирается на факты, которые лишь намеком (впрочем, очевидным для адресатов – старейшин Мидьяна) обозначены в процитированном тексте.

Обращение Моава (подчеркнуто не царя, а народа) к старейшинам Мидьяна, а не к царю, означает вдребезги разбитый имидж сих защитников народа (основная функция царей в глазах их подданных).

А разбитость имиджа, в свою очередь, происходит из-за печальной участи, постигшей самых сильных царей: Ога из Башана и Сихона из Эмори.

Итак, все связывается в один очень тугой (как и полагается в Пятикнижии) узел сюжета.

Пшат – смысл слова «елахаху» - (слизнет) абсолютно соответствует ремезу – обращению, игнорирующему царей.

Капля мёда в бочке дёгтя

              «И сказал Бильам Балаку: «Построй мне семь жертвенников и приготовь семь быков и семь баранов на жертвеннике»

              Ба-мидбар, 23:1-2

Вопрос, ответ на который мы попробуем дать с помощью рава Шера, поражает своей глобальностью. В чём смысл правила, сформулированного мудрецами: «Всегда будет заниматься человек исполнением законов Торы для себя, для того чтобы прийти к уровню «ли-шма» (ради Творца)»?

Настораживает в особенности слово «всегда», но и примеры Доэга-эдомитянина и Ахитофеля, использовавших знания Торы в свою пользу (см. Книгу Шмуэля) и не удостоившихся следующего мира, кажутся прямым опровержением!?

Рав Шер (школа Слободки) начинает своё объяснение с мидраша, связывающего корбанот (приближения) царя Шломо, и корбанот сыновей его двоюродного брата Йоава бен Цруя (сына сестры царя Давида по мнению раби Йоси из трактата «Тонит», 28:1), с участием царя Балака в корбанот Бильама! Целью такого сравнения видит рав Шер обнаружение крупицы Истины, присутствовавшей в том, что вложил Балак в корбанот. И смысл сказанного мудрецами о работе на Всевышнего в рамках эгоизма – наличие зёрнышка альтруизма – даёт возможность при непрестанных усилиях произрасти плодам Доброты и Истины. Почти тысяча лет отделяет деревья, возложенные на жертвенник Второго Храма потомками Балака (через его праправнучку Рут-моавитянку) от доли истинного трепета, вложенного моавским царём в корбанот-просьбы проклятия на еврейские головы.

Эта тысяча лет «ушла» на очищение от эгоистических примесей той крупицы добра, что заслуживает вечности. Бильам же, работавший на собственный авторитет, оказался непричастным к Истине ни в каком смысле.

Качество, выделяющее Бильама (и его последователей) и делающее его чужим всякому Добру – это «дурной глаз». Великий нежелатель добра всякому (кроме себя, естественно), Бильам, отрицавший наличие ценностей вне себя, оказывается отрезанным от Создателя, который и является Истинным Хозяином Добра.

Мораль: дурной глаз – духовно-серная кислота, изливаемая на всё увиденное, лишает своего обладателя... всего (контакта со Всевышним).

р. М.-М.Гитик

Желающих узнать другие комментарии и приобрести книгу р.Гитика «Путешествие по недельным главам «Ба-мидбар» просим обращаться к нам: tutor@jewniversity.org

«Новизны учеников очарованье»

Буквы имени. 4 царства и 7 народов.

Название недельной главы Балак это скорее исключение из правил чем правило. Из 54 недельных глав только 4 называются именами собственными. Как известно все персонажи Торы это не просто отдельно взятые личности в давно забытой истории, а точки приложения сил которые существуют во все времена. Поэтому для внимательного читателя очевидно что встреча двух древних магов - Балака и Бильама - для организации логистики по проклятию Израиля это только вершина айсберга, а суть событий скрыта под поверхностным слоем текста.

Шем МиШмуэль спрашивает: «А чего собственно говоря ожидали Балак и Бильам?». Их можно называть как угодно, но дураками они не были. Как же Балак и Бильам, при всём неописуемом уровне магии которым они владели, могли расcчитавать на то что они смогут уничтожить все то ради чего были 10 казней, исход из Египта, дарование Торы и 40 лет жизни в пустыне? Дело в том что их целью было не "закрыть проект" под названием народ Израиля, а только замедлить реализацию этого проекта. А вот для этой цели у них было достаточно ресурсов.

Книга Зоар говорит что буквы составляющие имена магов Балак (Бейт-Ламед-Куф) и Бильам (Бейт-Ламед-Айн-Мем) это также буквы двух ещё более пугающих слов: Бавел и Амалек. Бавел - это Вавилон, название первого царства поработившего народ Израиля после разрушения Храма, а Амалек - это первый из народов попытавшийся помешать евреям выполнить свою работу в этом мире.

Рав Ицхак Гутнер объясняет разницу между помехами создаваемыми царствами и проблемами причиняемыми народами. Та работа которая должна быть завершена в этом мире евреями встречает два вида сопротивления. Четыре царства - это из книги пророка Даниэля : Вавилон, Персия, Греция и Рим (Даниель 7:7) - те самые царства которые и повлекут за собой все Галуты (изгнания) в истории. А семь народов - это "Хити, Гиргаши, Эмори, Кенани, Перизи, Хиви и Йевуси" - жившие в земле Израиля до прихода туда евреев (Берейшит 10:15).

Для того чтобы выполнить определенную работу необходимо выполнение двух условий: работник должен быть принят на работу и ему должна быть объяснена суть работы, даны инструменты для работы и определено место для работы. В результате выхода из Египта евреи перестали быть рабами фараона и поступили на работу к Всевышнему. Приняв Тору они получили описание работы, а войдя в землю Израиля пришли на место работы.

Каждое из четырех царств мешает выполнить заданную работу по своему, но у них всех есть общий подход. В том объеме в котором каждому из царств удаётся заставить Израиль работать на благо царства, в том же объеме Израиль не может выполнить своей задачи. Невозможно делать все одновременно, и в той степени в которой еврей занят работой на другого работодателя он не работает на Всевышнего. Другими словами, из-за временной халтуры не возможно заняться основным предназначением.

Семь народов противодействуют по совсем другой схеме. Они не оспаривают сам факт того, что есть какая-то работа которую нужно сделать. Их стратегия заключается в том чтобы не дать Израилю войти в землю Израиля, то есть прийти на место работы. Несмотря на то что Амалек не входит в список народов, Амелек по словам Торы это "первый среди народов" (Бемидбар 25:6) и является корнем и источником этих семи народов.

Соединение этих двух сил впервые описано в недельной главе Балак, но так как это один из основных сюжетов истории этого мира, то такой союз заключался много раз. Наиболее известным примером такого альянса будет история Пурима где Ахашверош - царь в своем царстве и Аман - потомок Амалека - вновь соединяют свои усилия. Ну а про то что происходит в наше время и кто дружит с кем против кого писать нет смысла - достаточно прочитать последние новости чтобы всё стало понятно.


р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: tutor@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: