Friday, November 21, 2008

Хаей Сара, 5769.

«Хаей Сара»


Жена как сестра

«И сказал Авраhам: «Скажи,

что ты - сестра моя, дабы

стало лучше мне ради тебя»

Бе-рейшит, 12 : 13

Рассмотренная нами история о спуске Аврама и Сарай в Египет, имеет, конечно же, как и всё в Торе, дополнительные смыслы. Один из них, донесённый до нас хасидизмом движения ХаБаД, переводит её в плоскость семейных отношений, где Аврам и Сарай становятся прототипом еврейской супружеской пары. Будучи рассмотренной в этом контексте, она даёт следующие результаты.

«Спуск в Египет» - эта эпоха в отношениях мужа и жены наступает также у «идеальных» семейных пар, невзирая на «предыдущие заслуги» («жизнь в Эрец Исраэль»). Наступает «голод» - исчерпанность того, что связывало супругов. Прошла молодость, а с нею – острота желаний, выросли дети или раскололась материальная основа семьи – эти или иные причины спускают его и её в Египет, где «фараон» - наше эго, только и ждёт возможности их разлучить.

И вот здесь, когда человеческие возможности сохранения связи, практически исчерпаны, вступает с действие то, что заложено в фундамент еврейского брака – Б-жественная предназначенность супругов друг другу, «гарантированная» хупой. Уровень отношений мужа и жены фактически исчерпан, но вызванный к жизни реальной опасностью гибели семьи, открывается уровень «брата и сестры».

Любовь сестры и брата может показаться неравноценной заменой тому, что связывало молодожёнов, но она обладает решающим проблему «Египта семейных отношений» преимуществом – неисчерпаемостью. Божественная предназначенность супругов друг другу сродни кровной связи, определённой рождением. И согласие жены и мужа стать на время «спуска в Египет» «братом и сестрой» оборачивается не просто спасением их брака, но - и это самое главное, - приводит к Исходу – Геуле, подъёму «с подарками»! Короче, как пел в 30-е годы прошлого столетия знаменитый тенор Вадим Козин:

«Наша нежность и наша дружба

сильнее страсти, больше чем любовь.

Веселья час придёт к нам снова.

Вернётся к нам любовь тогда,

Когда дадим друг другу слово,

Что будем вместе, вместе навсегда!»

Одиннадцатое испытание Авраґама

      «И встал Авраґам, и поклонился хетам, народу земли той, и заговорил с ними так: «Если есть у вас желание похоронить покойницу мою, то послушайте меня и походатайствуйте за меня [перед] Эфроном, сыном Цохара: пусть он отдаст мне пещёру Махпела, которая принадлежит ему [и находится] на краю его владения; за полновесные деньги отдаст её мне при вас для родовой гробницы». Эфрон же сидел [тут жe] среди хетов, и ответил Эфрон-хетт Авраґаму [так, что] слышали [это все] его соплеменники, все, [кто] входит в ворота [его] города: «Нет, господин мой, послушай меня: эту землю я [уже] отдал тебе вместе с пещерой в ней -- тебе я [всё] отдал! На глазах сынов народа моего отдал я её тебе -- хорони твою покойницу!» И поклонился Авраґам перед народом той земли, и сказал он Эфрону [так, что] слышал народ земли той: «Если бы ты только послушал меня, я [бы] дал тебе [уже] цену [этой] земли! Возьми у меня -- и я похороню мою покойницу там». И ответил Эфрон Авраґаму, сказав ему так: «Господин мой, послушай меня: земля, что стоит четыреста серебряный шекелей, -- [что] она для нас с тобою? А покойницу твою хорони!» И понял Авраґам Эфрона, и отвесил Авраґам Эфрону серебро, о котором слышали хеты, -- четыреста шекелей серебра, переходит торговцу».

Бе-решит, 23:7--16

Вышеописанная Торой сцена происходит непосредственно после заклания Ицхака, которое было невольной причиной смерти Сары. И поведение Авраґама, его излишняя предупредительность: «И встал Авраґам, и поклонился», «если есть у вас желание… попросите за меня перед Эфроном… и поклонился Авраґам перед народом той земли [мужиками, в смысле мужланами]если бы господин мой только меня послушал» -- не очень понятны, если учесть, что мерзавцы, в особенности Эфрон, перед которым он проявлял эту особую вежливость, «обобрали его как липку» -- «четыреста шекелей серебра перешло к торговцу», сумма непомерная по всем стандартам. И это в стране, которую сами аборигены считают практически принадлежащей Авраґаму:

«Предводитель Всесильного ты среди нас» (Бе-решит, 23:6).

Объяснение подчёркнутой предупредительности Авраґама следует искать в той воистину заоблачной высоте, которая стала высотой Авраґама (а потенциально и нашей с вами!) после его десятого испытания -- заклания Ицхака. Я хочу проиллюстрировать ситуацию с сыновьями Хета, в которой очутился Авраґам, с помощью следующего фантастического сюжета.

Два искателя приключений нанимают звездолёт и отправляются за легендарным сокровищем, оставленным в незапамятные времена и всё ещё ожидающем своего владельца. Многие их предшественники заплатили жизнью за свою попытку доказать неподкупному и вечному стражу, что именно они являются хозяевами, но вопросы робота всегда устанавливали истину, и лазерный луч беспощадно прерывал жизнь неуспешных претендентов. Но в этот раз, полагали компаньоны, всё должно было завершиться по-другому, поскольку они захватили с собой микроскопических размеров, и тем не менее невероятно большого объёма компьютерную память, в которой были ответы на любые вопросы. В соответствии с принятым заранее решением первый из компаньонов надел скафандр и, проверив, что связь с компьютером безупречна, отправился на экзамен.

Первый вопрос робота был стандартен также, как и ответ: «Кто ты?» -- «Хозяин». -- «Тогда ответь мне какое расстояние отделяет Марс от Земли в момент их наибольшего удаления друг от друга?» Компьютер немедленно дал число, которое и воспроизвёл претендент на богатство, и тут же получил следующий, не менее заковыристый вопрос, с которым компьютер вновь справился без затруднений. Последним для искателя приключений стал вопрос: «Что утверждаёт теорема Пифагора?» -- «Ну, это совсем просто», -- захлёбываясь от радостного возбуждения, начал он и не успел продолжить -- лазерный луч превратил его в труп.

Следивший за происходившим компаньон замер, поражённый не только трагическим исходом, но и внезапно осенившей его догадкой. Он оделся в скафандр и, даже не проверяя связь с компьютером, и стараясь не смотреть на многочисленные трупы, отправился добывать вожделенные сокровища. Все хитроумные вопросы робота получали безапелляционные ответы, совершенно не связанные с истиной («Расстояние до Луны?» -- «Два метра!»), но сказанные с той хозяйской интонацией, на которую и был запрограммирован робот-сторож. «Хозяин изволит пройти», -- робот неожиданно отодвинулся, открывая проход к вожделенным сокровищам.

Вид груд драгоценных вещёй, собранных с разных уголков Вселенной, мог бы заворожить и менее впечатлительных людей, чем наш герой. И когда прозвучал вопрос металлического сторожа: «А зачем тебе всё это?» -- «Тебе этого не понять», -- совершенно в другой интонации ответил незадачливый герой, слишком поздно сообразив, что экзамен все ещё не окончен, и вспышка лазера было последнее, что он увидел в своей жизни.

Да, именно таков урок для всех героев, позабывших, что, взяв высоту, её надо ещё удержать. Наши мудрецы обсуждают в Талмуде совсем, вроде бы, «абстрактный», чтобы не сказать хуже, вопрос. Кому следует отдать пальму первенства в мире животных -- льву или тигру? Их вердикт -- корона принадлежит льву -- связан с наиболее характерной позой двух представителей семейства кошачьих. Тигр -- это бросок, лев же -- это передние лапы на убитой антилопе и гордо поднятая голова: моё, попробуй, подступись!

Предпочтение львиной позиции означает, при всей несомненной важности победы (без неё, как говорится, извините), большую значимость следует придавать возможности воспользоваться её плодами. Для тех, кого доводы мудрецов не убедили, пример государства Израиль.

Самой большой военной победой Израиля была победа в Йом-Кипурской войне 1973 года. Израильские войска, форсировав Суэцкий канал, были в 100 километрах от Каира, ещё меньшее расстояние отделяло их от Дамаска. Целая египетская армия умирала от жажды в Синайской пустыне. Короче, военное поражение арабов было полным. Но именно победа в этой войне стала началом постепенного уменьшения территории, которой владело государство Израиль.

И общий вывод: испытание не заканчивается успешным прохождением препятствия, и это урок, который преподаёт нам Авраґам. Он, поднявшийся на немыслимую высоту после заклания Ицхака, продолжает и в самом низу быть тем самым скромнейшим человеком в поколении. Достигнутая им высота ничуть не мешает ему чувствовать себя ниже всех.

Дополнительный пример.

Мордехай после своего торжества -- в царской одежде, на царском скакуне -- возвращается на своё обычное место, к воротам царского дворца, и снова переодевается в мешковину, ведь плоды победы ещё следует собрать. На иврите глагол ленацеах означает не только «побеждать», но и «дирижировать», его общий смысл-- полное владение ситуацией. Победа, которая не даёт возможности дирижировать -- пиррова.

В качестве постскриптума несколько слов о цене, заплаченной Авраґамом. Давид, захвативший йевусейский Иршалем, считает тем не менее необходимым… заплатить за гору Мория (в недалёком будущем Храмовую):

«И дал Давид Орнану за место шестьсот шекелей золота. И построил Давид жертвенник Всевышнему…» (Диврей ґа-ямим I, 21:25).

Такое беспокойство наших величайших предков о двух местах в Стране Израиля даёт повод для размышлений, в особенности, если учесть иррациональное желание современных «палестинцев»-арабов владеть именно этими двумя супергорячими точками на планете. (Автору, в бытность его командиром пехотного отделения Йерушалаимской бригады, довелось слышать определение высокого чина израильской армии, объяснявшего командному составу бригады в 1987 году, ещё до начала первой интифады, что всего два места на Земле являются немедленным поводом для Третьей мировой войны -- пещера Махпела и Храмовая гора, естественно).

р.М-М.Гитик

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: