Friday, November 28, 2008

Толдот, 5769.

«Толдот»


Яаков как эталон прямоты

Имя третьего из праотцев более всего ассоциируется с хитростью и изворотливостью -- вспомним первородство, и чечевичную похлёбку, и «Я, Эсав -- первенец твой».

И потому уж совсем неожиданно утверждение мудрецов об эталонной прямоте Яакова. Его «небесное» имя Исраэль они читают как Яшар-Эль, то есть как «сила прямоты». Для понимания концепции мудрецов мы рассмотрим один, практически незаметный, эпизод из невероятно насыщенной жизни нашего праотца.

«И сказал Яаков Лавану: «Дай мне жену мою, потому что настал срок, и войду я к ней» (Бе-решит, 29:21).

Наше понимание этой фразы напоминает мне старый советский анекдот.

1950 год. Рабинович заходит в гастроном. Из продуктов питания только стиральный порошок американского производства.

-- Сам его ешь! -- в сердцах восклицает Рабинович.

К нему тут же подходят:

-- Вы кого имеете в виду?

-- Я?! Американского президента Трумэна, конечно. А вы о ком подумали?

Всё, что сказал «гарачий жених» 84 лет, это -- настало время рожать 12 колен Израиля, а то, что пришло в нашу голову, -- свидётельство нашей «искривлённости» этим миром. Вот мы и встретились с феноменом эталона прямоты. Ведь задача эталона -- указывать на отклонения. А теперь чуть-чуть физики.

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна обнаружила, что кратчайшее расстояние между двумя точками в пространстве нашей Вселенной -- отнюдь не часть идеально прямой линии. Искривлённость пространства делает траекторию светового луча в космосе весьма извилистой. Вот только чтобы обнаружить извилистость собственного жизненного Пути, необходимо иметь чёткое представление о том, что есть прямота.

Жизненный путь Яакова -- эталон прямоты, по которому мы можем выверять собственную кривизну (близко: крутизну). Тем из читателей, кому всё вышесказанное показалось умозрительным, а приобретение первородства и отцовских благословений законченным обманом, позволю себе задать маленький вопрос: «Благословения и первородство величины материальные или духовные?» Спасибо. Следующий вопрос (извините за еврейскую нахрапистость): «Кто ответственен за «бесперебойные поставки» духовного в материальный мир -- человек или Создатель?» Спасибо. А теперь последний, риторический вопрос: «Кого собирался обмануть Яаков?!»

Повторяю главный вывод: из трёх праотцев именно Яаков-Исраэль при всей кажущейся нам «хитросплетённости» его жизни является эталоном прямоты. И мы, изучая его жизнь, можем обнаруживать искривлённость собственного жизненного пространства.

Тройственность…всего

      «И отрыли слуги Ицхака… колодец. И спорили пастухи Грарские с пастухами Ицхака, говоря: «Эта вода наша!» И назвал этот колодец Распря, потому что оспаривали у него. И отрыли другой колодец, и спорили также из-за него, и назвал его Обвинение. И перешёл оттуда и выкопал другой колодец и назвал его Простор, и сказал: «Вот теперь дал нам Всевышний простор и размножимся в стране этой».

Бе-решит, 26:19--22

В очередной раз мы, путешествуя по недельным главам, встречаем совершенно, на первый взгляд, мелкую деталь и удивляемся: «А зачем Тора вообще об этом упоминает, и отчего так подробно?» И хотя символический смысл колодцев нам уже знаком (пути Духовности в этот мир, отрытые Авраґамом и засыпанные людской злобой в лице палестинцев-плиштим), но их поименование и последовательность событий наверняка имеют глубокий смысл.

Три праотца соответствуют трем периодам человеческой истории, трём ежедневным молитвам, трём праздникам-регалим (Песах, Шавуот, Сукот), и т. д. и т. п. Но нас, как вы уже догадались, интересуют в этом контексте три колодца: Распря, Обвинение (ненависть), и Простор.

Три колодца, объясняет раби М.-М. Шнеерсон*, параллельны трём храмам и периодам истории, им соответствующим.

Претензия к первому колодцу: «Вода наша!», напоминает мне прочитанную в детстве книгу «Фараон» писателя-графомана Болеслава Пруса. Увидевшая «свет» в 1897 году, она использовала последние достижения египтологии и утверждала (вместе со многими другими, по сегодняшним меркам, откровенными глупостями), что монотеизм евреи украли(!) у египтян.

Весьма напоминает утверждение ишмаэльтян--возжелателей чужого (кстати, характеристика их прародителя -- «его рука во всём и рука всех в нём» -- созвучна ивритскому слову «эйсэк», один из переводов которого «занятость всем»/«бизнес»/«желание всего»), что евреи украли подаренную на Синае Истину и в искажённом виде (Торы) «опубликовали» её на две тысячи лет раньше, чем Мохаммад получил от Аллаха (по-русски -- Всевышнего, корень «алла» - возвышать) право «опубликовать» Истину в первозданном виде Корана.

Ещё одно значение «эйсэка» -- «грабёж», «хватание» возвращает нас к причинам разрушения Первого Храма -- необузданности желаний, приводящей к самым тяжким преступлениям, к всему тому, что мы обсуждали в главе «Ноах». Короче, имя первой из проблем -- Ишмаэль, «отброс» жизнедеятельности Авраґама.

Второй колодец, отрытый пастухами Ицхака, вызывает реакцию, не оставляющую места не для сомнений, а для жизни. «Ситна» -- «обвинение», «ненависть» -- не претензия на уровне желания «это моё», а открытое отрицание: «Вся земля наша» -- вам нет места на этой земле. Образ «мечом своим живущего» Эсава, утверждающего свою властьимущесть и ненависть.

Очень интересны для определения двух основных сил, противостоящих еврейскому народу в истории, благословления нашим прародителям, которое они получают, «переходя на сторону евреев» (Ривка) и в момент наивысшего духовного достижения (Авраґам, заклание Ицхака).

«И благословили они Ривку, и сказали ей: «…и наследует потомство твоё города своих н е н а в и с т н и к о в» (Бе-решит, 24:60).

«И наследует потомство твоё города своих в р а г о в» (Бе-решит, 22:17).

Враг -- тот, кто претендует на то, что ты считаешь своим; ненавистнику же мешает само твоё существование. На иврите слова «любящий» -- «оґэв» и «враг» -- «ойэв» близки на корневом уровне. При этом причина распри (вражды) в случае урегулирования конфликта может стать причиной дружеских отношений. Ненависть -- это пропасть, которую ничем и никогда не отменить. Авраґаму, отцу Ишмаэля, говорится о врагах евреев, Ривке же, матери Эсава, об их ненавистниках!

И, конечно же, в качестве причины разрушения Второго Храма, мудрецы называют беспричинную ненависть.

Только Третьему Храму предстоит стоять вечно, только у третьего из праотцев все потомки были евреями. И третий колодец -- навсегда открытая всем истина!

О четвёртом колодце, том, чьё имя Клятва, мы заметим лишь, что он очевидный подарок-находка: «Пришли слуги Ицхака… и сказали ему: «Мы нашли воду» (Бе-решит, 26:??).

Вопрос сюжета

«Толдот» состоит из двух сюжетных кусков. История Эсава и Яакова разрывается (не только сюжетно, но и хронологически) историей взаимоотношений Ицхака с авимелехом Грарским.

О чём хочет сообщить нам Тора, обрывая сюжетно-хронологическую ткань повествования о противостоянии Яакова Эсаву, вклинивая в него более раннее столкновение Ицхака с филистимлянами-палестинцами?

Правильная оценка претензий палестинцев связана со званием, которое носил их царь -- авимелех.

«Он называл себя Ахад ґa-ам [Один из народа]» (Комментарий Раши на Бе-решит, 26:10).

Литературная иллюстрация -- фантастический рассказ Уильма Тенна «Проблема служения». Во главе государства стоит Слуга народа, в лохмотьях являющий себя наэлектризованным толпам исступлённо вопящим: «Служи нам, служи нам». Высшая степень гордыни -- гордиться показной скромностью. Эта самая отвратительная из человеческих черт (по еврейской шкале ценностей) -- визитная карточка палестинцев.

Основная идея комментария о функции палестинского народа в истории принадлежит раву Мордехаю Эйлону. Сначала «договоримся о терминах». Император Адриан Элиа, великий ненавистник евреев, был тем, кто вызвал к жизни давно погребённое название Палестина (взамен нетерпимого -- Йеґуда/Иудея). «Плиштим» -- на иврите «агрессоры», «вторгнувшиеся» -- обозначение народа, чей «инстинкт завоевания» в течение всего периода Судей не позволял еврейскому народу утвердиться в Стране Израиля.

Шимшон, «Машиах в потенциале» (определение рава Десслера), был первым, кому удалось поколебать их могущество, ценой своей жизни. И только Давиду, «мелех Исраэль», удалось сломить эту невероятную гордыню. (В недельной главе «Бе-шалах» из книги «Шмот» мы с помощью комментария рава Моше Зайнштейна увидим, сколь необоримой была готовность палестинцев-филистимлян отстаивать свою властность.)

Палестинский народ соединяет в себе черты Ишмаэля (врага) и Эсава (ненавистника) и не позволяет евреям и овладеть страной Израиля. Именно поэтому Тора нарушает «обычный» ход сюжета и вклинивает в противостояние Яаков--Эсав вражду и ненависть палестинцев.

Мне, вслед за равом Эйлоном, кажется более чем естественным видёть в нынешних палестинцах духовных наследников «врагоненавистников» Израиля и тем самым сильнее молить Всевышнего избавить свой народ и послать сына Давида как можно скорее!

р.М-М.Гитик

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: