Wednesday, July 16, 2008

Пинхас, 5768.

«ПИНХАС»

Недельная глава, названная мудрецами именем Пинхаса сына Эльазара сына Аґарона ґа-коґена, начинается с … конца. Точнее с резюме, которым Всевышний завершает реализацию губительнейшего совета Бильама. И естественно напрашивающийся вопрос: отчего мудрецы разорвали «историю Пинхаса», и, оставив весь сюжет предыдущей главе «Балак», включили в нашу главу, кроме уже упомянутого резюме, ещё целый ряд тем, озаглавив всё это – «Пинхас».

Действительно, приказ «разобраться» с Мидьяном, раздел Страны Израиля, наследие дочерей Цлофхада и передача лидерства над еврейским народом, а также изложение законов приближений в еврейские праздники мало ассоциируется с именем Пинхаса сына Эльазара!!

Намёком на связь между всеми темами, затронутыми в главе и личностью Пинхаса, является следующий мидраш из Сифри (конец главы Балак):

«Искупить сынов Израиля не сказано, а сказано «и искупит сынов Израиля», так как до сейчас не сдвинулся, а стоит и искупает до Оживления мёртвых».

Добавим к этому удивительное отождествление: «Пинхас – он Элияґу» (Ялкут Шимони, «Бе-мидбар», 771), – и получим принципиально иной взгляд на поступок Пинхаса сына Эльазара. Оказывается, брит, полученный им в награду, касается всех евреев до конца всех поколений. Теперь становится понятным желание наших мудрецов разделить событийно-сюжетную канву и следствия. Пятикнижие само указует на правомерность такого разделения, не указывая имена отрицательных героев в изложении хода событий. Тем самым, выделяя (и отделяя) результаты от происходившего.

Практически все темы главы объединяются общей идеей завершения. Рав Ґирш отмечает, что законы приближений в праздники завершают изложение всех законов Торы. Оставшиеся для следующей главы законы «обетов – недарим» касаются уже «сверхобязательств». Раздел Земли Израиля, как и передача ответственности за народ от Моше к Йеґошуа, знаменует окончание периода Дарования Торы и переход к началу её реализации.

Установление границ, определение конца – всё это прерогативы категории Суда. И именно эту категорию, определяющую обязанность как главнейшую компоненту брита – союза, олицетворяет Пинхас – Элияґу. Не случайно убийца пророков Баала на горе Кармель появляется на всех брит-мила (обрезаниях), свидетельствуя о неуклонном исполнении взятых нами обязательств. И именно с ним связан конец – завершение этого мира:

«Вот Я посылаю вам Элияґу-пророка перед приходом дня Всевышнего величайшего и ужасающего». (Мальахи, 3:23)

Жизненность Торы.

«Пинхас сын Аарона - коэна, отвратил

мой гнев от сынов Израиля»

Бамидбар 25:10

Наша недельная глава названа именем Пинхаса сына Эльазара сына Аарона. Его готовность стать на пути распространения мидьятянских метастаз совета Бильама спасла еврейский народ от катастрофы.

Мидраш связывает мидьятянок «с крепким телом» достойных представительниц своего народа и древнейшей профессии (по совместительству) с мидьятянами, которые за двести пятьдесят лет до описываемых событий продали Йосефа в египетское рабство:

«Выучи, что не просто так вышел Пинхас на войну, а чтобы совершить правосудие от имени своего предка по материнской линии (Йосефа), как сказано: «И мидьятяне продали его в Мицраим» (Сота 43:1)».

Мудрецы, связывая эти события, позволяют определить Мидьян как силу, противодействующую в этом мире реализации Торы, основой которой был Йосеф. Продажа Йосефа в Египет – духовную клоаку тогдашнего мира, – преследовало ту же самую цель (сравни поведение жены Потифара с поведением Козби бат Цур), что и задание достойных дочерей Мидьяна. Цель эта – доказать евреям невыполнимость их миссии в жёстких земных условиях. И половой ракурс плоскости их претензий – это квинтэссенция широчайшего диапазона, от свинины до идолопоклонства, должного показать еврейскому народу, что Тора в качестве идеала прекрасна, но практически здесь, на земле, в этом мире, нереализуема!

Получение Пинхасом коэнского звания объясняет нам, что своим поступком Пинхас бен Эльазар спустил Тору в наш мир, т.е. овладел профессией коэна»!

Йосеф и его потомок Пинхас доказали выполнимость законов Вс-вышнего в самых немыслимых условиях. И их имена неразрывно связаны с качеством реализации Торы.

«Горячесть» коґэнов

«Пинхас бен Эльазар бен Аґарон ґа-Коґэн»

Ба-мидбар, 25:11

            «Поскольку шватим (ветви) оскорбляли его: «Вы видели этого сына Пути, отец матери которого откармливал телят для чужой работы, а он убил главу ветви в Израиле» - потому написанное соотносит его с Аґароном»

РаШИ

Несколько вопросов: каким образом происхождение Пинхаса от Аґарона «покрывает» его происхождение от ПутиЭля – Йитро – тестя Моше? А также, что добавляет «тавтологическое» - «сын Пути», и в чём смысл «главы ветви (шевет) в Израиле» - а если просто еврея, то убийство стало бы меньшим?!

Рав Шор, автор книги «Твуот шор», выводит своё объяснение из «Шульхан аруха»: все семьи имеют статус кошерных и можно с ними родниться (через женитьбу). Но, несмотря на это, если ты видишь две семьи, находящихся в состоянии распри, или видишь семью, постоянно конфликтующую, или человека особо сварливого и абсолютно бесстыдного – следут остерегаться и не сближаться с ними, ибо это признаки «некошерности» происхождения (Эвен а-эзер, 2).

Источник этого закона в Гмаре (Трактат «Кидушин», 71:2) имеет следующий смысл. Всевышний, зная об испорченном происхождении и не желая сближения двух семей, создаёт «все условия» для конфликта, тем самым предотвращая возможность шидуха (сватовства) между ними.

(В скобках отметим, что в соответствии с вышесказанным, если считать героев Шекспира евреями, то шидух семейств Монтекки и Капулетти был бы абсолютно невозможным!)

Исключением из вышеопределённого правила является... коґэн! Его непримиримость и постоянную неготовность принимать Зло в любом обличье лично я воспринимаю как объяснение, которое мама дала мне малолетнему, когда я спросил, а что значит, что мой дедушка Яаков, он коґэн?

Мама объяснила следующей историей. На моём втором дне рождении, когда взрослые увлеклись беседой за праздничным столом, я небольно шлёпнулся с дивана и, естественно, заревел. Этот недосмотр моих родителей вызвал следующую реакцию моего дедушки: он взял со стола хрустальный бокал и ... об пол! Вот что значит коґен – завершила свой комментарий моя мама.

Наши вопросы обрели свои ответы. Как и любая ссора, убийство Пинхасом Зимри бен Салу означала порочность происхождения одного из них. И этим одним никак не мог быть Зимри – глава ветви Шим’она. А следовательно, «сын Пути» - это и есть «объяснение» поступка Пинхаса. И потому ответ: «Пинхас – … сына Аґарона»!

р. М.-М.Гитик

Желающих узнать другие комментарии и приобрести книгу р.Гитика «Путешествие по недельным главам «Ба-мидбар» просим обращаться к нам: tutor@jewniversity.org

«Новизны учеников очарованье»

Пинхас. Лампа вечернего света.

Недельная глава Пинхас обычно читается в месяц Тамуз. Разделение потока времени на месяцы происходит по-разному. Для одних целей 12 месяцев делят на мужские и женские, для других целей в соответствии с четырехбуквенным именем Всевышнего месяцы делят на четыре времени года. Аризаль говорит о соответствии месяцев разным частям головы. Месяцы Тамуз и Ав соответствуют правому и левому глазу (Таамей аМицвот, Кидуш аХодеш).


Недельные главы, выпадающие на эти месяцы, пестрят ссылками на глаза, сглаз и разные видения. "Балак сын Ципора видел" (Бемидбар 22:2), "И Бильам видел" (Бемидбар 24:1), "Пинхас Сын Эльазара аКоэна видел" (Бемидбар 25:7). Понятно, что такие разные люди будут иметь совершенно разное восприятие, даже когда то, на что они смотрят, будет совершенно одинаковым. Но что определяет эту разницу во взглядах?


Для того, чтобы понять, что такое видение и чем оно отличается от зрения, нужно применить классический метод интерпретации Торы - найти место Торы где слово видеть используется в первый раз. Ну, а в первый раз видение упоминается в самом начале Торы: "И увидел Б-г ,что свет хорош..."( Берейшит 1:4)


Рав Пинхас Винстон отмечает, что это предложение построено необычно. Возможность видеть подразумевает также и возможность не видеть. А если возможности не видеть не существует, то тогда нет процесса видения, есть только восприятие сознания. Каббала говорит о том, что это был необычный свет. Это был Ор аГануз, свет который по мнению Вавилонского Талмуда позволял первому человеку видеть весь мир от края до края (Хагига 12-А).


Что значит видеть мир от края до края? Конечно же, это не значит, что Адам аРишон мог видеть Аргентину из Таиланда. Речь идёт о том, что с помошью Ор аГануз, света первого дня творения, первый человек воспринимал все созданное, всю тотальность проявленного и непроявленного существования. Талмуд говорит, что этот уровень света был скрыт для того, чтобы в Олам аБа (будущем мире) им пользовались праведники и не пользовались злодеи.


Лешем (рав Шломо Элияшив) объясняет, что когда речь идет о том, что Ор аГануз (скрытый свет) был спрятан для использования в олам а-ба, то речь не идет о будущем мире в том смысле, что это часть какого-то времени, которое когда-то наступит. Олам аБа обычно переводят как будущий мир, но можно перевести и как "внутренний мир".


Праведники получают доступ к этому свету, когда их внутренний мир соответствует качеству этого света. Это огромная помощь человеку для постижения своего внутреннего мира, и дается она только тогда, когда человек работает над выполнением основной цели этого мира – исправлением черт своего характера.

То, насколько человек идет по пути своего исправления, и регулирует ту степень, в которой человеку светит Ор аГануз. Более того, Танна деБей Элияху отмечает, что слово тов (хороший), то слово которое использовано для описания скрытого света, отстоит от самого первого слова Торы на 32 слова. 32 - это Ламед Бет - то есть лев (на иврите - сердце). Лев тов - хорошее сердце это и есть основная работа этого мира и главная цель изучения Торы.


р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: tutor@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: