Ваешев
Две женщины, две судьбы
«Она [Тамар] послала к свёкру своему сказать: от человека, которому [принадлежит] это, я заберемела. И сказала: Узнай, пожалуйста, чьи это печать, ремешки и посох». Берешит (38:25).
«И было: как увидела она, что он оставил в руках её одежду свою и выбежал наружу, то созвала она дворовых и сказала им: «Посмотрите, он привёл человека, ивриянина насмеяться над нами» Берешит (39:14).
Это, во-первых, история Тамар и Йеhуда, которая в полном соответствии с заголовком будет рассматриваться в зауженно-женском аспекте*. А также сюжетно соединённая с ней история «совсем другой женщины» в триллере «Йосеф и жена Потифара», которая даже по имени в Торе не названа, - не заслужила она имени, и нам предстоит увидеть, отчего. Связь между этими двумя героинями можно выразить их «общей» характерной чертой - жертвенностью. Вот только во всём, что качается второй из них, это качество следцет понимать как взятое в кавычки.
Очень точно его убийственно-иронический смысл про-слеживается через анекдот моего раннего детства, один из первых анекдотовмною понятых. Нет, не самый первый из трёхлетнего возраста: «В каком кармане Хрущёв носит расчёску», а лишь один из самых первых, видимо, связанный с событиями на острове Даманском в 1969 году:
Американец, русский и китаец летят в самолёте, естественно, без парашютов. И, естественно, самолёт начинает свой последний путь к земле. Один парашют всё-таки обнаруживается. И чтобы решить возникшую проблему, американец открывает дверь и кричит, выбрасываясь без парашюта вниз:
-- За великую Америку!
А русский берёт китайца и, крича:
-- За Советско-китайскую дружбу! -- выбрасывает его без парашюта.
Именно так будет обрисована «жертвенность» Потифарихи. Но начнём мы наше исследование весьма традиционно, с вопроса: «Чем, простите, заслужила Тамар в истории с Йеhудой, честь быть мамой Машиаха?*». Ответ в свете вышесказанного ожидаем, хотя и не очень понятен. Тамар тем заслужила высокое звание «Мама Машиаха», что была готова пожертвоваать этим высочайшим положением при малейшем подозрении в «некашерности» средства! Она, имея вещественные доказательства собственной правоты, боялась хоть сколько-нибудь поставить в неудобное положение Йеhуду, а Йеhуда - судья и, по совместительству, главное заинтересованное лицо. Она отдаёт эти вещественные доказательства - единственное свидетельство её невиновности - главному заинтересованному лицу, который находится в ситуации, в которой ему «неудобно» признавать её правоту. Поступок Тамар - отказ от жизни; а ведь она знает, что носит Машиаха под сердцем, и тем не менее, она жертвует не просто собой, она жертвует всем будущим. Потому что ей такое «маленькое» правило: «наше светлое будущее не может быть концом залитой кровью тропин ки». Более того, даже слеза одного ребёнка не может мостить тот самый мост, который ведёт нас в наше светлое будущее. Эта известная тема очень хорошо обыгрывается у Урсулы ле Гуин в рассказе «Те, кто уходит из Омеласа».
В городе всё замечательно, всё хорошо, но из него постоянно уходят люди. Под ним в самом тёмном подземелье сидит очень бедный и несчастный ребёнок, к которому даже экскурсии водят, потому что написано, что город стоит на его страданиях.
И всё же есть люди, которые оттуда уходят; не выдерживая такой счастливой жизни, построенной на слезах ребёнка.
Помните сожаление нашего праотца о ночлеге на Храмовой горе, том самом, что дал «лестницу Яакова»? Оно «ставкой больше, чем жизнь» подтверждает незыблемость фундаментального законоположения: средство - органическая часть цели (если в кусочке кугла, который вы попробовали, не хватает соли, то позвольте мне предположить, что её не хватает во всём кугле).
А теперь начинается история совсем другая. В аналогичной ситуации оказывается жена Потифара. Понимаю ваше недоумение; ведь нормально история Йосефа и жены Потифара воспринимается как весьма распространённый сюжет «Барынька и красивый раб». Что может быть проще? Нет, Йосеф, конечно, очень красивый юноша, но, имея богатого мужа-евнуха, она на его-свои деньги могла и получала сколько угодно красивых юношей.
Вспомните эти египетские нравы! Скажем, неучастие в оргии - очевидный антиобщественный поступок, подобный неприходу на комсомольское собрание в Советское время; то самое уникальное и неповторимое, когда могли происходить и происходили с советскими вельможами следующие казусы:
Хоромы Алексея Николаевича Толстого, 1937-й год, стук в дверь, вышколенный слуга открывает и на вопрос, где А. Н. Толстой (или, как его звали «другой Толстой»), он отвечает: «Господин граф ушли на партсобрание».
Времена и нравы: увы, увы. Даже тот интим, который смогла обеспечить себе Потифариха, был создан весьма просто: все ушли на «собрание». Так что рассматривать эту историю как прихоть барыни, даже просто из общих соображений, глупо. Тогда, извините, что это ей так «приспичило»? Ответ: конечно же, идеология. Без неё не будет такого желания. Простите, что за идеология? Сейчас увидим, но прежде замечу: потому эти истории звучат в Торе рядом, что обе параллельно, не пересекаясь, замешаны на столкновении идеалов и интересов личности. И более того, обе они о рождении и нерождении Машиаха. Навязчиво-страстное желание любвеобильной жены Потифара родить Машиаха бен Йосефа связано с тем, что астрология в Египте была абсолютно точная наука, которая предсказала, что из её потомства произойдёт Машиах: представляете, - гороскоп, с печатью утверждающий, что ей предстоит родить Машиаха, ни больше, ни меньше! От кого? От Йосефа! То есть, она извините, не похоть удовлетворить хотела, всё обстояло куда серьёзней. И не только сё стороны. Оцените серьёзность испытания Йосефа.
* Машиах сын Давида сына Ишая сына Оведа сына Боаза (история Моавитянки Рут), который был сыном Сальмы сына Нахшона сына Аминодава (глава колена Йеhуды, первым бросившимся в воды моря Суф (Последнего, Крайнего). Отцом Аминодава был Рам, его отцом был Хэцрон, отцомкоторого был Пэрэц, первенец Йеhуды и Тамар.
Главный урок Йосефа
Знаете, что значит удержаться в подобной ситуации? Когда все - все! - разумные доводы дают одно и то же решение: надо лечь с этой женщиной. Астрология утверждает - всенепременно; на более житейском уровне - ты раб, ты бесправен, тебе угрожает смертельная опасность. Насколько велико было испытание, пройденное Йосефом, можно судить по вознаграждению, о котором мы знаем из Устной традиции. Мудрецы специально оговаривают, комментируя это, что за каждое не сделанное им движение он получил награду.
За то, что даже пальцем не коснулся жены Потифара, - фараон надел на его палец перстень; за то, что не наклонил к ней шею, получил Йосеф ожерелье; но самая главная награда ему и всем нам (!) была какой? «…и сделал [Всевышний] море сушею, и расступились воды [моря]» Шмот (14:21), - разрыв вод последнего моря (Ям суф). То, что Всевышний их разорвал, - это было из-за Йосефа. Это - самое главное - было ему дано за то, что оставил рубашку.
Объясняет рав Шмуэлевич, как может быть, что его, мягко выражаясь, немужское поведение, явилось причиной чуда? Ведь что надо было сделать? Совершенно очевидно, что эта весьма существенная деталь одежды будет единственным вещественным доказательством его вины. Посему, когда он увидел, что рубашка осталась у Потифарихи, надо было просто вырвать её! Он же вполне «справный» мужчина, а она вполне «субтильная» дамочка. Применяя умеренные методы физического воздействия, можно было «вопрос» закрыть. Ведь вопрос же был о жизни и смерти; ему в противном случае грозила казнь, это же не шуточки! Но, житейской логике вопреки, важнейшим из духовных достижений всей жизни Йосефа был «побег» - так однозначно полагают мудрецы.
Из вышесказанного рав Шмулевич делает важнейший вывод по поводу «Ецер hа-ра». Главный метод борьбы с «Ецер hа-ра», - даже не вступать с ним в борьбу! Помните, чем мудрый отличается от умного? Мудрый не оказывается в тех ситуациях, из которых умный может найти выход. Он просто в них не попадает, т.е. уходит от столкновения с «Ецер hа-ра». Йосеф бежал, потому что промедление - смерти подобно в таких ситуациях. Не забывайте, её внешние данные были очень располагающими, т.е. то испытание, перед которым стоял Йосеф, нельзя переоценить: это невероятно тяжёлое испытание! И наш, подчёркиваю - именно наш, Исход их рабства у собственного эго, зависит от того, как мы учим главный урок Йосефа: зная о собственной слабости, поставить для себя ограду.
Представьте себе еврея, знающего за собой слабость к спиртному. Его свобода выбора заключается в одной-един-ственной вещи - приближаться к горячительным напиткам или избегать их как огня; даже близко не подходить к тем местам, где их продают.
Построить клетку из оград вокруг собственных слабостей, запереть внутреннего Амалека в неё - это алгоритм выхода из внутреннего Египта, который мы учим у Йосефа, сына Яакова.
Урок царственности Йеhуды
Рассмотрев духовный подвиг Йосефа, мы, исходя из заведомо высоких стандартов, отваживаемся на «приступ» высоты и вовсе заоблачной. Рождение Машиаха потребовало буквально сверхъестественного напряжения и Тамар и Йеhуды. И если главный урок Йосефа связан с ненарушением запретов, урок Йеhуды и Тамар объясняет, что требуется совершить.
А сейчас о Потифарихе, - ведь более умную бабу ещё поискать надо! Вы только посмотрите, как она ведёт себя, находясь в ситуации, в которой, как говорят шахматисты, трудно дать хороший совет. Сами посудите: почему она поднимает крик? Потому что она понимает, что Йосеф, который выбегает из её комнаты в разорванной рубахе или вообще без неё, наверняка будет кем-нибудь замечен, хотя сейчас никого нет, но наверняка всегда в таких ситуациях кто-то что-то увидит и сделает соответствующие выводы, а вот это уже «стыдуха»!
Йеhуда, конечно же, мог «замять» дело, получив вещдоки, объясняющие ситуацию с Тамар. Что он мог сделать, и наверняка разумно было бы сделать? Заявить: «Дело передаётся на доследование! Вскрылись новые обстоятельства!». Ну, а дальше - тихо, мирно уходим в «Аляску». Помните, как Митенька Карамазов, и всё шито-крыто. Грязное бельё перед свиньями не стирают! Пардон, перед народом.
Говорят мудрецы, что до конца его жизни голопузые ребятишки бегали за Йеhудой, показывали на него пальцем, держались за свои голые животики и хохотали. Они своим ребяческим умишком не могли понять конкретных обстоятельств, но они очень хорошо поняли и осознали, что этот дядя совершил что-то очень смешное, гадкое и некрасивое. Только представьте себе эту картину: Йеhуда встаёт перед всем честным народом (а он был судьёй почему? - да потому, что его праведность была общепризнанной, его справедливость, его ум, - были эталоном) и рассказывает, что шёл он однажды по дорожке и, сам не зная почему, свернул к проститутке, - это уже смешно. Но то, что он не узнал в проститутке собственной невестки, это вообще обхохочешься. Что и делали голопузые ребятишки и не только они, - до конца его жизни все смеялись ему вслед, и единственной причиной тому был выбор, сделанный Йеhудой: возглавляя этот суд, встать и всё это рассказать. Простите, его за язык кто-нибудь тянул?! Без сомнения, сжигать беременную женщину, да ещё, оказывается с твоим ребенком, да ещё, оказывается, с Машиахом, - это же «безнравственно». Ну и не надо её сжигать: «дело передаётся на доследование», в чём проблема?!
Теперь мы можем оценить величие Тамар, которая понимала, в какой непростой ситуации окажется Йеhуда, и она сделала всё от неё зависящее, чтобы ему не пришлось краснеть. А для этого она была готова быть сожжённой, утверждая своим поступком - лучше быть на костре, чем создать ситуацию, в которой человек сказал бы: «Да я бы лучше сквозь землю провалился, чем испытывать этот стыд». Огонь стыда = огнь ада.
Умная голова, да досталась...
Обстоятельства, исходя из которых вынуждена действовать Потифариха, внешне весьма напоминают обрисованные выше. Представляете: стыд-то какой будет, если станет известно (а ведь точно станет известно!), что он выскочил из её спальни - т.е. ей, Потифарихе, отказал! Это же, знаете, смеху будет на весь Египет! И как эта хитрющая баба умудряется совершенно безвыходное положение обратить в абсолютно беспроигрышную ситуацию?
Во-первых, лучшая защита - нападение. Это все женщины знают, тут ничего нового Потифариха не придумала; но зато как элегантно она всё это обставляет - это же поучиться надо!
«И было, когда увидела она, что оставил одежду, рубаху в её руке и убежал наружу».
Очевидно: она понимает, что его увидят бегущим без важного предмета одежды из её спальни, и вызвала всех людей из дома своего, сразу, - всех своих рабов. Рабы - не слуги! Какая должна быть у них реакция на то, что раб посягнул на «честь и совесть нашей эпохи» (их госпожу)? Я так думаю: они должны ведь перемигиваться, хихикая, - парень не промах, а свой же, наш, из рабов!
Но Потифариха совершенно «лёгким движением руки» превращает Йосефа из героя в чужеродного выскочку по старо-советскому рецепту: «Этот товарищ, товарищи, нам совсем не товарищ!». Понимаете, Йосеф не просто оказывается виновным (дело не в вине, а в том, что все ей сочувствуют и все на её стороне). Это надо же, рабов на свою сторону перетянуть против раба?! Так это делается:
«И сказала им [рабам] так: «Посмотрите, привёл к нам этого еврея [то есть мы-то с вами честные граждане, а вот к нам привели этого еврея, а мы же все его не любим] насмехаться над нами [не надо мною он насмеялся -- над всеми нами, честными египтянами, над нашими лучшими египетскими традициями]. Пришёл ко мне лечь со мной. И звала я [вас всех] громким голосом. И было, когда он услыхал, как я зову громким голосом, и оставил свою рубаху у меня, и убежал, и выскочил наружу» (Бе-решит, 39:14--15).
Запомните замечательное правило: «Когда вы лжёте - как можно больше правды, как можно больше!». Чем больше правды будет во лжи, тем легче вам поверят. И ещё один «Советский закон»: факты можно извращать, как угодно! Но их не надо заменять на другие, потому что любое событие можно повернуть, как заблагорассудится.
А где же муж, господин Потифар, во всей этой истории?
Обратите внимание на совершенно уникальные способности сей дамочки. Я собираюсь сравнить её, ни более, ни менее, как с величайшим злоумышленником, хитроумнейшим hАманом. Отчего hАман не может спастись? Потому, что в одном месте, одновременно, находятся и Эстер и Ахашверош, которым hАман должен, спасения ради, говорить прямо противоположные вещи. (Эстер: «Да я евреев люблю в глубине души, да если бы я знал, что моя обожаемая царица - еврейка…»; Ахашверошу: «Да евреи - подлейшие недочеловеки, да их…»). И не может быть прямо противоположных вещей, когда они вдвоём. В нашем «кино» Потифариха проводит предварительную работу со всеми своими рабами и выдаёт им потрясающую версию: что ивриянин над всей египетской нацией хотел насмеяться. Для мужа же готовится совершенно другая версия. В основе её простая и избитая тактика - агрессивность, агрессивность и снова агрессивность, - нет лучшей защиты, чем нападение!
«И говорила ему вещи, похожие на те [которые говорила раньше], так: «Пришел ко мне раб-еврей [ чувствуете, слово, которое не звучало прежде], которого ты привёл к нам, чтобы посмеяться надо мной» (Бе-решит, 39:17).
Те же патриотические чувства («ты же египтянин, кого ты привёл?!) плюс претензии к мужу («ты же, муж, во всём и виноват!»). В «рабском варианте»: «насмеяться над нами»; в интимно-семейной версии: «насмеяться надо мной». «Рабский вариант»: «Он не меня оскорбил, он же наш египетский народ оскорбил в моём лице!». Мужу она говорила совсем по-другому: «Он же пришёл насмеяться надо мной! Ты же, мерзавец, его привёл, чтобы надо мной и насмеяться, а?! Так ты же и виноват».
«И было, когда я подняла голос свой, и позвала, [Йосеф] оставил свою рубаху у меня и убежал» (Бе-решит, 39:18).
Отсутствие свидетелей очень тонкое место. Так она позвала их тут же -- вор-то не будет звать! А она, вишь, тут же закричала, просто они не слышали.
«И было, когда услышал господин слова своей жены, понял Потифар, всё, что говорила ему, о всех тех вещах: «сделал мне твой раб», воспылал его гнев» (Бе-решит, 39:19).
Её версия-претензия: твой раб тебя же и подставил, т.е. я на тебя сержусь из-за твоего же раба.
Помните анекдот о «Советско-китайской дружбе», с которого мы все начали? Тамар приносит в жертву себя, чтобы, не дай Б-г, не обидеть и ни капельки не задеть Йеhуду, жертвует не собой только лишь, а всем то, ради чего она живет, всем, в чём смысл её существования. За что и получает право стать мамой Машиаха. А чем жертвует в аналогичной ситуации Потифариха? Йосефом, - это буквально то, что делает русский, выкидывая китайца из самолёта, во имя Советско-китайской дружбы.
р.М-М.Гитик
Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
No comments:
Post a Comment