Friday, December 12, 2008

Ваишлах, 5769.

Ваишлах

Стоимость слов праведников

      «И разделил [Яаков] народ, который с ним, мелкий и крупный рогатый скот и верблюдов на два лагеря. И сказал: «Если нападёт Эсав на один из них и поразит его, и будет оставшийся лагерь спасён».

      Бе-решит, 39:8--9

Решение Яакова разделить силы перед судьбоносным сражением вызывает, по меньшей мере, недоумение. Именно концентрация всех сил для решающего удара -- залог победы. Исторических подтверждений тому достаточно. Взять конец ста дней Наполеона. И лорд Веллингтон, и Наполеон, не ожидали битвы у Ватерлоо и разделили свои войска. Победили в сражении союзники, поскольку им раньше удалось вернуть и ввести в бой недостающую часть армии. Гибельность тактики разделения очевидна. Уничтожение вражеской армии по частям -- мечта любого полководца.

Следовательно, расчёт Яакова на спасение одного из двух лагерей использует не военную логику, а нечто иное.

Существует в еврейской традиции правило: «Цадик решает, а Всевышний исполняет». Смысл его не в «услужливости» Творца, и не в безапелляционности еврейских праведников-мудрецов. Удельный вес слов, произносимых человеком, намного превосходит всё то, что мы в них иногда… не вкладываем. Сказанное в сердцах «Чтоб ты провалился!», конечно, не приводит к немедленному появлению трещины в земной коре, но сильнейшим образом ударяет по духовному уровню произносящего и… слушающего. Отсюда идут строжайшие запреты Торы не только на проклятия, но и на любую отрицательную информацию.

Наши праведники (подобно самой Торе) не отличаются излишней словоохотливостью. Каждое произносимое ими слово имеет невероятно высокий удельный вес.

А теперь процитируем нашу прамаму Ривку:

«Вот Эсав, брат твой утешается [мыслью] убить тебя… зачем мне лишаться вас обоих в один день» (Бе-решит, 27:45).

Слова эти для Яакова прозвучали приговором. Яаков и Эсав, сообщает традиция, были действительно похоронены в один день. И всё, что сделал Яаков, дабы обеспечить спасение хотя бы одного из лагерей, -- создал между ними расстояние в 24 часа. Намёк на это рав Эпштейн, автор этого комментария, усматривает в словах Яакова:

«А мелкий и крупный скот у меня кормящий, и если гнать их один день, и погибнет весь скот» (Бе-решит, 33:13).

В самом страшном варианте -- гибель Яакова повлечёт за собой гибель Эсава в течение следующих 24 часов, а его сообщники, потеряв главаря и цель (месть) естественно, перестанут быть опасными. (ПОЧЕМУ??)

Весомость произнесённого нашими праведниками продемонстрируем на материале современности.

1921 год. Литва. К знаменитейшему Хафец Хаиму заходят обеспокоенные ученики. Советская власть установилась «всерьёз и надолго», её отношение ко всему еврейскому известно, что же будет? Ответ Хафец Хаима: «Что я вам скажу, детки (ему в этот момент более ста лет). Ну, сколько продержится эта власть? Ну, лет семьдесят».

В августе 1991-го закончилась власть Советов. Могла бы закончиться годом позднее или ранее. Я не знаю, как вам, а по мне, конец её в 1991 году -- дань уважения к словам Хафец Хаима.

Укус словами

      «И поднял [Эсав] глаза и увидел женщин и детей, и с к а з а л: «Кто эти тебе?» И сказал [Яаков]: «Дети, которыми одарил Всевышний твоего слугу».

      Бе-решит, 33:5

Мне бы хотелось начать c комментария рава Эпштейна. Вопрос Эсава более чем риторический. Догадаться, что женщины -- это жёны, а дети -- это дети, мог бы и человек менее проницательный, чем Эсав. Следовательно, Пятикнижие «невопросностью» («и сказал» вместо «и спросил») прямо намекает на желание Эсава задеть Яакова его женитьбой на четырёх сёстрах. Если перевести его слова на язык интонаций, то это будет звучать приблизительно так: «Ты, -- говорит, -- у нас праведник, большой праведник, всю Тору соблюдающий, так? А кто эти женщины, не сёстры, нет? А что Тора, так тобою уважаемая, по этому поводу говорит? А?!»

И тогда ответ Яакова «[Это] дети, которых дал Всесильный» приобретает куда более глубокий смысл, чем могло показаться на первый, поверхностный взгляд. Ведь если забыть об «эталонности» Яакова, может показаться, что наш праотец увильнул от ответа. У него спросили о жёнах и намекнули на «незаконность» детей, а ответ был исключительно о подаренных Творцом детях.

Для понимания ответа Яакова, «зачислившего» жён в категорию детей, подаренных Всевышним, нам придётся совершить коротенькое путешествие в мир еврейского Закона.

Как вы думаете, по кому сидит шив'а* гер*? Ведь гер подобен новорожденному, и все его родственные связи остаются лишь на уровне уважения. Гер сидит шив'а по учителю -- по тому, благодаря кому он стал евреем и который считается его духовным отцом. Сёстры, принявшие иудаизм, не считаются сёстрами, и запрет Торы на них, как на сестёр, не распространяется (запрет на подобную женитьбу ввели в качестве ограды мудрецы). Суммируя, получаем: все жёны Яакова приняли иудаизм благодаря ему и, следовательно, являются его духовными дочерьми, с одной стороны, и не являются сёстрами, по определению Торы, как принявшие еврейство -- с другой. Потому все они -- дети иудаизма, данные Всесильным Яакову.

Мораль же данного комментария следующая. Эсав, как известно, пытался убить Яакова, мидраш сообщает, что даже его «братский» поцелуй при встрече тоже был попыткой покончить с Яаковом (только зубы оказались «коротки», и обломились о шею нашего праотца). И его словесный укус есть попытка в духовной плоскости избавиться от ненавистного продолжателя Авраґама и Ицхака.

Двумя способами наши ненавистники избавляются от «еврейского засилья» -- методом Хмельницкого--Гитлера и «братской любовью», она же «охота словами» (по Пятикнижию Эсав отлично охотился именно устами). Причём, следует отметить, что количество убитых Гитлером значительно уступает количеству ассимилированных «братской любовью».

Кому многое дано, с того много спросится

      «И умерла Рахель… И было, когда Исраэль жил в той стране: пошёл Реувен и лёг с Билґой, наложницей своего отца, и услышал Исраэль...»

      Бе-решит, 35:19--22

Столь вопиющее преступление заслуживает, скажем так, «чуть более активной» реакции, чем принятие к сведению: «и услышал Исраэль». Ещё более удивительно попустительство Творца: Реувен не только не наказан, но даже не лишён первенства. Буквально в следующем предложении сказано:

«И стало у Яакова двенадцать сыновей. Сыновья Леи: п е р в е н е ц Я а к о в а Реувен» (Бе-решит 35:23).

Раши объясняет, что поступок Реувена был на самом деле «демонстративно лечь на постель Билґи». Но если так, зачем тогда Пятикнижие говорит о прелюбодеянии?

Если мы вспомним, что наши прамамы Рахель и Леа, символы Галута и Геулы, а Бильґа и Зильпа из «психодвойники», то многое станет очевидным.

Смерть Рахели приводит к тому, что Яаков переносит свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. Ведь Бильґа -- это Рахель-Галут. Реувен -- первенец Леи-Геулы, совершает тот проступок, который затем на протяжении тысячелетий еврейской истории будут повторять многие еврейские праведники и неправедники. Проступок, чьё имя «дхикат ґа кец» -- «приближение конца». Вам наверняка знакомо это чувство, когда ждать остаётся совсем немного и безумно хочется, чтобы это уже произошло сейчас же, немедленно.

«Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима, газелями или ланями полевыми: не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она» (Шир ґа-ширим, 2:7).

Прямо и недвусмысленно -- любовь (Всевышнего) -- причина! Любая попытка «кинуться Ему на шею», мягко выражаясь, неуместна. Преждевременная любовь называется, прелюбодеянием Первенец Геулы -- тот, кто должен первым возвестить о её приходе, торопит время. Смерть Рахели воспринимается им как конец Галута, и пусть скорее воссияет Свет Истины!

Мотивация поступка Реувена очевидна. Он увидел в Яакове Исраэля (на это намекает и Пятикнижие: «и услышал Исраэль») и в самой решительной (демонстративной) форме потребовал перенести «штаб-квартиру» Яакова к Лее-Геуле. Но -- увы-увы...

Прежде чем оказаться в мире следующем, следует до конца пройти коридор этого мира. И поступок Реувена стал прототипом множества ошибок в истории нашего народа -- от золотого тельца и до лжемессии Шабтая Цви.

К сожалению, и сегодня слышен отзвук той демонстрации. Евреи с «коротким дыханием» кричат о необходимости «автоэмансипации»-самоизбавления.

Еврейский рецепт -- алгоритм действий нашего народа в ситуации невыносимой, мы обсудим в недельной главе «Ва-эра» книги «Шмот». Ведь Исход из Египта -- прообраз нашего конечного Избавления.

р.М-М.Гитик


Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: