Monday, December 22, 2008

Микец, 5769.

Микец, 5769.


Уважаемые господа, шалом.

23.12.08 – йом шлиши – состоится урок р.М.-М.Гитика по адресу ул. Бейт а-Керем, 17. Начало в 18,30.

Шабат шалом.

С уважением, Александр Хмельницкий

Сны и их толкование

«И обратился начальник виночерпиев к фараону, сказав: «Грехи мои вспомнил я сегодня. Фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и начальника пекарей под стражу в дом начальника палачей. И приснился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон со своим смыслом. И был там с нами молодой иври, раб начальника палачей, и мы рассказали ему, и он истолковал наши сны: каждому согласно его сну истолковал он…» Берешит (41: ).

Сказано у мудрецов: «Откуда мы знаем, что все сны идут за их толкованием? Как сказано: «И было как растолковал нам [Йосеф], так и случилось» Берешит (41:13) - Трак-тат Брахот (55:2).

Несколько слов о сновидениях. Вот уже 40 лет, как наука установила их необходимость в механизме человеческой психики. В начале 60-х гг. группа добровольцев вызвалась быть «подопытными кроликами» на предмет исследования «обязательности» снов. Этих молодых людей будили, как только они начинали видеть сон. Им поднимали веки, и как только глазные яблоки начинали «бегать» (когда мы видим сон, мы как будто действительно смотрим), их безжалостно поднимали. На третий день этого весьма жестокого эксперимента подопытные начали галлюцинировать, т.е. видеть сны наяву.

Рав Десслер объясняет, что любой духовный контакт человека происходит посредством его мозга. Или, как образно выражают эту идею мудрецы: душа, связываясь с телом, оказывается «взаперти» и её «сигналы» посылаются только на скудно-рациональном языке нашего мозга. И, сказали они, потому после нарушения нормальной связи духовного и материального миров (т.е. разрушения Второго Храма) нечто подобное пророческому дару будет только у детей и сумасшедших. В «переводе» рава Десслера эти слова мудрецов означают, что лишь в случае нарушения функции головного мозга душа способна передавать явные сигналы из духовного мира. Неразвитый мозг ребёнка или «испорченный» сумасшедшего создают ситуацию «глухая стена с дырами», и позволяет «проходить» информации «от души» без обычной зашифрованности.

Состояние сна, когда сознание временно погашено, как нельзя лучше подходит для бесконтрольного прохождения информации «от души». Вот только, работая «вхолостую», мозг «от себя» может добавлять всевозможные, подчас никак не связанные, образы. Добавим к вышесказанному свободу выбора и получим важнейший вывод: интерпретация сна есть его «заземление», т.е. «все сны идут за их толкованием». Из этого следует, что «плохие» сны не стоит рассказывать вообще. (Замечу в скобках, что этот совет лишь часть общего правила - отрицательную информацию нельзя проговаривать, давая ей тем самым материальный якорь слов, и, следовательно, экзистенциональность. Увеличение отрицательного «заряда» нашего мира есть вещь, мягко выражаясь, не рекомендуемая). Сны, которые мы бы хотели видеть реализующимися, следует пересказать тому, кто максимально заинтересован в их воплощении (вашей маме, например).

Теперь наступает время задать вопрос: «Отчего Йосеф растолковывает сон начальника пекарей столь трагически?». Ответ даёт рав Кляцкин, раввин из Люблина. По его рекомендации Мы рассмотрим снившееся пекарю и виночерпию детально: «И чаша фараона в руке моей; и я взял виноград и выжал его в чашу фараона, и подал чашу в руки фараона» Берешит (40:11). Мне кажется, что выделенные слова говорят сами за себя. Его почти молитвенное отношение к исполняемой должности и очевидно страстное желание служить обожаемому монарху - прямое свидетельство заслуженно-хорошего толкования. В особенности, если учесть, сколь откровенно эгоистическим было сновидение «командира» пекарей: «Вот три плетёные корзины на моей голове. В верхней корзине всякая пища фараона, изделия пекаря, и птицы клюют её из корзины с головы моей».

Тем самым мы пришли к выводу, который делает Талмуд, резюмируя тему снов: «Человеку показывают из помыслов сердца его».

Йосеф растолковав сны, сделал явными внутренние мотивы и практически указал на конечный результат «дорог, которые мы выбираем».

Высота падения

«И позвал фараон Йосефа и бегом вывели его из ямы… и явился к фараону…» Берешит (41:14).

«Триллер» «Возвышение Йосефа» изобилует невероятными, совершенно неожиданными падениями, как раз в те моменты, когда высота достигнута, и мы собираемся, облегчённо вздохнув, успокоиться за его судьбу.

Йосеф, 17-ти лет, несомненный князь Духа, «папенькин сынок», тот, которого Яаков пестовал, как своего духовного наследника. Но, как и подобает продолжателю, его жизнь оказалась во многом сходной жизни самого патриарха. Яаков - «человек шатров», внутренний, духовный человек, - был вынужден бороться за своё вполне материальное «место под солнцем». Ненависть Эйсава выбросила его из дома, и всё им заработанное он получает из рук Всевышнего, а не по наследству. Точно также построена жизнь Йосефа. Ненависть братьев закидывает его в Египет и всё им достигнутое - подарок Всевышнего, без всякой связи с приобретённым Яаковом. И тот, кого жизнь (до 17 лет) подготовила к духовному, оказывается вынужден заниматься самыми, что ни на есть, материальными проблемами. Но на этом заканчивается сходство, и мы попробуем с вами увидеть уникальность «уроков Йосефа», любовно преподанных Пятикнижием.

«Маятниковость» его «судьбы» не имеет себе равных. Кратко описанная траектория его жизни звучит так. Любимый сын и наследник богатейшего (в духовном и материальном смысле) человека на земле, он падает до положения чужеземного раба в сверхдержаве того времени. Из положения «раб рабов» (чужеродность - не шутка!) он поднимается до управляющего крупнейшим имением египетского вельможи. Управляющий превращается в раба-узника, что существенно ниже его стартовой позиции.

В тюрьме эффект маятника продолжается и поднимает его на должность «директора тюрьмы»: «И отдал начальник темницы в руки Йосефа всех узников в темнице; и во всём, что там делали, он был распорядителем» Берешит (39:22). Следующее колебание маятника - и Йосеф оказывается в яме, самой натуральной яме, в самом низу самого низкого места - египетской «темницы народов».

То, что происходит за тем, ассоциируется у меня со следующей исторической зарисовкой. Август 1941 года. Один из островов архипелага «ГУЛаг». Репрессированный генерал-майор Константин Константинович Рокоссовский стирает портянки. «Зека Рокоссовский, к начальнику лагеря!». «Эх, портянки не достирал» - огорчённо крякает заключённый и, как положено, рысцой бежит к лагерному управлению. А его уже дожидается чёрная «Эмка», которая мчит его на аэродром. Самолёт с работающими двигателями принимает его на борт и тут же взлетает. Через несколько часов он в Москве. Кремль. Сталин лично поздравляет его с вступлением в должность командующего армией.

Только в случае с Йосефом амплитуда была несравнимо круче. Извлечь чужеродного раба-узника из тюремной ямы и вручить ему в тот же день бразды правления не только сверхдержавой, но и всем цивилизованным миром (в котором тоже будет неурожай, и который тоже будет нуждаться в милости Йосефа), - это «круто-круто»! Нам осталось извлечь из этой удивительно головокружительной карьеры уроки нашей жизни. Начнём с комментария раби М.-М. Шнеерсона о трёх уровнях проявления Творца.

Первая карьера Йосефа (о ней мы уже говорили) была «сделана» следующим оригинальным способом: «И увидел его хозяин, что Всевышний с ним, и всё, что он [Йосеф] делает, [Всевышний] делает успешным в его руке» Берешит (39:3).

Сделать карьеру заключённому в тюрьме - задача посложнее предыдущей. Никаких приносящих прибыль подобных предприятий и прочих возможностей там нет. И потому уровень раскрытия Творца существенно повышается. Все-вышний раскрывается без «посреднических услуг» действий Йосефа: «И был Всевышний с Йосефом…» Берешит (39:21). Если честно, у меня нет материальных ассоциаций, а инфантильных, типа «нимба вокруг головы» или «светящейся ауры» забавны, не более. Но несомненное присутствие Создателя ощущалось повсюду, где бы ни появлялся Йосеф.

Но яма, господа, - это яма. В её кромешной тьме гаснут любые надежды. И потому третий, высочайший из уровней раскрытия Творца, уже не связан с человеком вообще. Йосефа, два года не видевшего «света белого» - «бегом-бегом» из ямы во властители всего белого света - сценарий, постановка и реализация Создателя.

А теперь мораль для всех нас. Способность человека получать прямо связана с его духовным горизонтом. Но лишь полное «отчаяние» в собственных силах позволяет получить то, что Всевышний хочет безгранично дать. В качестве поясняющего примера - идея Учёбы. Необходимое условие получения - уважение к дающему. Пример из братьев Вайнеров («Гонки по вертикали»). Педагог «божьей милостью», услышав от своего ученика-десятиклассника «на спор» выкрикнутое во всеуслышанье «Вы - дурак!», говорит очень тихо и грустно: «Как же я тебя смогу чему-нибудь научить?!». Для того, чтобы чему-то научиться у маленького ребёнка, нужно спуститься на его уровень, желательно, даже физически опуститься до его роста, иначе диалога (на равных) не получится. Всякий раз, встречая человека, очевидно уступающего вам в интеллекте, следует осознавать, что, поскольку ему меньше дано, то, следовательно, с нас больше спросится, и оттого в духовном смысле он выше нас. Как, впрочем, и невинный (во всех смыслах) ребёнок. Иначе, без ощущения себя «ниже», высший идеал - Учёба - у всего сотворённого неосуществим.

Учитель наш, Моше, был «скромнейшим из всех людей, Что на земле» Бемидбар (12:3). Не случайно Тора, уподобленная воде, называется «Пятикнижием Моисеевым». Вода, объясняет рав Давид Кимхи (13 век, Франция), потому олицетворяет Тору (кроме всего прочего), что имеет свойство течь сверху вниз. И лишь тот, кто ощущает себя ниже всех и всего (рав Десслер замечает, что если вы чему-то научились у стула, например, то стул - ваш несомненный раввин - учитель!), удостаивается чести получать всю (!) Тору.

Гибель «Кораха во-сообщники» столь необычным способом (их буквально «проглотила» земля) была определена (мера за меру) их претензией к Моше (и Аhарону): «Отчего возноситесь вы над общиной Всевышнего?» Бемидбар (16:3). Если Моше, ощущавший (и бывший) на уровне земли, «возносился» над ними - лишь закономерно их «местоположение» под землёй.

Как сказано в Трактате «Авот»: «Будь скромным очень, очень!». Йосеф в яме - это образ человека, убравшего своё Эго в абсолютной степени, и потому способного получить всё, что Создатель желает дать!

р.М-М.Гитик


Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: