Friday, November 7, 2008

Лех леха, 5769.

Лех леха, 5769.

Уважаемые господа, шалом.

1. С программой лекций р.Гитика в США с 9 ноября по 17 ноября 2008г можно ознакомиться по адресу ,приведёномму ниже, а также в приложенном файле.

www.jewniversity.org/%d0%9f%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d0%b2-%d0%a1%d0%a8%d0%90.aspx

2. В рамках нашей программы с Б-жьей помощью будет реализован проект совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах. Место проведения лагеря – г.Одесса в 4-х звёздочном отеле с закрытым отапливаемым бассейном, для детей будет организован детский лагерь, кашрут хасидский (ХаБаД), полная стоимость на взрослого человека 600 долларов за 9 дней (возможны большие скидки для нуждающихся). Ребёнок до 5 лет – бесплатно, ребёнок 5-10 лет: 50%. Лагерь включает ежедневный урок р.Гитика и организованную поездку в Умань и (возможно) в Меджибож (включено в стоимость). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Гиршу Жадану titanod@ukr.net или Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org .

Шабат шалом.

С уважением, Александр Хмельницкий

«Лех леха»


      И сказал [Аврам] Сарай, жене своей: «Вот узнал я, что женщина прекрасная видом ты. И когда увидят тебя египтяне, то скажут: «Это жена его», – и убьют меня, а тебя оставят в живых».

Бе-решит, 12:11-13

Аврам, а вслед за ним и Ицхак, называют своих жён сёстрами, опасаясь быть убитыми аборигенами, желающими пополнить свою «коллекцию» красотой Сарай и Ривки. Я не буду приводить классические еврейские комментарии, а использую взгляд людей весьма далёких – археологов.

В результате раскопок в Месопотамии в конце 20-х годов прошлого века глазам изумлённых учёных предстала древнейшая на Земле цивилизация шумеров. А изумление старой школы историков было вызвано их верой в прогресс. Ведь открывшаяся их взору картина четырёх с половиной тысячелетней давности была практически современной. Если не считать мобилных телефонов, компьютеров и прочих достижений технологии, всё остальное уже было, было, было.

И шпиономания, и усыновление детей, и взяточничество, и бюрократия. Короче, в те далёкие времена люди были обыкновенными, а «квартирный вопрос» их ещё не испортил.

В качестве примера: Урукагина, царь Лагаша, в XXIV веке до их эры посвятил свою жизнь не коллекционированию богатств или военных трофеев, а… улучшению морального облика (по-советски «облико морале») своих подданных. В смысле, чтобы дети уважали родителей, чиновники не брали взяток, судьи судили праведно и граждане уважительно относились друг к другу. Звучит знакомо, не правда ли?

Но, по крайней мере, одно коренное отличие от общепринятых в современном, западном мире норм имело место: всё, что связано с заключением брака и семейными отношениями. Мы, сегодня живущие, настолько привыкли к идее женитьбы, что перестали замечать её неестественность, точнее, Б-жественность. Мой ребе рав Моше Франк как-то почти всерьёз заметил: с точки зрения человеческой логики, семьи следовало бы сделать однополыми. Ведь если выделить в отдельное судопроизводство тему половых гормонов, то нельзя не согласиться, что в человеческом общежитии мужчине легче найти общий язык с мужчиной, а женщине с женщиной.

Или, как говорят психологи, пропасть, отделяющая (и разделяющая) мужчину от женщины не столько физиологическая, сколько внутренняя. А сказка о соединении противоположностей годится, быть может, для университетов марксизма-ленинизма, но никак не для семейной жизни. И лучшее тому доказательство – история человеческой цивилизации.

Куда мы ни обратим свой любопытствующий взор, в какую историческую эпоху, или в какую культуру, во всём, что касается межполовых отношений, мы обнаруживаем потрясающую до глубины еврейской души идентичность.

Древние Афины или чуть менее древний Китай, Япония или Персия, древний Аккад или Египет, или Шумер – везде одна и та же картина, кстати, во-первых, описанная (ну конечно же!) нашей Торой.

«И взял себе Лемех двух(!) жён: имя одной Ада, а имя второй Циля» (Бе-решит, 4:19).

Проговариваю то, о чём читатель уже догадался. Во всех вышеназванных культурах использовали рецепт Лемеха – первая жена для продолжения рода, вторая для наслаждения (Ада на иврите – «свидётельница», а по-арамейски «беременная» – так переводит Онкелос в Бе-решит, 5:1, Циля – та, в чьей тени живёт муж, цельтень). Объясним. Афинские гетеры и японские гейши вовсе не были тривиальными проститутками, продававшими своё тело. Все обстояло гораздо хуже. Домашняя «мегера» была заперта на женской половине дома, и её задача, как я уже сказал, была узкоспециализирована – рожать. И всё, что муж («джигит», чтоб вы не сомневались) не мог получить у своей безответной – нет, женой её назвать, увольте, не могу, – ему дарила (за деньги и за большие) подруга (именно так переводится на русский греческое слово гетера, более точно гетайра).

Женщина, которая «друг человека» – была не только красива, но, во-первых, высокообразованна и могла занять «джигита» беседой на философские, литературные и любые другие не бытовые темы. Она, в обязательном порядке, умела петь и танцевать и, вообще, была не просто женщиной, а сокровищницей различнейших умений и талантов.

Для чего весь этот панегирик куртизанкам или, по-современному, моделям? Дабы подчеркнуть полное несоответствие вышеописанного идее Творца:

«Вот книга порождения человека. В день сотворения Всесильным человека в подобии Всесильному сделал его. Мужчиной и женщиной сотворил их и благословил их и назвал их именем Человек» (Бе-решит, 5:1) .

Достаточно недвусмысленно Тора декларирует смысл разделения человека на мужскую и женскую части. Как и во всём Творении разделение даёт возможность нам реализовать подобие – Партнёрскую функцию – Соединение. Цель и смысл женитьбы – не удовлетворение инстинктов (включая и инстинкт продолжения рода), но воссоздание Изначального Единства Человека, по-другому – любовь!

Столь длинное предисловие потребовалось мне, чтобы преодолеть барьер инертности, привычно заслоняющий революционность идеи женитьбы – чисто еврейской – Б-жественной идеи.

Дикий, дичайший!

      «И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего: «Вот ты беременна и родишь сына и наречешь ему имя Имшаэль… и будет он дикарь-человек…»

Бе-решит, 16:11–12

Эпизод, обсуждаемый в этой главке, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай.

В возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. Он уходит ИЗ и ОТ. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним рождение сына происходит. Только когда Авраґаму исполняется 100 лет, рождаётся у него Ицхак. Оцените этот «четвёртак»: вы ждёте до 60 – тоже очень тяжело, но вы представьте, что вам 72 и вам надо ждать до 99, а «годы проходят, всё самые лучшие годы».

Но ещё прежде Аврама я хочу вспомнить Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека. Что с ней все эти годы? Сарай, как вы понимаете, тоже не становится моложе, и вот ей уже 77 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание, Сара не выдерживает и даёт своему мужу Ґагарь (кстати, фараоновскую дочку). Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагарь]» (Бе-решит, 16:2).

Комментарии, на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу. Если вы помните, Сара ведёт себя по отношению к Ґагари как «злая мачеха» по отношению к Золушке. В чём смысл такого отношения?

Вечером с наступлением Шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим доченькам? Сходства и подобия с прамамами: «Да поставит тебя Всевышний как Сару, Ривку, Рахель и Лею». Вот только у Израиля были ещё две прамамы – Билґа и Зилпа. Они родили четыре колена нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем? Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём тщетно пыталась преуспеть Сарай.

Как можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа – психодвойник Леи, а Билґа – Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт объяснение через «соперничество» галута и геулы, олицетворением кторых были Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы – всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем*.

В результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё рождаётся сын, которого Тора характеризует как «перэ-адам» – буквально «дикий человек». Отмечу незаметное в русском переводе нарушение синтаксиса «лашон ґа-кодеш» (святого языка). На иврите прилагательное всегда(!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь сильный, человек глупый и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами. Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для подписания всевозможных соглашений с Ясером Арафатом и его наследниками, а главное – дало бы возможность сохранить жизни людей, названных «жертвами мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки насадить демократию в арабских странах – напрасная (и опасная) трата сил.

В завершение история. В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик – 16 убитых евреев, не считая десятков раненых (инвалидов).

Ученики Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафецу Хаиму с вопросом: «Если сейчас в самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль арабы ведут себя подобным образом, что же будет дальше?» – «Тора говорит, что Ишмаэль – дикий человек. Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком – будет диким физиком, учителем – диким учителем», – тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим.

р.М-М.Гитик

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: