«Ваеце»
Средство для Цели
«[Я всегда] с тобой и сохраню тебя везде, куда ни пойдёшь, и возвращу тебя в эту страну, ибо Я не оставлю тебя, покуда не сделаю всего, что Я обещал тебе». И пробудился Яаков от сна, и сказал: «Действительно, это место пребывания Всевышнего, а я и не знал».
Бе-решит, 28:16--17
Лестница Яакова, всё предстоящее, вся система управления не только нашего, но всех миров и многое, многое другое было раскрыто нашему праотцу в ту невероятно насыщенную пророческую ночь.
Но я хочу обратить наше внимание на деталь, кажущуюся вполне технической на фоне грандиозного откровения пережитого Яаковом. Раши комментирует слова «А я и не знал» так: если бы знал, не спал бы в таком «выделенном» месте.
Простите, как это не спал бы? Весь полученный духовный заряд (не столько для себя, сколько для всего будущего народа), подаренная близость к Творцу -- всё это не стоит невольного неуважения, проявленного по незнанию Яаковом. Ведь очевидно, всё было заранее «подстроено» Всевышним (мидраш специально говорит о преднамеренно ранннем закате, чтобы заставить Яакова заночевать именно на горе Мориа), а следовательно, речь не идёт о случайном неуважении, но о категории вынуждения, выборе Творца.
Но проблема «цель оправдывает средство» решается Яаковом однозначно. Средство -- органическая часть цели. Отсюда любой, как угодно, малый недосток в средстве есть по сути недостаток самой цели.
Важность урока, преподанного нам Яаковом, нельзя переоценить. Нет и не может быть цели, оправдывающей средство.
Драматический четырёхугольник:
Лаван, Яаков, Рахель и Леа
История женитьбы Яакова на дочерях Лавана относится к тому разряду сюжетов Пятикнижия, которые возможно по недомыслию отнести к необходимым подробностям частной жизни праотцев. Подробностям, нужным для связанности изложения и правильности представления о происхождении еврейского народа. При таком восприятии оказывается, что хитроумец Лаван заставляет Яакова жениться на обеих дочерях, а не только на любимой Рахели, а Леа и Рахель -- соучастницы обмана. Короче, чего только в жизни не бывает. Вот только жизнь эта -- наших праотцев. А, следовательно, как уже не раз было сказано, попав в Тору, перипетии их жизни приобрели вневременное существование на уровне идей. И первая задача, которую необходимо решить для установления контакта с текстом Пятикнижия -- это взорвать обычные представления о рассматриваемом сюжете.
Такой интеллектуальной «миной» под привычные образы будет вопрос, который задаёт Леа Рахели в ответ на просьбу последней поделиться с нею мандрагорами, собранными Реувеном, первенцом Леи. «И сказала Рахель Лее: «Дай мне, пожалуйста, несколько мандрагор твоего сына». Но та сказала ей: «Мало тебе, что забрала ты моего мужа и [хочешь ты] забрать мандрагоры моего сына» (Бе-решит, 30:14--15).
Простите, не понял, кто у кого мужа забрал?! Есть предел человеческой неблагодарности. Рахель подарила Лее свою брачную ночь, сделала возможной хупу с Яаковом, отдав своей сестре знаки, переданные Яаковом своей невесте. И это говорит прамама Леа, родившая шесть колен Израиля?!
Ещё одно слово, появляющееся также, как и слова Леи, после событий, которые мы собираемcя рассмотреть, не даёт возможности относиться к системе отношений связывающих наших четырёх персонажей, как к чему-то обычно-понятному. Это слово «ненависть» – снэ: «И увидел Всевышний, что н е н а в и с т н а Лея, и открыл чрево её…» (Бе-решит, 29:31). Да нет, я знаю, что все переводы и все комментаторы объясняют, что Леа была менее любима, но простите, зачем Тора употребляет слово «ненависть»? Ведь есть разница между «менее любима» и «ненавистна».
Итак, я надеюсь, что мне удалось поколебать вашу уверенность в том, что вы знаете эту «историю». И теперь, когда всё снова, слава Б-гу, непонятно, мы можем начать… учиться.
Желающие узнать продолжение «истории» приглашаются приобрести книгу р.М.-М.Гитика. Ззаказы можно направлять по адресу: lilevi@yandex.ru
Праведники, которым плохо,
мерзавцы, которым хорошо
В свете вышесказанного представляется возможным дать объяснение изредка происходящему в нашем мире: гладкости жизни мерзавца и уйме проблем, усложняющих жизнь праведнику.
Совершенство движений (по жизни), неутомимость, постоянная дорогоодетность и самозаботливость -- несомненные признаки… марионетки. Искусственность (от «искусство») совершенна, как и положено, уважающей себя иллюзии.
Возникновение препятствий на пути к Добру -- необходимое (но, к сожалению, недостаточное) условие Движения!
Около 150 лет тому назад в Марокко три еврея попали в плен к разбойникам. Те попросили за них большой выкуп. Рав общины, к которой принадлежали заложники, объявил о сборе средств. Евреи, знавшие о том, как важна мицва выкупа пленных евреев, начали приносить свои пожертвования. И вдруг, ближе к вечеру, рав объявил, что сбор денег временно прекращается. Удивлённые евреи тщетно ждали объяснений странному решению день, два, а на третий выяснилось, что вся история заложников… выдумана самими же горе-заложниками. Таким нестандартным способом они решили поправить своё материальное положение.
Когда у рава спросили, как он догадался, тот ответил: «Мне известно от моего учителя, что всякое доброе дело обязательно наталкивается на препятствия. Нам же уже в первый день удалось собрать почти всю требуемую сумму. Тут у меня закралось сомнение, и я решил подождать».
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
р.М-М.Гитик
No comments:
Post a Comment