Thursday, January 29, 2009

Бо, 5769.

Казни египетские


На фундаментальность десяти ударов по Египту указывает не только результат (Исход), но и очевидная параллель с десятью сказаниями (маамарот), лежащими в основе мироздания, и десятью речениями, уместившими в себе всю Письменную Тору там, на Синае.

Подступиться к философской твердыне казней мы попробуем с помощью… детской уловки, появляющейся в «Пасхальной hагаде». В ней мудрецы, дабы облегчить нам запоминание десяти казней, дают «считалочку» из первых, аббревиатурных букв казней.

Вот только сами десять казней я худо-бедно помню, а запомнить «облегчающую считалочку», к сожалению, никак не могу. Кровь, жабы, вши, дикие звери, ящур, язвы, град, саранча, тьма и первенцы – это пожалуйста, а «дацах» и дальше – приходится по казням восстанавливать продолжение памятки.

Как вы уже догадались, автор «дацах адаш баахаб» (специально заглянул в hагаду, чтобы не ошибиться), раби Йеhуда, даёт ключик к пониманию, разделяя казни на три (точнее, четыре, как мы увидим ниже) группы1.

Your browser may not support display of this image.

1 На это указывают в своём комментарии к книге «Шмот» Мальбим и «Кли якар» (рав Лунчиц).

Проще всего их объединение производится через общий уровень реализации. Кровь, жабы и вши «происходят» из почвы (включая в неё воду). Над землёй находятся объекты, попавшие под удар диких зверей, ящура и моровой язвы. Град, саранча и тьма египетская прямо ассоциируются с небом. Гибель же первенцев была следствием раскрытия самого Творца: «И пройду Я по земле Египетской в ту ночь…» (Шмот, 12:12). А мудрецы в hагаде подчёркивают: «Я – а не ангел… Я, а не серафим… Я, а не посланник».

Результатом первых трёх казней стала очевидность наличия Первопричины: «И сказали волхвы фараону: «Палец Всесильного это» (Шмот, 8:15).

Имя «Элоким» («источник всех сил»), как и образ «дактилоскопического отпечатка пальца Творца», указывают на самую первую ступеньку на Пути к Создателю – признания Его экзистенциональности. Заметим, что само по себе подобное признание не обязывает ни к чему.

Я проиллюстрирую этот весьма примитивный стиль отношений со Всевышним историей, случившейся сразу после моего приезда в Израиль, в ноябре 1977 года. В тот достопамятный вечер баскетбольная команда «Макаби Тель-Авив» нанесла поражение команде «ЦСКА-Москва», и звезда тель-авивцев, американский еврей Таль Броди, прокричал в прямой эфир исторические слова: «Мы на карте!», а экзальтированные болельщики, испытывая приливы еврейской крови к сердцу, прыгали в действующие в Тель-Авиве фонтаны с криками «Есть Элоhим!!!». То есть, ежели «наша взяла», следовательно «Он есть!».

В этот уровень прекрасно вписываются множество жизненных позиций: от лёгкого налёта христианства / мусульманства до общеупотребительного «Бог должен быть в сердце». Такой «сердечный бог» очень удобен и подобен носовому платку – достаётся лишь при необходимости.

Моя ирония лишь подчёркивает очевидную недостаточность уровня: «Признаю, что бог есть, но ведь и Я (в смысле, Мои желания) тоже есть!». Потому следующая группа казней – это подъём с уровня признания на уровень отношения, требующего корректировки собственной жизненной позиции. Дикие звери (аров), ящур (девер) и моровая язва (шхин) тщательно «обходили» еврейское гетто в Земле Гошен. И, следовательно, зримо квалифицировались как действия Творца, а не «просто» свидетельствовали о Его существовании.

Более чем естественно (чем дактилоскопия) ассоциировать с этим уровнем «руку» Создателя. Конечно же, и первые три казни не затронули евреев. Но зримость и очевидность выделенности нашего народа – это змеи, тигры и львы, которые, натыкаясь, как на незримую стену, останавливались у границ гетто, прямо свидетельствуя о «грубом» вмешательстве Всевышнего во вполне земные «разборки».

Индифферентная позиция, типа: «У мира, несомненно, есть Творец, но кто вам сказал, что он сейчас не отдыхает?», вполне допустимая после первой группы казней, оказывается невозможной после резкого очерчивания границ – до сих сплошная эпидемия, а дальше – ни-ни!

Всевышний, определяя задачу, которую призваны решить четвёртая, пятая и шестая казни, говорит: «Дабы узнал ты, что Я – Господь здесь, на Земле» (Шмот, 8:18). Имя Всевышнего – Адон-ай – прямо указывает на Творца как на Хозяина (Адон – хозяин, господин), управляющего «поместьем “Земля”» своей «державной дланью».

Интересно отметить параллель вышеописанного ступенчатого раскрытия Создателя степеням близости жениха и невесты, ведь мудрецы прямо говорят о еврейском народе как о невесте, стоявшей под хупой - Синаем со Всевышним.

Если мы вспомним Козьму Пруткова: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни», то сможем обозначить первую ступеньку как «палец», или, точнее, обручальное кольцо, на него надеваемое. Но, как известно, «протягиваешь палец, хотят всю руку» – из-под хупы жених и невеста идут уже рука об руку 2.

Следующая ступень – «хедер ихуд» («комната уединения»), жених и невеста остаются наедине – «лицом к лицу». Это параллель ещё одному качественному скачку в развитии отношений Творец – еврейский народ. Его суть: «нет, нет никого, кроме Бога одного».

Собственно, предыдущий, второй уровень управления

этим миром Создателем имеет один существенный недостаток. Да, несомненно (после шестой казни!),

Всевышний – Хозяин, но абсолютный ли? Всё ли случающееся происходит по его воле? Короче, нет ли места для дуализма – добро от Него, а зло само по себе?!

Вот именно на эти важнейшие вопросы и дают однозначный ответ казни, чей видимый уровень – небо.

Град, саранча и тьма египетская, кроме визуальной ассоциации с верхним имеют ещё одну отличительную черту, позволяющую объединить их в один общий уровень. Все они включали в себя взаимоисключающие элементы.

«И был град и огонь, вспыхивающий внутри града» (Шмот 9:24). Лёд и пламя. Их невозможное соседство в седьмой казни перекликается со следующей, весьма пикантной подробностью казни восьмой: «И обратил Всевышний очень сильный морской ветер, и не осталось ни одной саранчи во всех пределах египетских» (Шмот, 10:19). «Не осталась даже та саранча, которую египтяне засолили» – замечает РаШИ.

Я надеюсь, что зрелище мёртвопарящей солоноватой на вкус саранчи вас впечатлило, и идея мирного сосуществования света и тьмы из девятой казни будет воспринята как естественное продолжение вышесказанного.

Трём последним (удар по первенцам выделен нами в особое рассмотрение) казням предшествуют слова Всевышнего: «Дабы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле» (Шмот, 9:14).

Раскрывшееся непротиворечие света и тьмы, жизни и смерти, льда и пламени однозначно указывает на их общий источник. Всё в мироздании: «От рогов рээма и до яиц вшей», от пылинки (электрона) и до галактик – каждый момент времени создаётся Всевышним.

Третья группа казней раскрывает абсолютность Творца. Имя Всевышнего, ей соответствующее («алеф hэй йуд hэй» - тот, который будет) означает, что нам с вами (дай Бог, поскорее) ещё предстоит увидеть Всевышнего «лицом к лицу», как на Синае.

Итак, три ступеньки: существование, проявление и выход на уровень «нет никого кроме Него» (Дварим, 4:35), поднимают еврейский народ до Исхода. Но сам выход из Мицраим требует совершенно иного, качественного скачка, прыжка через ту бесконечную пропасть, что отделяет действия Создателя от Него Самого.

Исход, разрыв вод моря Суф и, конечно же, Синайское Откровение, стоят совершенно особняком и возвышаются над девятью казнями, чьей задачей было «кислотой вытравить» из евреев всё египетское. Более точный образ: выдавить и винограда (Мицраим) – сок (еврейский народ). «Взять себе народ изнутри [другого] народа» (Дварим, 4:34).

Your browser may not support display of this image.

2Даже у венгерских хасидов плечом к плечу. До 16 века держалась у ашкеназов традиция, в соответствии с которой жених и невеста шли из-под хупы, укрывшись одним талитом.

Четыре бокала вина, которыми мудрецы объяли весь Пасхальный седер, являются символами четырёх степеней близости Всевышнего и еврейского народа.

Осёл и баран

        …Всех же, открывающих утробу у ослов, выкупай на ягнёнка…

        Шмот, 13:13

Завершая недельную главу Исхода, Тора говорит о будущем, о Стране Израиля. В этом контексте мы и попробуем расшифровать образы осла и барана, которых «великий и могучий» язык россиян сделал почему-то неразличимыми (по крайней мере, на уровне нелестных эпитетов).

Осёл – «хамор» – символ Египта в еврейской традиции. «Хамор», («хомер» – материя), олицетворяет сугубо материалистический подход, не оставляющий места для вмешательства Творца. И потому образ народа Израиля – ягнёнок – призван заменить доминирующую в этом мире точку зрения, утверждающую первичность человека, изначальность материи.

И снова, только разрывая порочный, египетский круг, получаем мы возможность реализации Божественного в себе. Страна Израиля, которая всё ещё Эрэц Кнаан, и которую предстоит завоёвывать – это место Работы нашей; место, где наш народ, реализуя Тору, будет «выкупать» первородство осла-материи, заменяя его на ягнёнка Исхода нашего.

Исраэль вместо Мицраим, Божественное взамен человеческого – вот конечная цель нашей Работы.

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

Your browser may not support display of this image.

No comments: