Friday, November 14, 2008

Ваэра, 5769.

«Ваэра»


Наши законы -- законы Создателя

      "Разве скрою Я от Авраґама..."

Бе-решит, 18:17

Одну маленькую деталь я хочу выделить как иллюстративный пример того, как выводятся законы из слов Торы. Мы отправляемся в начало XVIII века, в Австро-Венгрию к духовному лидеру тогдашних евреев Хатаму Соферу (как многие другие еврейские мудрецы, он назван по имени своей книги). Он выводит обоснование очень важного и весьма страшного закона. Как вы знаете, последние 2000 лет евреи бесправны внутри других народов и даже, как сегодня в современном Израиле, внутри себя. Бесправны с точки зрения Торы, которая никогда не была со времени разрушения Первого Храма законом государственным, а только внутренним, духовным. И потому весьма интересно, каким оружием в качестве высшей меры пресечения обладала еврейская община, находясь внутри, как инородное тело, другого народа.

Единственным действенным оружием было отлучение от общины -- херем, по-русски -- бойкот. Это было самым страшным наказанием, применявшимся в исключительно крайних случаях, и очень не просто было его задействовать.

Классический случай, например, среди евреев обнаруживался «наушник». То есть еврей, который доносил властям во вред всей еврейской общине. В этом случае, проверив и убедившись, объявляло ему руководство общины херем. Бойкот подразумевал, кроме всего прочего, запрет разговаривать с ним, запрет ему появляться в синагоге, а также соответствующие запреты для его жены по поводу появления в синагоге и разговоров с ней. Но кроме этого был запрет для его детей, которых исключали из йешив и хедеров.

Хатам Софер в данном случае полемизирует с одним ґалахическим авторитетом испанского еврейства, сказавшим, что он в своей общине на эту крайнюю меру бойкота, которая оставит детей без учёбы, не пойдет. Хатам Софер даёт обоснование через Тору, почему это можно, нужно и должно делать.

Обоснование -- Сара превосходила Авраґама в пророчестве. Она была более внутренним человеком. Авраґам пытался людей привести к Создателю, он нёс идеи Торы в массы. Сара же как женщина больше времени могла уделять себе, а, следовательно, была более духовно развитой, чем Авраґам. Но и Авраґам не эгоистическими вещами занимался, и потому слова: «Неужели скрою Я от Авраґама, а ведь ему предстоит стать народом великим», Хатам Софер интерпретирует так: «Неужели же он, который работает и достигает, который взял задачу стать народом великим, поднялся на этот уровень, не щадя себя, и к личному совершенствованию не стремился, неужели от него скрою». То есть то, чего достигает Сара через внутреннюю работу, Авраґам получает в подарок от Всевышнего.

Из этого Хатам Софер делает ґалахический вывод, что если нечто происходит с человеком не по его вине, а по чужой, как в случае с детьми доносчика, то всё, что этот человек по независимым от него причинам потеряет, Творец вернёт ему в качестве подарка. Можно и нужно отстранять детей наушника от учёбы, потому что, если бойкот будет распространяться только на одного злодея, то он сможет спокойненько продолжать своё чёрное дело. Но если его будет встречать жена, с которой никто словом не готов перемолвиться, и дети, которые лишены возможности учить Тору, то самый завистливый человек перестанет ему завидовать. Это очень действенная мера. И она одна из тех совершенно необходимых вещей, которые позволили нам сохраниться. Поскольку каждый живший в еврейской общине знал, чем чреваты его необдуманные поступки.

Вышесказанное -- замечательный пример того, как выводят законы из самого текста Торы.

Арифметика Авраґама

      "Может быть до пятидесяти праведников не достанет пяти… может быть найдётся там десять?"

Бе-решит, 18:28,32

"Цены", назначаемые Авраґамом, вызывают кроме вопроса принципиального, на который мы уже ответили, также вопрос арифметический:

Какой смысл вкладывал Авраґам в число праведников, которые, как он предполагал, спасут Сдом и Амору со окрестности?

Ключиком к пониманию названых Авраґамом чисел является число 10. Это число занимает в еврейском мировоззрении место совершено особое. Десять совершеннолетних евреев составляют миньян, который по своему духовному заряду является "полномочным представителем" духовного потенциала всего еврейского народа. И в рамках данного комментария я хочу увидёть в числе 10 общечеловеческое понятие минимального социума. Более определённо: ту минимальную (количественно) группу людей, которая способна совершить переворот в общественном мнении и поведении. Если хотите, точку опоры, с помощью которой Авраґам сумел бы перевернуть Сдомский мир.

Сразу становится понятной "последняя цена", назначенная первым евреем. Не имея минимальной точки опоры, глупо рассчитывать на переворот. А если мы вспомним, что на месте сегодняшнего Мёртвого моря во времена Авраґама находились пять городов, то для понимания "первой цены" -- 50 -- от нас потребуется простейшая операция умножения: пятью десять -- пятьдесят. Числа 40, 30, 20 -- предположения о наличии минимального социума для духовной революции в части городов. Наличие людей, не утративших человеческих черт и представляющих -- количественно -- общество, даёт теоретическую возможность начать процесс очеловечивания высокоидейных граждан, переполненных чувством собственного достоинства. И если хотя бы в одном из городов такой процесс удастся запустить, то методом "перманентной революции" Льва Давидовича возможно "заразить" города-соседи.

Оставшееся "неопознанным" число 45 потребует от нас особых усилий из-за своей "из ряда вон выходящести", Раши объясняет, что расчёт Авраґама был на "присоединение" Всевышнего, в качестве "а-центр" (десятого) к девяти предположительно имеющимся во всех пяти городах людям, не утратившим человеческого облика.

Известно высказывание Баал-Шем-Това об обязательном присоединении десятого к девяти евреям, ожидающим миньяна. Я хочу проиллюстрировать сказанное Раши историческим примером. В 1891 году евреи сделали попытку обосноваться в болотистой местности Аль-Хадра -- "Зелёная" по-арабски. Как очень быстро выяснилось, название это происходило от "зелёной лихорадки" -- малярии, свирепствовавшей в тех местах. Поселенцы, глубоко религиозные русские евреи, решили не сдаваться. В течение следующих двадцати лет, пока высаженные эвкалипты не осушили местность, многие заплатили своей жизнью за исполнение мицвы жить в Стране Израиля, а история, которую я хочу напомнить, произошла с ними в самом начале двадцатого столетия. В Йом-Кипур в поселении находились только взрослые мужчины. Они поделились почти поровну: десять молились и по очереди ухаживали за остальными, лежавшими в соседней комнате больными. Прямо посреди Йом-Кипура один из молившихся был вынужден переместиться на кровать для больных. Девять оставшихся без миньяна евреев решили, что поскольку единственная причина их нахождения в этом месте исполнение мицвы, то Всевышний, без сомнения, присоединиться в качестве десятого. Молитва была завершена, а город Хадера существует и сегодня.

К слову о миньяне

      "Доколе этой плохой общине жаловаться на меня…"

Ба-мидбар, 14:27

      "Это разведчики, отсюда община -- это десять".

Комментарий Раши

Понятие миньян от корня in ман -- порция, производится в еврейском законе из вовсе не «героической» истории о десяти разведчиках, которые "повели" за собой народ в сторону, противоположную той, на которую указал Всевышний. Именно их способность "повернуть" весь еврейский народ и есть основа утверждения о духовном равенстве молитвы десяти совершеннолетних евреев всему народу. Ещё прежде чем я приведу небезынтересное численное наблюдение, связанное с молитвой десяти, мне бы хотелось обсудить происхождение миньяна из десяти "грешников" нашего народа.

В этом контексте вспомним самых больших еврейских преступников, упомянутых в Торе и заслуживших высочайшую меру наказания, -- Кораха и его сообщников. Мидраш доносит до нас следующую весьма живописную картинку. У входа в семейный шалаш Она бен-Пелета, одного из поименованных Пятикнижием главарей восстания, сидит женщина и расчёсывает свои волосы гребнем. Перед этим свой разговор с мужем она завершила специально приготовленными острыми кушаньями и специальным же крепким вином (так, исчерпав рациональные и всякие другие доводы и натолкнувшись на типично мужское, непробиваемое: "Но я же обещал, меня ждут друзья", она "уложила" мужа спать). Её неурочная «забота» о внешнем виде -- расчёсывание волос -- имела причиной ожидание незваных гостей. Именно для них была приготовлена "простоволосая" встреча на пороге. Корах «со товарищи» придя по душу Она бен-Пелета, шарахнулись от ужаса, представшего их очам: замужняя еврейская женщина расчёсывает свои волосы.

Обратим наше внимание на это! Если так выглядят наши мерзавцы (шарахаются как от огня от "замужней простоволосости"), то как же выглядят еврейские праведники? Риторичность вышезаданного вопроса и есть объяснение факта производности понятия миньяна от десяти разведчиков, виновных в… ошибке. Их несомненно высочайший духовный уровень дал им право представлять весь еврейский народ и в конечном счёте решать его (и нашу) судьбу.

А теперь "собственно о магии" числа 10. Общественная молитва евреев подразумевает сочетание индивидуальных молитв каждого в общем действии молитвы. Если мы захотим оценить число таких сочетаний, то попадём в область элементарной комбинаторики. В комбинаторике подобного типа задачи называют перестановками.

Для примера, вычислим, сколькими способами можно рассадить трёх человек на трёх стульях. Ответ (использующий рекурсию) достаточно прост. Посадив одного (три варианта), мы сводим задачу к двоим и двум стульям, то есть к двум вариантам. Сочетая каждый из них с тремя для первого индивидуума получаем 3 Ч 2 = 6.

В случае с четырьмя получается 4 варианта для первого из них, который, заняв один стул, сводит задачу к трём. И далее нужно 4 умножить на число перестановок для трёх. Вот формула, описывающая эти действия, использующая понятие факториал, который обозначается как n!:

n! = n Ч (n-1) Ч (n-2) Ч … Ч 1

Всё, что нам осталось, это применить данную формулу к множеству из девяти и десяти элементов и обнаружить, что

9!=362880,

а следовательно,

10!=10Ч9!=10Ч362880=3628800.

То есть 10! есть первое число, для которого количество перестановок превышает "шишим рибо" -- шестьдесят десятков тысяч, число, соответствующее Кнесет Исраэль, квинтэссенции духовности еврейского народа -- 600000 еврейских душ.


р.М-М.Гитик


ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: