Thursday, March 5, 2009

Тецаве, 5769.

О прозрачности

«И сделаешь одежды особые Аhарона, брата своего, для уважения и для красоты»

Шмот, 28:2

Назначение одежд первосвященника имеет столь высокий смысл, что Пятикнижие отводит их описанию необычайно много места. Нам для понимания смысла этих одеяний потребуется исследование двух определяющих понятий: «уважения и… красоты».

Мальбим, автор данного комментария, использует метод сравнения. Антонимом корня כבד – «кавед» – «тяжёлый» является слово קל – «каль» – «лёгкий», а противоположным уважению – כבד «кавед», является קלון – «калон» – изъян.

Изъян в имидже – очевидная причина неуважения. А, следовательно, безупречность внешних проявлений личности – залог уважения к ней. При этом по еврейским стандартам почтительности заслуживает лишь тот еврей, чьи внешне положительные черты есть проявления внутренней доброты, т.е. подобия Всевышнему в нас. И последний шаг наших рассуждений – влияние еврейской души снаружи – единственная (с еврейской точки зрения) причина, достойная вызвать уважение.

Определение: «кавод» – «уважение» – это ощущение, которое появляется в нас, когда мы наблюдаем проявление еврейской души сквозь контуры личности.

Если мы соединим это определение с мнением наших мудрецов о том, что эпитета «красивый» в нашем мире заслуживает лишь душа, то получится весьма интересная картина. Качество «тифэрэт» – «תפארת», третье из семи основных «мидот» определяется как правильные пропорции, гармония. Подобно алмазу, чья правильная огранка позволяет невзрачности стать драгоценностью, поражающей слепящим блеском.

А хорошие «мейдот» – это как раз и есть признаки красоты, которая есть ни что иное, как прозрачность материальной оболочки, позволяющая увидеть внутреннюю суть!

Интересно, что безупречность нашего вывода о красоте души, проявляющейся через наблюдаемость (следствие прозрачности) истинной доброты наших поступков, находит себе подтверждение в лашон hакодеш. Уродливый – «каур» – כעור – на иврите означает также «мутный, непрозрачный». Именно замутнённость эгоизмом портит красоту наших поступков! Невидимость, непроявленность души – свидетельство духовного уродства индивидуума.

Главный вывод, который делает Мальбим – «ле кавод у ли тифэрэт» – означает «для раскрытия духовного в материальном». Одеяния первосвященника выполняли задачу раскрытия высшего в этом мире. Восемь одежд – это проекции восьми уровней кдуши на наш материальный мир.

Их подробное рассмотрение выходит за рамки настоящего издания, и мы лишь отметим в качестве аналогии, восемь уровней раскрытия Всевышнего в мире. Высший из них – Кодеш hакодашим.Следующий: Здание Храма, ниже которого – Внутренний двор Храма, доступ куда бы открыт только для ритуально чистых евреев. Внешний двор Храма – открытый как для ритуально нечистых евреев, так и для неевреев. Территория Храмовой горы – энергетически на ступеньку ниже. Город Йерушалаим – «город, соединяющий верхнее и нижнее» – это следующая ступенька ощутимости присутствия Творца в мире. Даже сегодня, при отсутствии Храма, наш город отмечен кроме всего прочего знаменитым психическим расстройством «Иерусалимским синдромом» (совершенно ни в чём таком не замеченные люди, приехав в Йерушалаим, начинают возбуждённо кричать что-то «пророческое». Терапия – возвращение в обыденность их мест проживания) – прямым следствием особой энергетики, присущей городу Храма.

Страна Израиля находится по уровню раскрытия духовности ниже Йерушалаима. А в самом низу, на минимальном уровне раскрытия – весь материальный мир.

«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»

«И обратись ко всем мудрым сердцем, кого Я наполнил духом мудрости»

Шмот, 28:3

Самуил Яковлевич Маршак, потомок знаменитого еврейского мудреца раби Койдановера (МаРШаК – аббревиатура: Морейну Рабэйну Шимон Койдановер) несомненно выразил своей замечательной строкой еврейскую идею. Вот только отчего именно сердце нуждается в мудрости?

Ответ даёт Пятикнижие в главе «Тиса»: «И в сердце каждого мудрого сердцем поместил Я мудрость» (Шмот, 31:6).

Правда, он не очень понятен, коль скоро он уже мудр сердцем, то в чём ценность подарка?!

Вспомним, что мудрейший из людей, царь Шломо, попросил у Всевышнего именно этот не самый популярный на ярмарке тщеславия товар:

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное… чтобы различать между добром и злом» (Млахим I, 3:9).

Но воистину удивительной была реакция Всевышнего на эту просьбу:

«И сказал ему [Шломо] Всесильный: «За то, что этого просил ты, и не просил долгой жизни, не просил себе богатства, не просил жизни врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить… Я дам тебе сердце мудрое и разумное… и то, чего не просил. Я дам тебе, богатство и славу» (Млахим I, 3:11-13).

Попробуем объяснить термин «мудрый сердцем» – «хахам лев». Сердце – генератор всех наших эмоций и желаний. Его мудрость означает стремление к Истине, как к единственной реальной ценности.

Единственное мудрое желание – хотеть мудрость, то есть желать иметь возможность правильно оценивать всё окружающее по двубальной системе – Истина, Ложь. Конкретнее: Ноль или Один. Иллюзия или Реальность.

Давать мудрость тому, для кого притягательность материальных ценностей всё ещё не поблекла – бессмысленно. Такая мудрость, разбавленная эгоистическими желаниями, превратится в обыкновенную житейскую хитрость.

И потому лишь в чистое сердце, чьё единственное желание – Истина – кладёт Всевышний единственное настоящее сокровище – «мудрое сердце».

р.М-М.Гитик

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: