Thursday, October 30, 2008

Ноах, 5769.

«Ноах»

Вопросы, вопросы, вопросы…

        А от всего живущего… по два из всех ты введёшь в ковчег, чтобы они остались с тобою в живых.

        Бе-решит, 6:19

Недельная глава «Ноах» описывает событие, которое коренным образом изменило этот мир и, естественно, ход истории человечества вообще.

В детстве я однажды открыл книжку Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная арифметика» и там обнаружил то, что для нас будет самым первым и наболевшим вопросом, а именно: тривиальный подсчёт показывает, что ни в коей мере не мог Ноев ковчег вместить в себя то, что он в себя вместил. Не мог!

Более того, сами действия Творца «залить кипятком» всю Землю, притом что вода в терминах еврейской философии — олицетворение всего доброго и хорошего. Вода — это хэсед! Вода — это жизнь! Вода — это сама Тора. И потому непонятно, отчего Всевышний использует атрибут милосердия для уничтожения всего живого на нашей планете.

Ещё пара вопросов. «Малых сих» за что, и как шла селекция? Бессловесная животина-то, в чём была виновата, и ежели «каждой твари по паре», то как, интересно, выбиралась та пара, что попадала на ковчег?

И самое удивительное — происходящее в конце этой истории (на что обычно не обращают внимания):

«И будет радуга в облаке, и увижу её, чтобы вспомнить вечный союз между Всесильным и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (Бе-решит, 9:16).

Всевышний, по всей видимости, «боится забыть». Уточним, это не только для нас знак союза, но и для Всевышнего:

«И покажется радуга в облаке, и вспомню Я Мой союз между мною и вами... и не будет больше вода потопом губить всякую плоть» (Бе-решит, 9:14,15).

Кстати, чисто визуально, радугу наблюдают исключительно снизу.

Грабёж средь бела дня

        И увидел Всесильный землю, и вот она растлена, так как извратила всякая плоть путь свой на Земле.

        Бе-решит, 6:12.

Из-за чего всё это произошло?

В чём оказались виновны люди?

И почему эта вина привела к столь необратимым последствиям?

Собственно, характеризуя ситуацию сложившуюся тогда в мире, мудрецы используют очень запоминающийся образ. Они, цитируя, «и извратила всякая плоть путь свой на земле», объясняют, что речь идёт о половых извращениях, о некоей вселенской оргии, охватившей не только человечество, но животный и даже растительный мир. Представлять себе это не нужно — никакой фантазии даже сексуального маньяка на это не хватит. Для объяснения, за глаза, хватит одной детали:

«Бабочка перестала опылять цветы [и стала опылять что-то другое]».

Когда Тора объясняет, как это всё преобразовалось в Катастрофу, она даёт в заключение всего одно слово — хамас. Хамас — это грабёж. Простите, а какая связь между оргией и грабежом?

Обратимся к переводу на арамейский язык, выполненному во II веке нашей эры Онкелосом, племянником мерзейшего Адриана — римского императора Адриана Элиа, в крови утопившего восстание Бар-Кохбы. Принявший иудаизм и ставший видным еврейским учёным мужем, Онкелос выполнил перевод, который сейчас является неотъемлемой частью любого издания Пятикнижия. Благо, любой перевод — комментарий, в случае, если переводчик — мудрец высочайшего уровня, то его перевод способен существенно облегчить понимание прочитанного. К сожалению, как часто бывает с русскими переводами, возможно и обратное.

В нашем случае Онкелос переводит хамасграбёж как хитуфим. На иврите хатифим — это еда на скорую руку, съестное, которое можно сразу положить в рот. Но у нас, в сегодняшнем Израиле, хатифим называют, с лёгкой детской руки, более специфические вещи, бамбу и бисли, — производные из орехового масла с добавками. Отчего именно они? Ответ известен любому израильскому родителю — бамба и бисли, появившись на столе, становятся предметом борьбы между детьми: кто больше схватит! Хатифим-то — от лахтофсхватить.

И Онкелос очень точно передаёт смысл происходящего — все спешили всё взять от Жизни и так хватали, так хватали! И смысл охватившего допотопный мир «полового безумия», чья (первая и) последняя капля грабёж, — сиюминутность.

Наш ответ Перельману

        И вот как сделаешь его: триста локтей длина ковчега, пятьдесят локтей ширина его и тридцать локтей высота его.

        Бе-решит, 6:15

Итак, согласно принципу рекурсии вернёмся к поставленному выше вопросу:

В чём смысл этих 120 лет?

Это дополнительный шанс, который был дан человечеству. Уже не как аборигенам этого мира, мира уже по сути не было, а именно, отдельным людям, которые, к сожалению, этот шанс не использовали и в ковчег не попали. А сам ковчег был чудом, причём чудом, которое нельзя было преуменьшить никакими физическими размерами, будь он даже 5 км в длину.

Кстати, в этом наш ответ арифметике Перельмана. Как обычно объясняют необходимость постройки ковчега? Ведь, в конце концов, Всевышний всемогущ и, ежели Он желает кого-нибудь спасти, ну, берёт и спасает. Проблемы-то...

Еврейская традиция доносит до нас безусловное требование о преуменьшении чуда. Даже если выхода нет и чудо должно произойти в любом случае, наша обязанность его преуменьшить. Чудо отрицательно, ведь оно означает, что мы расписались в полном неумении вести работу в этом мире и Творцу приходится напрямую вмешиваться. И потому первый ответ: «Ноах должен был делать ковчег 150-ти метров в длину уменьшения чуда ради».

Но как раз против этого ответа и выступает «Занимательная арифметика». Неужели «автор» Торы не предвидел, что старик Перельман не поленится взять карандаш, посчитать объём и прийти к тривиальным выводам, что чудо-то было всё равно! И если бы речь шла о преуменьшении чуда, за 120 лет трёх-, четырёх-, пятикилометровый ковчег построить можно, и тогда никакой корифей арифметики не придрался бы.

Случившееся чудо много значимее наших представлений. Мир распадается, какой же смысл в ковчеге?!

Ковчег по сути был внепространственной капсулой, кусочком переставшего существовать мира, который весьма аккуратненько был перемещён в новый мир. Преуменьшить это чудо никакими размерами нельзя, и потому необходимо понимать, что размеры Ноева ковчега — это проекции духовных величин в здешний мир, которые должны нас чему-то научить. Разговор о размерах Ноева ковчега выходит за рамки первого путешествия10, но отметим следующее — никакого сугубо материального смысла эти размеры не имеют.

Чудо никакими размерами преуменьшить было нельзя. Вычленение, сохранности ради, части распадающейся реальности сравнимо со следующим: «Во время войны Гога и Магога спасутся, сидящие в суке». Из этого, почему-то, не очень умные люди делают вывод, что война Гога и Магога, последняя из войн, будет в праздник Сукот. Но речь-то идёт вовсе не об этом.

Сукот — это представительство Творца в нашем мире, это дом Всевышнего. И спасутся во время, которое, я подозреваю, назовут ядерной войной Гога и Магога только те, кто окажутся способными уйти из распадающейся реальности в иную, новую действительность.

В чём заслуга Ноаха, почему он спасся, а другие нет? Ведь были же вполне материальные симптомы надвигающейся катастрофы.

Даже наступление Потопа было постепенным: сначала дождь, потом всё усиливающийся ливень и т. д. Но только Ноах принял сказанное Всевышним, причём принял, не задавая вопросов. Заслуга Ноаха — вотум доверия Всевышнему, и это прямая параллель с войной Гога и Магога. Спасти можно только тех, кто «не брыкается». Только тех, кто готов перейти в другую реальность, уйти из дома, «крепости своего Я», в суку.

(В скобках отмечу, что один из смыслов Сукота — вытаскивание из кажущейся незыблемости и неуязвимости привычного, которая создаёт иллюзию вечного существования, неизменности материального: «мой дом — моя крепость».)

О главном

        И устроил Ноах жертвенник Всевышнему, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и вознёс всесожжение на жертвеннике. И обонял Всевышний благоухание, и сказал Всевышний в сердце своём: «Не буду больше проклинать землю ради человека».

        Бе-решит, 8:20—21

Что, во-первых, совершает Ноах, высадившись в новом, чистеньком с иголочки мире, кстати, не получив на это никаких указаний, но уловив намёк. Каждой твари — по паре, а кашерных, годных к жертвоприношению животных — семь. Пара и ещё пять — для жертвоприношения. Намёк был, приказа не было, и Ноах делает то, что на языке зеков называется «повязать». Он привязывает Всевышнего к этому миру, он совершает жертвоприношение — на иврите курбан, слово, происходящее от корня каров—приближение. Он «привязывает» Всевышнего к Его миру через самое масштабное из когда-либо бывших жертвоприношений.

Только представить, о чём идёт речь! Быть может, животных не так уж и много, заметит читатель, но птицы, птицы (некашерных-то птиц всего ничего, а кашерных, следовательно...). Какое количество жертвенников выстроил Ноах, и какой великой во всех смыслах была эта жертва! Эта попытка человека приблизиться и установить неразрывную связь.

И наконец — результат. Непонятен не только смысл знака, данного Всевышним, — «радуга в облаке». Но и более того, почему Всевышний нуждаётся в знаке, что он значит для Всевышнего?

Тора буквально говорит так: «И будет радуга в облаке, и увижу её, чтобы вспомнить союз вечный…» (Бе-решит, 9:16). Всевышний берёт на себя обязательства, Он себя «ограничивает»! Знак — в смысле, напоминание, ограничение, если хотите, клятва. Более глубокого понимания ради попробуем действовать методом сравнения. Чем принципиально на уровне теоретическом отличается мир сегодняшний от мира тогдашнего?

Если рассматривать, как мы сделали чуть выше, всеохватывающее жертвоприношение Ноаха как попытку привязать Всевышнего к миру, достигнуть определённого уровня близости, который никогда не будет отменён, то получается, что Ноах своим приближением-жертвоприношением сузил нашу свободу выбора. И принципиальное отличие мира допотопного — в присущей ему абсолютности свободы выбора.

Дабы перевести полученный вывод в плоскость практики, заметим, что в сегодняшнем мире нет абсолютного зла и, как следствие, нет абсолютного добра.

Отсутствие абсолютного зла чрезвычайно хорошо соотносится с пуримской вовсе не байкой:

Амалек становится средством для исполнения мицвы, то есть неотъемлемой частью сделанного нами добра.

р.М-М.Гитик

ШАБАТ ШАЛОМ!

1 comment:

Anonymous said...

Что-то футер у вас вправо съехал (в опере при разрешении 1024х768)